Первая лекция о церковной власти

Есть ли в Церкви какое-либо церковное достоинство или власть помимо гражданской власти?

Во-первых, подобает разъяснить, что понимается под именем власти, как мы это сделали с именем Церкви.

Ведь представляется, что власть — это совершенно не то же самое, что и возможность, поскольку мы же не называем материю, чувство, разум или волю «вла­стями», но — «возможностями».

Напротив, магистратов, священство и всяческих начальников, скорее, называют «властями», чем «возможностями», — так их зовет Павел в послании к Римлянам: Всякая душа да будет покорна высшим властям. Следовательно, как объясняет св. Фома в 4-й книге «Комментариев к Сентенциям», можно сказать, что власть помимо возможности к действию включает в себя некое превосходство и авторитет. И потому спрашивать, есть ли в церкви какая-либо духовная власть, это то же самое, что и спросить, есть ли в церкви некая сила, либо власть над чем-либо духовным, и отличается ли она от гражданской власти.

  1. Поскольку нам предстоят многочисленные и серьезные рассуждения, я кра­тко отвечу на этот вопрос единственным заключением. Необходимо, чтобы в церкви существовала бы и иная, духовная власть помимо гражданской и свет­ской. Это заключение доказывается. В церкви совершается множество действий, и не все они относятся к одной власти, но одни относятся к власти гражданской, другие же — не к ней, но к иной власти, разумеется, к духовной. Потому о церкви говорится, что она стала одесную Бога в Офирском золоте. Но власти различа­ются по цели, так же как возможности — по объектам, следовательно, помимо гражданской власти подобает поставить иную, духовную.
  2. Во-вторых, Дуранд доказывает в трактате «О происхождении права», что власть устанавливается в государстве, чтобы люди побуждались к доброму и удерживались бы от злого, согласно 1-му посланию Петра, где сказано, что власть дана для наказания преступников и для поощрения делающих добро, и посланию к Римлянам: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее». Если же доброе, к чему людей следовало бы сподвигать, и злое, от чего над­лежало бы отвращать, относились бы лишь к нынешней политической жизни, то, конечно, хватало бы земной и светской власти. Но поскольку жизнь верных на­правляется не только к гражданской цели и положению, но, напротив, гораздо бо­лее настоятельно и прямо к вечным благам, взыскуя прежде всего, согласно совету Господа: «Ищите же прежде Царства Божия, и того счастья, которого не видел глаз и не слышало ухо; страшится же, помимо того, зла и наказаний, скорее, в иной жизни, чем в нынешней, не столько тех, что убивают тело, сколько того, кто, по убиении, может душу и тело погубить и ввергнуть в геенну огненную». Потому, дабы люди направлялись бы и сподвигались к этой сверхъестественной цели, а если случайно оступятся, вновь призывались бы на верный путь либо хвалой и наградой, либо страхом и наказанием, и было необходимо, чтобы появилась иная власть, помимо гражданской.
  3. Этот довод изящно обосновывает Гуго в трактате «О таинствах»: «Есть две жизни, — говорит он, — одна земная, вторая — духовная. Для того же, чтобы в обеих сохранялась бы справедливость и возрастала бы польза, сперва были непре­менно распределены те, кто добывал бы блага обоего рода, согласно необходимо­сти; затем прочие, кто разделял бы их согласно справедливости». Следовательно, если человеческое общество не может существовать без обеих жизней, необходи­ма двойная власть для сохранения правосудия: одна, которая будет руководить земными делами, чтобы упорядочить земную жизнь, вторая — духовными, дабы созидать жизнь духовную.
  4. В-третьих, доказывается. У Церкви есть ключи от Царства Небесного, но эта власть отлична от власти гражданской, которая, разумеется, не имеет подоб­ного рода ключей. Следовательно, и т. д., подтверждается. У Церкви есть власть отпущения грехов, которой нет у короля, ни у иного гражданского магистрата. Следовательно, и т. д. также у Церкви есть власть отлучения, а также есть власть освящения истинного тела Христова.
  5. В-четвертых, и в главных. Апостолы Господа имели власть и авторитет в Церкви, как это видно из уже приведенных и многих иных мест. Эта же власть не была гражданской, поскольку царство их и власть были не от мира сего. Следова­тельно, и т. д.
  6. В-пятых, среди язычников мирская и гражданская власть едины, как было доказано мною в другом месте, и достаточно ясно видно из послания Павла к Рим­лянам, где он повелевает повиноваться также и языческим начальникам; у них же нет церковной власти, следовательно, это власть, отличная от гражданской.
  7. В-последних. Власть управления требует знания, согласно сказанному св. Григорием: «Управление душами — это искусство искусств». Но мирские прави­тели, по праву, не имеют божественного закона, которому подобает быть прави­лом церковной власти. Следовательно, надлежит, чтобы были иные понтифики и хранители святынь, нежели светские правители. То же подтверждается, поскольку один и тот же человек не смог бы отправлять обе должности, ни овладеть и тем и другим знанием, то есть о том, как управлять светским и церковным государ­ством. Но даже если бы он в полной мере овладел бы и тем и другим, он не смог бы одинаково хорошо посвящать себя управлению обоими государствами.
