Транспорт Беларуси

Транспорт БССР в настоящее время обладает относительно густой ж.‑д. сетью, представляющей собой в значительной степени выходы в соседние капиталистические страны (Польша, Латвия). В то же время с точки зрения внутрисоюзного транспорта широтные линии превратились в тупики, за исключением лишь магистралей внутрисоюзного транзитного сообщения. В области транспорта пятилетний план выдвигает главным образом упорядочение движения на существующих дорогах, изыскания на отрезках крупных ж.‑д. магистралей меридионального направления, сооружение ряда ветвей местного значения, в первую очередь лесовозных, и наконец увязку с другими видами транспорта.

Актуальной задачей является упорядочение и использование водных путей. Разветвленная система судоходных и сплавных рек БССР, в первую очередь бассейна Днепра, создает предпосылки для надлежащего транспортного использования водных путей в соответствии с потребностями народного хозяйства. Целесообразность перевозки громоздких и дешевых грузов, в первую очередь лесных материалов, водными путями, необходимость разгрузки ж.‑д. транспорта и подготовки к сооружению непрерывного водного пути между Балтийским и Черным морями в связи с постройкой Днепровской станции — все это делает необходимым производство работ на водных путях БССР в ближайшее пятилетие. К этим работам относятся: переустройство Березинской системы для упорядочения связи между Западно-Двинским и Днепровским бассейнами, углубление фарватеров и воссоздание парового и непарового флотов и наконец устройство ряда перевалочных пунктов для развития смешанных железнодорожных и водных перевозок.

Капитальные затраты на водных путях БССР в предстоящем пятилетии проектируются в сумме 18,7 млн. руб., из коих 9,5 млн. руб. на восстановление Березинской системы. Кроме того проектируются эксплуатационные расходы в размере 9,5 млн. руб.

В отношении безрельсовых дорог пятилетний план, не разрешая полностью проблемы их реконструкции, путем переустройства всех дорог значительной грузонапряженности в гравийные и улучшенные грунтовые дороги, устанавливает курс на максимальное развитие улучшенных типов дорог. В настоящее время только государственные дороги частично (16%) покрыты твердой оболочкой, вся же огромная сеть дорог местного значения представляет собой по большей части лишь примитивные пути сообщения. Устройство на местных дорогах, в первую очередь на подъездных путях, полотна с твердой оболочкой и улучшенных грунтовых дорог явится значительным шагом вперед в деле реконструкции дорожного хозяйства. Мостовые же сооружения на дорогах всех категорий должны быть в течение пятилетия приведены полностью в надлежащее состояние. Бюджетные ассигнования в размере 21 млн. руб. и внебюджетные средства вместе с трудом населения в 12,7 млн. руб. должны значительно улучшить состояние дорог местного значения. Что касается затрат на государственных дорогах, то они будут направлены, кроме постройки нового шоссе и ряда мостов постоянного типа, в первую очередь на восстановительные работы на существующих шоссе и на покрытие твердой оболочкой (шоссейной и гравийной) ряда важнейших дорог. Общие ассигнования на государственные дороги проектируются за пятилетие в размере 110 млн. рублей.

Грузооборот. В соответствии с общим ростом народного хозяйства вырастают и размеры грузооборота на транспортных путях БССР. При общем росте всего грузооборота к концу пятилетия на 62%, ж.‑д. грузооборот вырастает на 56,6%, а водный на 165%, вследствие чего последний повышает свой удельный вес в общем грузообороте страны с 4,9% до 8%.

Так как в области сельского хозяйства, в особенности в его товарной части, растет главным образом продукция животноводства, в области же завоза продуктов извне в БССР основное место к концу пятилетия должны занять такие громоздкие материалы как металлы, строительные материалы и искусственное удобрение, то можно предположить, что рост грузооборота по прибытию будет превосходить рост его по отправлению. Так по ж.‑д. прибытию намечается за пятилетие темп роста в 62% против 52,1% по отправлению, по водному транспорту по прибытию намечается рост в 394% против 85% по отправлению.

Источник: «Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР (Первый пятилетний план)». Том III. Районный разрез плана. Белорусская ССР.