Образ рабочих в СМИ фрагментарен и неадекватен. В прессе речь идет либо об обезличенной рабочей силе, которая рассматривается с сугубо экономической точки зрения, либо о наиболее ярких, экстраординарных «персонажах». Зарисовок же с натуры этого социального слоя в СМИ нет — из-за общественной пассивности самих рабочих, идеологической позиции изданий и недостаточного развития гражданского общества.
Жизнь рабочих стала для средств массовой информации либо экзотическим сюжетом, который лишь время от времени появляется в статьях, либо простой экономической «функцией», которую оценивают в количественных показателях (производительность труда, число проведенных часов у станка и пр.).
Подобное отсутствие адекватного и объективного дискурса о рабочих объясняется их низкой социальной активностью, направленностью и задачами самих СМИ, а также слабым развитием публичной сферы, отметили научный сотрудник Института социологии РАН Александрина Ваньке и социолог Максим Кулаев в докладе «Репрезентации рабочих в российской печатной прессе». Он состоялся на Международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства», которая прошла в Высшей школе экономики.
Исследователи отобрали 53 статьи о рабочих за 2013—2015 годы и провели 8 экспертных интервью с представителями печатных изданий. В их числе «Ведомости», «Коммерсант» (журналы «Деньги», «Огонек», «Секрет фирмы»), «Форбс», «Русский репортер» и пр.
Образы рабочих в прессе выглядят либо «кисло» (такое определение в 2010 году, в свою бытность президентом, дал Дмитрий Медведев), либо вообще не появляются в статьях.
Замалчивание жизни рабочих в СМИ во многом связано с социально-политической и экономической ситуацией в России за последнюю четверть века и сложившейся расстановкой сил в обществе.
Авторы доклада приводят возможные объяснения слабой представленности образа рабочих в прессе.
Прежде всего, это роль рабочих в общественной жизни – отнюдь не первостепенная. Разрушение промышленности в 1990-е годы и неолиберальные реформы привели к вытеснению рабочих с общественной трибуны, подчеркнули авторы доклада. Наследие первых постсоветских лет проявляется еще и в том, что после распада СССР, с закрытием заводов и массовыми увольнениями персонала, стало невыгодно и непрестижно быть рабочим.
Среди других причин слабой репрезентации в СМИ образа рабочих Ваньке и Кулаев назвали слабое развитие гражданского общества, а также консервативные и праволиберальные взгляды журналистов. Так, в статьях подобного толка роль рабочих зачастую истолковывается негативно. Например, нередко муссируется мысль о том, что производительность труда рабочих тормозит развитие бизнеса.
Таким образом, помимо социально-политического контекста, особое значение имеет и настрой самих СМИ.
Печатные издания учитывают интересы своей аудитории, которая состоит прежде всего из жителей крупных городов, преимущественно офисных служащих.
Такие читатели обычно далеки от «рабочей» тематики. Если их и интересует жизнь работников заводов, то только в необычных своих проявлениях.
Аудитория «клюет» на экстравагантные сюжеты о рабочих (если, например, у героя статьи необычный образ жизни) и на истории с конфликтом. Иными словами, для того чтобы публику «зацепила» история о рабочих, нужен «экшн», «драйв» (впрочем, заметим, такая установка универсальна для любой story). При этом старый стереотип – образ рабочего «в засаленной робе», нередко пьющего, – тоже уходит в прошлое.
Для детализации темы исследователи рассмотрели дискурсивные практики СМИ.
Исследователи выделяют два ярких типа дискурса: консервативный и либеральный. Второй подразделяется на неолиберальный и либерально-социальный подтип.
Консервативно настроенная пресса рисует рабочих и работодателей как одну семью, с общими корпоративными ценностями. При такой «идиллии» (по сути, «лакировке») потенциальный и реальный «классовый антагонизм» остается за скобками, отмечают эксперты.
Консервативные издания видят в рабочих поддержку власти, и любые протесты в заводской среде трактуются как исключение из правил, результат интриг и внешнего давления. Консервативный дискурс «использует рабочих для легитимации существующего порядка», резюмируют Ваньке и Кулаев.
В либеральном дискурсе опорными служат идеи экономических ценностей, гражданские и политические свободы.
Издания этого типа (например, «Форбс» или «Ведомости») относятся к рабочим как к пассивному объекту, видя в них прежде всего ресурс для развития бизнеса (проблемы самих рабочих при этом игнорируются), констатируют исследователи. Отсюда и используемая в статьях чисто экономическая терминология: «рабочая сила», «производительность труда» и пр. Она носит обезличенный, количественный характер («масса»). По сути, это некий «взгляд сверху». Такой дискурс «усиливает социальное неравенство», обобщают Ваньке и Кулаев.
Издания либерально-социального плана «Русский репортер», «Огонек» и «Секрет фирмы» проявляют интерес к самой жизни рабочих – их личностям, повседневным проблемам, социальной сфере, протестам («взгляд снизу»).
Если в консервативной прессе образ рабочего выглядит как «нормативный», лакировочный, то в либерально-социальной прессе можно говорить о многоликости этой социальной группы. Люди, работающие на заводах, выглядят в таких изданиях как активные и вполне успешные. Они отстаивают свои права перед работодателем. Вот показательный отрывок из подобной статьи: «Гроза автопрома подкатывает к офису на черном чоппере, на нем кожаный комбинезон байкера, шипованные перчатки».
Авторы доклада акцентируют сам способ подачи материала: журналист старается заинтриговать читателя, придать изложению остроту. И это понятно: иначе аудитория, далекая от «рабочей» темы, просто не станет читать статью.
В конечно же счете, в печатной прессе нет целостного и полностью объективного образа рабочих. СМИ обращаются к теме лишь эпизодически и во многом подстраивают её под свою политику.
Впрочем, и сама среда рабочих сильно дифференцирована: в одних городах это ощутимая общественная сила, в других – пассивная часть общества, у которой слабое самосознание, добавляют Ваньке и Кулаев. «Ситуация изменится, если рабочие будут активно участвовать в общественной жизни», – заключают авторы исследования.