Демократия: последнее табу — II

Миф 1: Каждый голос важен

Мы часто слышим это в период выборов. Утверждение, что ваш голос действительно важен. И это отчасти правда: он важен как один из ста миллионов голосов. Но если попробовать подсчитать процент вашего влияния на результаты голосования как одного из ста миллионов, то цифра получится, мягко говоря, скромная: 0,000001%. Иными словами, ваше влияние практически равно нулю. Шанс, что ваш голос определит победителя выборов, астрономически мал.

В действительности всё обстоит еще хуже, поскольку вы голосуете не за какую-то конкретную политику или принятие решения по конкретному вопросу. Вы голосуете за кандидата или политическую партию, которые затем будут принимать решения от вашего имени. На то, какие именно решения этот человек или эта партия будет принимать, вы уже никоим образом влиять не сможете! У вас нет возможности их контролировать. Четыре года (в некоторых странах больше) они будут решать всё, что им вздумается, и вы ничего не сможете с этим поделать. Вы можете бомбардировать их письмами, падать перед ними на колени, бегать за ними, но принимать решения будут они.

Правительство принимает в год тысячи решений. Голос, отданный вами человеку, чтобы он мог от вашего имени, но не консультируясь с вами, принимать решения по своему личному усмотрению, ни на одно из правительственных решений никоим образом не влияет.

Выбор, который вы делаете на выборах, практически никогда не ваш свободный выбор. Он лишь отражает некое туманное предпочтение. Редко встречается человек или партия, с которыми вы согласны полностью. Предположим, что вы против траты денег на помощь странам третьего мира или на войну в какой-то далёкой стране. Вы можете проголосовть за партию, которая выступает против этих расходов. Но может оказаться, что эта партия выступает и за повышение пенсионного возраста, с чем вы совсем не согласны.

Кроме того, партия или кандидат, которым вы отдали свой голос, могут и нарушить свои предвыборные обещания; такое случается сплошь и рядом. Что вы можете в этом случае сделать? Подать на них в суд за обман? Не поможет. Лучшее, что вам остаётся, это четыре года спустя голосовать за другую партию или другого кандидата. Результат при этом вряд ли будет другим.

Голосование — это иллюзия участия в управлении государством в обмен на потерю свободы.

Когда Саша и Маша приходят на избирательный участок, им кажется, что они оказывают влияние на направление, в котором пойдёт страна. И в микроскопической (указанной выше) степени это правда. При этом от имени 99,9999% избирателей будут приниматься решения, в каком направлении пойдёт жизнь Саши и Маши. Таким образом, они больше теряют контроль над своей собственной жизнью, чем влияют на жизнь других. Их влияние было бы гораздо реальнее, если бы они сами решали, как жить. Например, если бы они сами могли решать, на что тратить свои доходы до того, как отдать половину правительству в форме всевозможных налогов.

Или другой пример. В нашей демократической системе люди практически не имеют прямого контроля над тем, какое образование получают их дети. Если они хотят изменить образовательную практику и иметь над ней больше контроля, чем только через избирательную урну, им придется войти в состав образовательного лобби, писать петиции политикам или устраивать демонстрации протеста перед правительственными учреждениями. Существуют родительские ассоциации, пытающиеся воздействовать на образовательную политику такими методами. На это уходит уйма времени и энергии, но результата практически никакого. Было бы бесконечно проще и эффективнее, если бы государство не вмешивалось в образование, а учителя, родители и учащиеся сами решали свои вопросы индивидуально и сообща.

Конечно, правящий класс постоянно призывает людей голосовать. Он всегда подчеркивает, что путем голосования люди реально влияют на политику правительства. На самом же деле им важно другое: участие людей в голосовании — это знак одобрения системы, подтверждение морального права элиты править народом.

Многие считают участие в выборах своей моральной обязанностью. Часто можно услышать, что если ты не голосуешь, то и не имеешь права участвовать в публичных дебатах или жаловаться на решения политиков. Не выразил свое мнение в избирательном бюллетене — сиди и помалкивай. Говорящие так видимо не могут себе представить, что можно и не покупаться на иллюзию влияния, которой торгует демократия. Они страдают Стокгольмским синдромом — в конце концов полюбили своих поработителей и не осознают, что приносят свою свободу в жертву власти, которую политики и чиновники имеют над ними.

Читайте другие главы по этой ссылке.