Совет народных комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) устанавливают, что преподавание географии в начальной и средней школе страдает существенными недостатками, крупнейшими из которых являются отвлечённость и сухость изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими познаниями.
Для устранения указанных недостатков СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают необходимым пересмотреть программы и учебники по географии для начальной и средней школы, предложив наркомпросам союзных республик руководствоваться следующими положениями:
- В преподавании географии в начальной школе (3 и 4 классы) обеспечить закрепление в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т. п.) и прочное знание географической карты в пределах, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.
- В преподавание географии в средней школе внести следующие изменения:
а) в программе 5 класса ограничиться физической географией и сохранить установленный объём программы, но упростить содержание, приспособив его к возрасту учащихся 5 класса;
б) в программе 6 класса сосредоточиться на физико-географическом обзоре частей света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия), с добавлением основных сведений о важнейших государствах по каждой части света (политический строй, народное хозяйство и т. д.), сократив и упростив учебный материал применительно к возрасту учащихся этого класса;
в) в программе 7 класса оставить общий физико-географический обзор СССР, значительно увеличив его объём, а также обзор СССР по республикам, краям и областям с тем, чтобы решительно .упростить и разгрузить учебный материал программы от экономических и статистических подробностей и одновременно расширить в этих обзорах географическую характеристику каждой из республик, краёв и областей (описание рек, озёр, морей, климата, флоры и фауны, характеристики населения крупнейших городов, железнодорожных и шоссейных дорог и т. д.).;
г) по программе 8 класса экономическую географию СССР преподавать таким образом, чтобы, предпослав в начале обзор размещения производительных сил СССР и состояния народного хозяйства, дать затем подробную экономико-географическую характеристику каждого района;
д) в программу 9 класса ввести экономическую географию капиталистических стран.
3. Подготовить новые учебники по географии к июню 1935 года, для чего утвердить следующих авторов:
а) Терехов П. Г. и Эрдели В. Г.— учебник по элементарной географии для 3 и 4 классов начальной школы (в 2 частях);
б) профессор Барков А. С. и профессор Половинкин А. А. — учебник по физической географии для 5 класса;
в) Варжанский С. Л. — учебник по географии частей света и важнейших стран (без СССР) для 6 класса;
г) профессор Баранский Н. Н. — учебник по физической географии' СССР для 7 класса;
д) профессор Баранский Н. Н. — учебник по экономической географии СССР для 8 класса;
е) Витвер И. А. — учебник по экономической географии капиталистических стран для 9 класса.
- Предложить Наркомпросу РСФСР и ОГИЗу издать в помощь учителям географии хрестоматию по географии, методику преподавания географии, библиографический указатель книг и географический журнал для учителей.
- Предложить наркомпросам союзных республик, начиная с 1934 года, издать небольшую серию книг для занимательного чтения учащихся по географии (биографии великих путешественников, рассказы из жизни отдельных стран и народов, популярные описания важнейших путешествий и т. п.).
- Предложить ОГИЗу и картотресту обеспечить издание по заявкам наркомпросов географических карт, атласов, картин, таблиц и других учебных пособий по географии.
Председатель СНК СССР В. Молотов.
Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.
15 мая 1934 г.