Выборы как ошибка

Выборы в белорусский парламент – дело несложное, я сам их проводил не единожды.

Институциональный формат белорусских выборов остаётся неизменным все последние 20 лет. Публика все эти годы пыталась отгадать: выберут оппозиционеров в депутаты или не выберут? Сегодня вопрос стоит иначе: выберут, но сколько?

Почему раньше обходились без оппозиционеров? Причины две:

а) узкая электоральная база оппозиции. Электорат у белорусских оппозиционеров, в целом, ядерный и преданный. Но численность его не растёт даже сейчас, когда провластный электорат довольно быстро сокращается идеологически и количественно. Потерянные для власти избиратели образуют болото, но в открытую оппозицию становиться не рискуют;

  б) личный парламентский опыт президента. Каковой опыт всякий раз напоминает, что даже 5-7 человек оппозиционеров вертели, как хотели, весь остальной Верховный Совет Беларуси и всех остальных проправительственных парламентариев числом около 200 душ. То есть несколько бойких говорунов, проскочив в депутаты, смогут полностью взять под контроль нижнюю палату Национального собрания меньше, чем за два-три заседания, это аксиома.

Именно поэтому Избирательный кодекс РБ свёрстан так, что легко может поставить блок на пути развития ситуации в данном направлении.

Сегодня расклад другой.

Президентские выборы 2015 года дались политической машине Беларуси очень тяжело, впору констатировать, что система местных избиркомов практически надорвалась в этом усилии. Образовались изрядные щели для пролезания оппозиционеров в парламент.

Помимо всего прочего, за три дня до выборов уже очевидно, что гарантированного принудительного привода оппозиционеров в белорусский парламент требуют и обстоятельства, и политические советники, которые, кивая на самый верх, весь предыдущий год щедро раздавали авансы различным оппозиционерам и представителям иностранных посольств. Теперь эти политические векселя предъявлены к оплате.

Схема такая. Предложен вариант, согласно  которому численность оппозиционеров в новом созыве парламента будет 10%, то есть 11 депутатов. Расчёт на то, что появление в парламенте 11 оппозиционных депутатов не будет одобрено наверху ни в каком случае. А вот на человек 5-6 согласие можно получить,  если красиво нарисовать бонусы от этого шага.

Аргументы (они же бонусы) такие: погоды они (оппозиционеры) не сделают, фракции в белорусском парламенте запрещены законодательством, и вообще, у нас всё схвачено, а Запад похлопает нас по плечу.

И всё-таки эти бонусы нарисованные, как очаг в каморке Папакарлы. Генераторы и модераторы этого проекта сами никогда в парламентской игре не участвовали. Весь расчёт строится на том, что президент про свой парламентский опыт уже подзабыл и, в целом, ситуация внутриполитическая представляется ему вполне себе благостной. Решающий довод: властные позиции внутри Беларуси сильные, и мы можем себе это позволить.

На самом деле это ложная дихотомия в чистом виде. Потому что реальная сила белорусской власти была, натурально, в том, что никакой оппозиции в парламенте (да и везде, в общем) власть не позволяла.

Колебания в вопросе о парламентском представительстве оппозиции говорят, что силы уж не те. И когда гипотетическая оппозиция получит легальную трибуну в парламенте и легитимный доступ в государственные СМИ без всяких ограничений, то самое болото (о котором выше) увидит, наконец, и своих представителей, и защитников народных интересов, и глашатаев.

То есть появятся легальные люди, облечённые властными и политическими полномочиями, которые с официальных трибун, в официальных газетах и на официальных телеэкранах будут говорить вслух то, о чём болото бубнит на кухнях, в общественном транспорте и т.д. Болото увидит новых лидеров и новые возможности.

Ну, а дальше дело техники. Активисты с опытом майдана и войны в Донбассе в Беларусь уже потянулись.

Такая инфа.