Эмоциональное выгорание (burnout. англ.) – это симптом современности, считает Альфрид Лэнгле. Известно, что эмоциональное выгорание может наступить в результате сильного напряжения. Однако любая деятельность может быть связана с напряжением. Важнее то, что в случае выгорания присутствует ориентация человека на достижения без соотнесения со своими настоящими ценностями и смыслами.
Альфрид Лэнгле – автор теории фундаментальных экзистенциальных мотиваций, президент Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International), ученик и коллега знаменитого психотерапевта, писателя, основателя логотерапии (метод экзистенциальной психотерапии) Виктора Франкла.
Эмоциональное выгорание – одна из тем научных работ Лэнгле. В ходе доклада он отметил, что, несмотря на все опасности этого явления, иногда выгорание может быть единственным, а, по сути, последним способом, заставляющим человека переосмыслить свои жизненные ориентиры.
Напряжение имеет предел
Нередко современный человек требует от себя больше, чем позволяет уровень его жизненной энергии и возможностей. Либо обстоятельства заставляют находиться на грани напряжения. Это может привести к физическому и эмоциональному истощению. «Состояние истощения может наступить во многих случаях – после большого периода напряжения, когда, например, закончена работа над большим проектом, сданы экзамены, завершено исследование. Врачей к такому состоянию может привести эпидемия гриппа, а молодую мать – два маленьких ребенка», – рассказал Альфрид Лэнгле.
Физическое и эмоциональное истощение является одним из серьезных признаков и последней стадией эмоционального выгорания. Примеры симптомов истощения: бессонница, либо, наоборот, желание спать долго, снижение мотивации, депрессивное настроение.
Вместе с тем, человек от природы, как отметил Лэнгле, дана способность выдерживать напряжение. Но при этом обязательно должен быть виден свет в конце тоннеля.
Во многих случаях выгорание можно преодолеть с помощью осознания проблемы и полноценного отдыха «Опасно, когда требования, связанные с напряжением не прекращаются, и человек не может себе позволить по-настоящему отдохнуть», – рассказал психотерапевт. В этой ситуации проблема выходит на более серьезный уровень.
Цель vs ценность
Однако эмоциональное выгорание – результат не только напряжения сил и беспросветной работы, ведущий к энергетическому упадку организма. Оно может наступить и в ситуации отсутствия явного напряжения.
Синдром эмоционального выгорания стал известен в 1974 году благодаря американскому психиатру Герберту Фрейденбергеру, который наблюдал за работой волонтеров. В ходе его исследования обнаружилось, что все волонтеры вначале были в восторге от своей деятельности, однако затем этот восторг уменьшался. Личное впечатление Фрейденбергера было таково, что люди будто выгорали, от них словно оставалась горсть пепла. Вместо желания помочь, у волонтеров наблюдалось циничное отношение к окружающим, а общение воспринималось как нагрузка.
Исследование доказывает, что выгорание – это нечто большее, чем просто физическое и эмоциональное истощение, и оно не обязательно связано с количеством рабочих часов. Фрейденбергер выделил 12 стадий выгорания. На первых стадиях человек испытывает навязчивое желание доказать себе и другим, на что он способен и пренебрегает собственными потребностями. На последних стадиях происходит полный слом, проявляются психосоматические симптомы, и часто возникает суицидальное состояние.
Профессор Лэнгле привел пример из собственной практики, когда к нему обратился за помощью вполне успешный бизнесмен, скрывавший свое болезненное состояние от подчиненных и от жены, которая распознала выгорание лишь на последних стадиях и отправила мужу к психотерапевту. К тому времени бизнесмен, как он сам признался, не был уверен в том, что не выпадет из окна в любой момент, и у него даже не было сил на то, чтобы самостоятельно набрать номер телефона и договориться о встрече с психотерапевтом.
Одной из основных причин наступления подобного состояния, как рассказал Лэнгле, является потеря или отсутствие смысла в том, что человек делает, и, как следствие, отсутствие радости и удовлетворения от собственной деятельности.
Это происходит, когда люди ставят перед собой цель, но теряют, либо не видят ценности в процессе ее достижения, или само достижение цели становится ценностью. Можно иметь цель быть первой скрипкой, но совсем не наслаждаться игрой на скрипке, либо открыть бизнес лишь с целью заработать деньги без осознания для себя ценности и смысла этого бизнеса, кроме получения прибыли, привел примеры Лэнгле.
Защита – в любви к работе
Исследования доказывают, что «выгоревшие» люди часто находятся в состоянии экзистенциального вакуума. Они страдают от чувства пустоты и бессмысленности, даже если у них достаточно времени и возможностей, чтобы заполнить эту пустоту. «Но смысл купить нельзя. Здесь важно задать себе вопрос, насколько я чувствую персональную ценность в том, что я делаю», – отметил Лэнгле.
Другой полюс, противоположный выгоранию – состояние исполненности. «Мы можем сильно уставать, но чувствовать радость даже в напряжении. Выгорание в таких ситуациях не наступает», – рассказал Лэнгле. Однако он отметил, что не стоит путать исполненность с энтузиазмом. «Чувства исполненности достаточно тихие и скромные», – отметил профессор.
Настоящую любовь к своей деятельности и в том, что она выбрана правильно, проверить очень просто. «Мы грустим, когда заканчивается отпуск, потому что отпуск имеет для нас ценность. Если есть чувство грусти, когда заканчивается какой-либо проект или дело, это означает, что наша деятельность была правильной», – заметил профессор. В противном случае, когда мы думаем о том, как бы скорее что-либо закончилось, стоит обратить на это внимание. «По сути, мы радуемся в подобной ситуации тому, что уходит наше время, радуемся приближению собственного конца», – считает Лэнгле.
Все это не означает, что любая деятельность всегда должна быть пропитана любовью и радостью. Это идеал. Но если 50% времени человек занят тем, что ему не доставляет радость и приносит лишь напряжение или неудовлетворенность, есть большой риск столкнуться с синдромом эмоционального выгорания, рассказал психотерапевт.
В сложных случаях выгорания решить проблему только отдыхом невозможно. «Самые тяжелые ситуации требуют 4-5 месяцев отдыха и новый стиль работы. Если происходит возвращение к старому, может быть достаточно двух месяцев, чтобы симптомы выгорания возобновились», – рассказал психотерапевт.
В критических ситуациях выгорание, как ни парадоксально, является спасением. Это, как отметил Лэнгле, последняя стена, в которую человек упирается в своем беге за кажущимися, но недействительными смыслами. И это то, что заставляет провести ревизию собственной жизни.