Варуфакис: «Европейские левые после Брекзита: что предлагает DiEM25», ч. V

Европа без руля и ветрил? Проекты трансформации как социального движения миллионов

Прогрессивная программа DiEM25 для Европы

Прогрессисты обязаны бороться за то, чтобы вновь сделать процесс принятия политических решений делом политическим и, отвоевав эту сферу для политики, демократизировать ее. Дональд Трамп в США, правые сторонники Брекзита в Великобритании, Ле Пен во Франции и др. появились и обрели силу в результате экономического кризиса, который был вызван кризисом пересчета всего в финансовые результаты и порожденным им кризисом либеральных демократий, которые из-за него теперь уже не могут функционировать как либеральные демократии. Вопрос для европейских левых, для прогрессивных либералов, зеленых и т.п. в настоящее время заключается в том, должна ли эта борьба, этот проект, принять форму кампании за выход из ЕС (например, Лекзита) или, как предлагает DiEM25, форму кампании гражданского, индивидуального и правительственного неповиновения — в рамках ЕС, но в конфронтации с ним.

DiEM25 отвергает кампанию евролоялистов, призывающих реформировать ЕС, работая в рамках евроистеблишмента, где изменения либо происходят со скоростью движения ледника, либо идут не в том направлении. Мы также отвергаем логику сторонников Лекзита и отказываемся делать распад ЕС нашей целью. Движение DiEM25 было образовано, чтобы создать реальную альтернативу: всплеск объединительных политических шагов по всей Европе (как в странах ЕС, так и в странах, не являющихся его членами), основанный на союзе демократов, принадлежащих к различным политическим традициям (включая левых, но не ограничиваясь ими) и на всех уровнях политического участия (малых городов, крупных городов, регионов и государств).

Тем, кто ругал DiEM25 и его призыв к общеевропейскому демократическому движению, называя его утопией: наш ответ в том, что транснациональная, общеевропейская демократия остается легитимной, реалистичной целью в долгосрочной перспективе — такой целью, который согласуется с освященным годами интернационализмом левых. Но эта цель должна сопровождаться прагматизмом и четким планом немедленных действий:

— противостоять всяким разговорам про «больше Европы» теперь, поскольку в нынешних условиях «больше Европы» — это значит больше людей загнать в железную клетку институционализированной жесткой экономии, предусмотренной истеблишментом ЕС;

— дать европейцам «дорожную карту» (полный набор стратегий и действий) того, как мы планируем преобразовать существующие институции Европы, с тем чтобы остановить экономический кризис, побороть неравенство и возродить надежду;

— сделать так, чтобы в этот же план были обязательно включены положения о сохранении интернационализма в том случае, если некомпетентный авторитаризм истеблишмента ЕС вызывает распад союза.


«ЕС будет демократизирована — или она распадется!»

Это было и остается программным заявлением DiEM25. Мы не можем предсказать, какой из двух вариантов (демократизация или распад) осуществится. Поэтому мы боремся за первый, готовясь при этом ко второму. И делаем мы это, работая в направлении Прогрессивной программы для Европы, которая составляется как на уровне широких масс, так и с помощью прогрессивных экспертов. Ее цель — победить злейшего врага демократии в Европе — реакционную догму «Альтернативы нет!», согласно которой якобы не может быть подлинно прогрессивной альтернативы нынешней политике в рамках объединенной Европы.

Противоядием от этой ложной безальтернативности, предлагаемым DiEM25, является Прогрессивная программа для Европы, которую мы будем вырабатывать в течение следующих полутора лет во взаимодействии с местными, региональными и национальными субъектами. Собирая нашу Прогрессивную программу для Европы по всему континенту и окружающим ее островам, мы продемонстрируем побежденным, обескураженным и разочарованным европейцам, что, как ни удивительно, альтернатива есть.

Прогрессивная программа DiEM25 для Европы будет прагматичной, радикальной и всеобъемлющей. Она будет включать в себя политические решения, которые можно осуществить немедленно, чтобы стабилизировать социальную экономику Европы и при этом:

— предоставлять больше суверенитета городским советам, префектурам и национальным парламентам;

— предлагать институциональные интервенции и проекты, которые позволят сократить человеческие издержки в случае обрушения евро и распада ЕС;

— запустить демократический процесс Конституционной ассамблеи, которая позволит европейцам сформировать европейскую идентичность, позволяющую поддержать их национальные культуры, парламенты и местные органы власти, получающие новый импульс.

Прогрессивная программа DiEM25 для Европы нацелена на объединительную кампанию, посредством которой Европейский прогрессивный интернационал сможет противостоять Националистическому интернационалу, набирающему силу.


Заключение

ЕС уже далеко зашел по пути распада. Есть две перспективы:

— ЕС еще не миновал точку невозврата (пока) и может быть демократизирован, стабилизирован, рационализирован и очеловечен;

— ЕС миновал точку невозврата, и его уже нельзя демократизировать. Таким образом, его распад не вызывает сомнений, как не вызывает их и существующая ныне опасность скатывания Европы в постмодернистскую версию дефляции 1930-х годов.

Движение DiEM25 считает, что в любом из этих случаев отказ от кампании за демократизацию ЕС был бы большой ошибкой для прогрессистов. Если еще можно создать демократический Евросоюз (перспектива, тающая с каждой минутой), то было бы жаль не попытаться это сделать. Но, даже если мы убеждены в том, что существующий ЕС уже не поддается демократизации, а значит и спасению, отказаться от борьбы за демократизацию ЕС (и превратить «выход» и «распад» в самоцель) — значит играть на руку единственной политической силе, способной получить выгоду от такой программы, — непримиримым правым ксенофобам.

Итак, что делать прогрессистам? Ответ DiEM25 заключается в следующем:

— энергично выступать с позиций интернационализма, поверх границ, по всей Европе за демократический Евросоюз — даже если мы не верим, что ЕС может или должен сохраниться в своем нынешнем виде;

— обличать авторитарную некомпетентность истеблишмента ЕС;

— координировать гражданское, общественное и правительственное неповиновение по всей Европе;

— проиллюстрировать на примере собственной транснациональной структуры DiEM25, как общеевропейская демократия может работать на всех уровнях и во всех юрисдикциях;

— предложить всеобъемлющую Прогрессивную программу для Европы, включающую в себя разумные, скромные, убедительные предложения по «починке» ЕС (а также евро) и даже по прогрессивному управлению распадом Евросоюза и коллапсом евро, если и когда истеблишмент до этого доведет.

Варуфакис: «Европейские левые после Брекзита: что предлагает DiEM25»