  8. И это развернуто подтверждается. Ведь королевская власть охватывает всю гражданскую, и король столь важен, что стоит один надо всеми людьми в государ­стве. Но у него нет власти (А) отправлять божественный культ и совершать духов­ные действия. Следовательно, это иная власть, отличная от гражданской. Пред­шествующее ясно, поскольку Саул был поставлен царем по поручению Господа. Записал Самуил закон царства, и записал в книгу, и положил ее перед Господом, но все же ему не была дана священническая власть. Напротив, когда Саул, после того, принес в Галгале жертву всесожжения в отсутствие Самуила, его дерзнове­ние было жесточайше наказано, и было сказано ему: худо поступил ты, что не ис­полнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Об обеих властях говорит и Папа Пелагий в каноне Duosunt:«Есть две вещи, император август, которыми в основном управляется этот мир: священная власть (А) понтификов и царская власть».
  9. И подтверждается, поскольку также у язычников были понтифики и жрецы, и отправлением таинств занимались они, а не консулы или иные гражданские маги­страты. И в каноне Si imperator в том же различении: «Если император — като­лик, то он сын, а не глава церкви; в том, что относится к религии, ему надлежит учиться, а не учить. Он имеет привилегии своей власти, полученные по воле Бога, управлять с помощью публичных законов».
  10. И в каноне Solitae, титула «О старшинстве и повиновении»: «Господь со­творил на тверди небесной два великих светильника, то есть установил две власти вселенской церкви». Об обеих мы имеем развернутые примеры в Ветхом Завете. О светской же говорится в Книге Исхода, что Моисей поставил из избранных силь­ных мужей всего Израиля старшин народа, тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и десятиначальников, которые судили бы народ Божий во всякое время. Книга Чисел же перечисляет степени высшего священника Аа­рона и меньших прислуживающих священников и говорит: остались священни­ками Елеазар и Ифамар при Аароне; и ниже: отдай левитов Аарону и сынам его; да будут они отданы ему из сынов Израилевых.
  11. В Новом же Завете Павел говорит в послании к Римлянам: Всякая душа да будет покорна высшим властям, и тот же Павел там достаточно разъясняет, о какой власти это следует понимать. И Петр в своем первом послании: будьте по­корны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной вла­сти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Впрочем, Николай из Лиры считает, что место из Павла следует понимать применительно к обеим властям.
  12. О духовной же власти свидетельств больше, чем было бы необходимо и воз­можно сейчас перечислить. Евангелие от Иоанна, в последней главе: Паси овец моих и т. д.; в 20-й главе: Кому простите грехи и т. д.; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле... и т. д... И о власти пресвитеров, в Евангелии от Луки: сие творите в Мое воспоминание. А также по поводу назначения епи­скопов, пресвитеров и диаконов, в 1-м послании к тимофею, то же в послании к титу и в Деяниях апостолов.
  13. Но для лучшего разъяснения этого заключения приведем несколько доводов против него.
  14. Во-первых, множественность правящих дурна, согласно 12-й книге «Метафизики» и «Политике» Аристотеля, и, следовательно, не подобает, чтобы в Церкви были бы разные и различающиеся власти, тем более что Церковь есть не только одно государство, но и одно тело, как сказано в послании к Римлянам: мы, многие, составляем одно тело во Христе; и в 1-м послании к Коринфянам. Таким обра­зом, представляется, что иметь много правителей или прелатов — это как иметь много голов у одного тела, что чудовищно. Следовательно, казалось бы лучшим согласиться в том, чтобы один и тот же человек управлял бы делами светскими и церковными.
  15. Во-вторых, согласно 2-й книге «Этики», цель гражданской власти в том, чтобы делать людей добрыми и учеными, то есть наделенными добродетелями. Но этого достаточно для достижения счастья не только человеческого и мирского, но и бес­смертного и сверхъестественного, следовательно, мы зря измышляем иную власть.
  16. В-третьих, в Евангелии от Матфея Господь сказал: итак, сыны свободны; глос­са к этим словам: «Во всяком царстве сыновья царя свободны». Христиане же суть сыны Божии: дал им власть быть чадами Божиими; и в 1-м послании к Коринфя­нам: Вы куплены ценою; не делайтесь рабами человеков. На основании этих мест представляется, что христиане свободны и изъяты из-под всякой власти и под­чинения, но все равны друг другу, а не так, чтобы одни господствовали, а вторые бы рабствовали, и, следовательно, нет никакого авторитета ни власти, тем более судебной.
  17. В-четвертых, утверждается, что в состоянии невинности не было никакой вла­сти и, следовательно, не должно быть никакой и сейчас. Ведь Христос искупил нас.
