Эвлия Челеби. Крым

ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ СТРАНЫ СОЛГАТ, ВЛАДЕНИЙ РОДА ЧИНГИЗИДОВ, ПЕРВОГО РУБЕЖА — МОЩНОЙ КРЕПОСТИ ОР, ТО ЕСТЬ ФЕРРАХ-КЕРМАН.

Все татарские истории называют эту крепость Ор — Феррах-керманом. Когда этот Крымский остров был в руках генуэзских неверных, [будущий]властитель Крымского острова — сын Чингиз-хана Джучи-хан в ... году захватил крепость, стоявшую на месте крепости Ор, из рук генуэзских франков. От залива Азовского моря до залива моря Мертвого он выкопал ров в ... шагов по земле, связывающей этот крымский остров с сушей. Так как здесь выкопали этот ор, то есть ров, то крепость назвали Ор, то есть Ров-крепость. Но татарские летописцы называют ее Феррах-керманом.

Затем, в ... году Сахиб Герай-хан из рода Чингиз-хана, мудрый и могущественный, как Джем, разрушил до оcнования крепость Ор, которую захватил от рук генуэзских франков великий Джучи-хан. На перешейке, который соединяет Крымский полуостров со степью Хейхат он выстроил эту крепость Ор. Так как крепость вселяла радость и веселье [в видевших ее], ей дали имя Феррах-керман.

Но историки арабские и автор «Книги драгоценностей» святой Мухйи ед-Дин Араби называют остров Крымский и землю непокорных казаков страной Солгат. В каббалистических книгах и во многих высоких речах татарские земли называют страной Солгат. В одной каббалистической книге даже говорится: «О страна Солгат( Остерегайтесь беды, [происходящей]от  [тех, кто]с маленькими глазами из своего числа», то есть «О крымский народ( Опасайтесь народа с маленькими глазами, происходящего из вас самих, то есть остерегайтесь народа калмыков». Поэтому крымский народ называют народом Солгат. После того, как он (Ибн Араби — Е.Б.) говорит, что татарская земля — это Солгат, он сообщает, что народы стран Хинд и Синд, Кашмир и Гюлькенд, Чин и Мачин, Хатай и Хотан, Фагфур и Узбек, Балх и Бухара, страна Аджем и Хорасан, страна Казак и страна Туркестан, страна Махан, народы Могол и Богол, народы Кайтак и Дагестан, народы Ногай и Калмадж, народ Хешдек, народы Москов, Лех, мусульманский народ Липка, народ Мадьяр и Крымский народ, а всего семьдесят разных народов, — все они татары, народ Солгата. Даже во владениях шведского короля, подобно татарам-хешдекам в Московии, кочует двенадцать сот тысяч татар с семьями. Род Османов и весь народ туркмен — татары. В истории под названием «Подарок» и в истории грека Янвана, и в истории латинянина Мактина, и в истории «Объяснение таинственных явлений» написано так:

«Площадь этой земли, острова, окруженного морем Океан, составляет 87 тысяч миль. Половину этого острова держит народ Солгат, то есть народ татарский. На земной поверхности существует немного народов, помимо черных арабов и народов татарских», так написано. Многие сотни христианских народов — это выродившиеся татары, так написано.

В хронике [под названием]... подробно описаны мудрые и славные деяния некоторых благородных пророков и посланников [Божьих]. [В ней говорится, что]когда [Господь]мощной дланью сотворил из глины святого Адама, тот был создан в облике татарина. Историк мира толкователь Исхак в комментарии к  [аяту из]суры «Потомство Имрана»: «Поистине, Иса, раб Божий, подобен Адаму» в подтверждение того говорит, что святой Иса был создан в образе красивого татарина. Даже народ юнанских неверных, то есть христиане-греки, единодушно описывают святого Ису, мир ему, по виду, по одежде, по благородной внешности совершенно в татарском образе. Тем не менее все неверные не любят татарский народ и считают их подлыми врагами. Они говорят: «Нет( Святой Иса не похож на татарина( Он, как и святой Яхья, имел редкую бороду и узкие, подведенные сурьмой глаза. Когда святой Яхья, выходя погулять, нес на руках святого Ису, [люди видели, что]святой Иса похож на святого Яхью и говорили: «Почему же говорят, что ты похож на народ Солгата?» Но греческие неверные говорят: «Народ солгатских юнанов — это наш народ».

Короче говоря, народ Солгата — татары, захватили земную поверхность. Но, слава Богу, на народ татарский этого Крымского острова Величайший Творец обратил благосклонный взор. В какую бы сторону они ни обратились, они всегда выходят победителями и приносят в землю неверных беспокойство и суматоху. Все неверные в своих странах боятся татар. Им нет пощады, и они остаются в безверии. Слава Богу, этот народ татарский — правоверные единобожники, сунниты. Их община подобны полку муджахедов газиев. По чудотворной молитве Мухаммада-Избранника они живут на Крымском острове и в других странах. На все четыре стороны света они идут на государства неверных, обреченных попасть в ад, грабят их и уводят, стенающих, в плен. Они захватывают детей и взрослых, жен и дочерей. Пленников с разбитыми сердцами и связанными ногами они всячески мучают, кормят их конской кожей, внутренностями и кишками. Всех неверных с детьми и родственниками они отправляют в земли ислама, где те удостаиваются счастья быть обращенными в мусульманство.

Об этом народе татар, охотниках за врагом, есть достоверный хадис: «Сказал посланник Бога, да благословит его Бог, да приветствует; Поистине, у Бога на Востоке имеется воинство, имя ему — тюрки. Он наказывает с их помощью тех, кто противится Ему. Те же, обманувшиеся и потерпевшие поражение, будут кидать в них камнями, но не будут попадать. И вот когда вы увидите такое — готовьтесь ко дню Страшного Суда».

Эвлия Челеби, «Книга путешествия»