СССР и Иран. 1921-1944

Как только это стало возможным, руководители Советского Союза постарались установить дружественные отношения с Ираном. Верные своим принципам, они добровольно согласились отказаться от всех концессий, которые были получены царским правительством в северных районах.

Они поступили так в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 13-й Советско-иранского договора о дружбе, подписанного 26 февраля 1921 г. В соответствии со статьей 13-й, Советская Россия отказалась от всех приобретений, при том условии, что они не будут предоставлены иностранному государству или компаниям и частным лицам — подданным иностранного государства.

Но Ленин и его соратники не могли и не хотели игнорировать того факта, что Северный Иран привлекает к себе внимание как в коммерческом, так и в стратегическом отношении. Соглашение поэтому содержало не только статьи о том, что иранское правительство не должно предоставлять концессий третьей стране, но также и упоминавшуюся выше статью 6-ю, которая давала Советскому Союзу право вступить в Северный Иран, если этого потребуют интересы самообороны.

К концу года иранское правительство уже нарушило это соглашение. В ноябре 1921 г. иранский меджлис ратифицировал соглашение, в соответствии с которым американской нефтяной компании «Стандард ойл» предоставлялись права концессии в северных районах Ирана. Поскольку Советский Союз был тогда еще молодой и недостаточно сильной державой, его протесты не принимались во внимание, тем более потому, что одна из самых могущественных сил в США была заинтересована в этом соглашении.

Но тут выступила с протестом Англо-персидская нефтяная компания. Незадолго до этого она приобрела права на добычу нефти в тех же районах от бывшего русского подданного Акакия Мефодиевича Хоштария, который с 1916 г. владел концессиями в провинциях Астрабад, Мазандеран, Гилян и в Иранском Азербайджане. Англо-персидская нефтяная компания заплатила за эти права 100 тыс. фунтов стерлингов (по некоторым данным, 350 тыс. фунтов стерлингов). Однако иранское правительство отказалось признать претензии Англо-персидской нефтяной компании, несмотря на ее уверения в том, что Хоштария являлся грузином и что поэтому на эту сделку не распространялось соглашение, достигнутое между Ираном и Россией. Когда Англия не могла больше поддерживать Грузию, то и этот предлог потерял силу.

Англо-персидская нефтяная компания была, естественно, взбешена тем, что ее главный соперник, «Стандард ойл», обосновался в Иране; как по радио, так и в прессе в те дни было очень много толков о войне. Действия «Стандард ойл» являлись, несомненно, прямым ответом на отстранение ее от участия в соглашении по нефтяным вопросам в Сан-Ремо, заключенном в апреле 1920 г.; что же касается иранского меджлиса, то он пошел на соглашение со «Стандард ойл» в силу финансовых соображений, а также для того, чтобы помешать Англо-персидской нефтяной компании обосноваться на севере Ирана. Джон Кэдмен, который уже разработал план противодействия проникновению американских нефтяных компаний на Средний Восток, ввиду создавшегося серьезного положения выехал для личных переговоров в Нью-Йорк.

Он прибыл в США в рождественские дни 1921 г.; в результате его переговоров со «Стандард ойл» было достигнуто перемирие между конкурирующими нефтяными компаниями. Группе «Стандард ойл» была предоставлена возможность участвовать в разработке нефти в Ираке, а Англии — половинная доля участия в добыче нефти в Северном Иране. «Стандард ойл» немедленно прекратила свои нападки на английскую политику по нефтяным вопросам на Среднем Востоке, а государственный департамент США немедленно перестал требовать осуществления принципа «открытых дверей». Однако тут снова произошло непредвиденное событие. Когда «Стандард ойл» предложила иранскому правительству заем в 10 млн. долларов на условиях 7% годовых, меджлис отказался ратифицировать его и заявил 2 марта 1922 г. об аннулировании договора на концессию. На это имелось формальное основание: договор утратил силу в результате вступления «Стандард ойл» в сотрудничество с другой компанией без согласия иранского правительства. Но, по существу, дело заключалось в том, что на сцену выступил другой претендент. Поскольку наиболее видным политическим деятелям Ирана, очевидно, уже удалось прикарманить значительные суммы денег в виде вознаграждения за их «добрые услуги», перспективы получения дополнительных денежных вознаграждений казались им весьма соблазнительными.

Так или иначе, в 1923 г. переговоры с другой американской компанией, которая пользовалась поддержкой государственного секретаря Фоллса, были успешно завершены. Компания «Синклер ойл» получила концессию сроком на 50 лет, гарантируя со своей стороны иранскому правительству 20% дохода и предоставление займа в размере 10 млн. долларов. Однако в 1924 г. Гарри Синклер — главный владелец компании — был арестован в связи с раскрывшейся нефтяной панамой, и его право на концессию было аннулировано.

В апреле 1925 г. Советский Союз снова уведомил Иран о том, что последний может распоряжаться нефтяными концессиями в Северном Иране только на условиях советско-иранского договора от 26 февраля 1921 г. После десяти лет относительного покоя Иран возобновил свои прежние интриги и в 1937 г. передал права на нефть в Хорасане и Астрабаде «Ираниен ойл компани» — американской фирме, тесно связанной с «Тексас ойл компани». Советский Союз снова заявил протест против нарушения договора, который все еще являлся основой взаимоотношений между Ираном и Советским Союзом. Когда год спустя «Ираниен ойл компани» отказалась от своих прав, иранское правительство предприняло новые действия, которые задевали интересы Советского Союза. В 1939 г. концессия была предоставлена дочернему предприятию компании «Ройал датч-Шелл». Данная концессия в 1944 г. была аннулирована, так как Советский Союз к этому времени продемонстрировал свою непоколебимую мощь, и его законные требования уже нельзя было произвольно отклонять.

Причиной всех пяти случаев преднамеренных нарушений советско-иранского договора неизменно являлась нефть, причем каждый раз дело касалось не просто значительных нефтяных запасов, но и важных стратегических позиций, находившихся на подступах к Баку и Батуми. Каждый раз британские и американские нефтяные компании вступали в сговор с иранским правительством. С другой стороны, советской нефтяной концессии в Северном Иране «Рашн хьюэва хуриен джойнт сток компани» чинились всевозможные препятствия.

Нефтяная эпопея в Северном Иране является тем более поучительной, что заинтересованные компании прекрасно знали о том, что в силу географических и транспортных условий Северного Ирана благожелательное отношение Советского Союза является необходимой предпосылкой для всякого коммерческого предприятия в этом районе. Получение нефти не через Баку — Батуми, а другим путем — если это вообще осуществимо — стоило бы очень дорого. Пять северных провинций Ирана находятся на расстоянии более 1120 километров от Персидского залива, и, конечно, ни одна компания не могла бы взяться за строительство нефтепровода на такое большое расстояние. До 1933 г. Иран получал керосин и бензин для внутреннего потребления из СССР, так как транспортировка нефтепродуктов с южных промыслов Англо-персидской нефтяной компании была очень сложна и обходилась невероятно дорого.

Нельзя не отметить, что постоянные просьбы о предоставлении прав на разведку и бурение в Северном Иране являлись только предлогом для засылки агентов в эти районы, а также для того, чтобы предотвратить возможность разработки и эксплуатации нефтяных ресурсов Северного Ирана Советским Союзом. Это еще больше бросается в глаза за последнее время, ибо в ход было пущено все то, что давало возможность использовать проблему Северного Ирана в целях вовлечения союзных держав в конфликт с Советским Союзом.

Майкл Брукс. «Нефть и внешняя политика»