  18. Это суть доводы еретиков и схизматиков, которыми сердца простых людей от­вращаются и отвлекаются от должного повиновения правителям или священни­кам, противясь Божьему установлению к своему осуждению и погибели, как гово­рит Павел.
  19. И не было бы необходимости в иных ответах после столь откровенных сви­детельств Писаний, которыми их безумие явно подавляется, но поскольку мы должники не только мудрых, но и неразумных, то для разъяснения им следует поразмыслить о том, что говорится в Книге Премудрости, что мудрость быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Ведь это свойственно мудрости, чему также учит Аристотель в 1-й книге «Метафизики»: «Все располагать правильно». Следовательно, Бог, как всезнающий, а также всемо­гущий, мог всем править и управлять без какого-либо порядка правителей и под­данных, прелатов и нижестоящих, и даже, если бы Он так пожелал, без какого бы то ни было ухудшения созданных вещей. Но действительно, не это соответствова­ло такому знанию и бесконечному провидению, но, вернее, расположить [все]так, чтобы мир представлялся бы не безобразным зрелищем кучи сваленных вещей, но был бы, скорее, неким единым телом со своими членами, либо зданием с его частями, и служил бы украшением, достойным своего Создателя.
  20. Следовательно, с той же мудростью, с которой Он установил, чтобы в при­роде низшие управлялись бы высшими, как говорится в 1-й книге «Метафизики», и Дионисий в 4-й главе «О божественных именах» говорит конкретно о солнце; с той же, которой пожелал, чтобы также на небесах низшие ангелы озарялись бы высшими; с той же, говорю, мудростью Он провидел, чтобы в Его Церкви был бы порядок вещей и распределенные обязанности; чтобы одни были бы глазами, иные — руками, другие же ногами и прочим, составленным в этом порядке. О чем также и апостол элегантно и весьма красноречиво говорит в этой фразе из 1-го послания к Коринфянам: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос, и т. д... Ведь и сам Аристотель в 1-й книге «Политики» говорит, что «во всякой правильно устроенной множественности должно иметь кого-либо первенствующего, которо­му будут подчиняться остальные, в чем и состоит отношение власти».
  21. Итак, на первый довод отвечаю, что было бы, в самом деле, неподобающе, если бы существовало много правителей или магистратов, в равной мере обращенных к одной и той же цели, что, впрочем, не относится к предмету. Ведь и гражданская, и церковная власть стремятся не к одной и той же цели, как выше достаточно объ­яснено. Кроме того, они и не равны друг другу, но одна власть некоторым образом относится к другой, о чем будет сказано ниже.
  22. На второй довод [отвечаю], что решение также ясно из вышесказанного. Ведь даже всего гражданского управления не хватит, чтобы привести человека в состо­яние вечного спасения и недостаточно нравственной или гражданской доброде­тели или доброты для вечной жизни, для чего, пусть мы опустим все остальное, необходима вера. Евангелие от Марка, глава 16: А кто не будет веровать... и т. д... Также всегда были какие-либо таинства: Если кто не родится от воды и т. д., и в другом месте: если не будете есть плоти Сына Человеческого, то не будете иметь в себе жизни. Отправление же таинств относится не к гражданской власти, но к духовной и церковной.
  23. Итак, поскольку нашей праведности подобает превзойти праведность книж­ников и фарисеев, то подобает ей превзойти и праведность не только язычников и еретиков, но также и добрых философов, а мы, таким образом, должны стре­миться к сверхъестественным вещам.
  24. О третьем доводе я подробнее выскажусь ниже, когда будем говорить о свободе клириков. Но сейчас в качестве решения скажу, вместе со св. фомой и Бонавентурой, в конце 2-й книги «Сентенций», что Христос в том случае говорил о себе и о своих учениках, бывших полностью свободными или по причине служения, которое они осуществляли также в силу авторитета духовной, разумеется, власти, и на основании которого они также должны были быть вознаграждены, согласно сказанному: Если мы посеем в вас духовное, то конечно, чтобы пожать у вас теле­сное. Или потому, что у них ничего не было, и по этой причине они считали себя свободными от всяких обложений, ведь налог платится не с лица, но с имуществ, и, подчиняясь духовной власти, никто не погибает для свободы, поскольку она существует на пользу не власти или правящего, но подданных.
  25. На четвертый довод отвечаю, отрицая высказанное. Ведь хотя в состоянии не­винности и не было магистратов, ни правителей, дабы принуждать людей стра­хом наказаний, все же существовала власть направляющая и управляющая, как, например, отцовская, которой были обязаны повиноваться дети. С умножением же человеческого рода более правдоподобным видится, чтобы появились те, кто отправлял бы священные обряды, и так возникло некое основание также и для духовной власти. Но об этом я сейчас скажу подробнее, а св. Фома говорит об этом в «Сумме теологии».
Франсиско де Витория, «Первая лекция оцерковной власти»,
Социологическое обозрение, Том 13, № 3