Канада создаст оазис для иностранных студентов

Канада, стараясь насытить свою экономику перспективными молодыми кадрами, активно привлекает студентов из-за рубежа. Но, как бы ни была либеральна иммиграционная система страны, Канада все же проигрывает США в конкуренции за одаренных иностранных учащихся. Канадские университеты пока не готовы принять мощный международный десант. Им не хватает сильных программ, преподавателей и денежных ресурсов, утверждает исследователь Королевского университета Кингстона (Канада) Анита Гопал в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Честолюбивые намерения и недостаточный результат, – так можно охарактеризовать ситуацию в Канаде с привлечением иностранных учащихся. Хотя страна, казалось бы, делает все возможное для того, чтобы переключить на себя потоки зарубежных студентов, успехи ее на этом поприще, по мнению Аниты Гопал, оставляют желать лучшего. Разумная иммиграционная стратегия упирается в недоработанную тактику – вузовская инфраструктура пасует перед запросами международных учащихся, полагает она. «Даже самая гостеприимная иммиграционная политика не принесет желаемых результатов, если у канадских университетов не будет ресурсов, достаточных для обеспечения потребностей иностранных студентов», – подчеркивает эксперт.

К 2022 году канадские университеты постараются довести количество принимаемых зарубежных студентов почти до полумиллиона в год, удвоив нынешние показатели. Между тем, на фоне столь амбициозных планов в Канаде пока не существует официальной национальной стратегии по управлению этими изменениями, отметила Анита Гопал в статье «Иммиграционная политика Канады по привлечению международных студентов», опубликованной в журнале «Международное высшее образование». Это русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education Бостонского колледжа (США), которая издается НИУ ВШЭ с 2014 года.

Экономика ждет квалифицированную молодежь

В эпоху глобализации и экономики знаний мировые университеты включились в небывалую гонку за лидерство. Вузы Канады, естественно, не стали исключением. Страна разработала специальные иммиграционные программы, призванные привлечь как можно больше студентов из-за рубежа.

Необходимость такого интернационального «рекрутинга» возрастала и в силу сложности ситуации на рынке труда, подчеркивает Анита Гопал. В Канаде ожидалось снижение доли трудоспособного населения из-за ухода на пенсию поколения бэби-бума, родившегося после Второй мировой войны.

Еще один сюжет, который способствовал появлению активной иммиграционной политики, связан с экономической и научной конкуренцией между Канадой и другими англосаксонскими странами. Университеты Канады стремятся завоевать определенную долю рынка по привлечению талантливых иностранных студентов в сфере естественных наук и инженерии и получить конкурентные преимущества перед США и Великобританией – лидерами в этой области, пояснила исследователь.

С учетом всех названных факторов «рекрутинг» иностранных студентов стал одним из способов подтолкнуть к росту экономику Канады. К тому же тем самым она укрепляла свой имидж гостеприимной многонациональной страны.

В итоге правительство Канады поставило задачу привлечь зарубежных высококвалифицированных специалистов (например, из Китая и Индии), которые «имеют большие шансы добиться успеха в Канаде и которые будут способствовать экономическому росту... страны, повышению ее глобальной конкурентоспособности», указывает Анита Гопал.

Для достижения этих целей студенты оказываются оптимальной аудиторией, поскольку за время учебы в вузе они успевают интегрироваться в канадское общество. При этом, подчеркнула автор статьи, надо отдать должное Канаде: страна прилагает немалые усилия для того, чтобы облегчить адаптацию студентов-иностранцев.

Канада предлагает зарубежным учащимся остаться

Служба по вопросам гражданства и иммиграции Канады поставила задачу трансформировать иммиграционную систему так, чтобы она, по сравнению с аналогичными системами многих стран, могла быстрее и гибче реагировать на потребности студентов, отметила Гопал. Новая иммиграционная политика направлена на то, чтобы иностранным учащимся, особенно студентам магистратуры, было легче начать учиться, работать – и в конечном итоге осесть в Канаде.

Исследователь перечислила меры, реализующие эту установку.

Так, иностранные студенты имеют право работать как на территории университета, так и за его пределами без получения разрешения на работу, если их занятость не превышает 20 часов в неделю.

После получения диплома они могут претендовать на разрешение на работу для выпускников вузов, которое позволяет им в течение трех лет работать на любого канадского работодателя и в любой сфере без каких-либо ограничений.

Магистранты и аспиранты во время обучения или после окончания университета получают возможность подать заявление на получение постоянного вида на жительство в Канаде в рамках Государственной программы поддержки иммиграции в региональную Канаду (Provincial Nomination Program).

Таким образом, иностранным учащимся в стране создают довольно комфортные условия, что уже приносит свои плоды. Как минимум увеличиваются доходы, которые приносит обучение иностранцев в Канаде.

Иностранные студенты выгоднее экспорта авиатехники

Учить зарубежную молодежь – вполне доходное занятие. Так, в 2010 году международные студенты оставили в стране в качестве платы за обучение, проживание и трат на повседневные нужды 7,7 млрд канадских долларов (в 2008 году эта сумма была меньше – 6,5 млрд канадских долларов), приводит автор статьи данные отчета Министерства иностранных дел и международной торговли Канады.

Симптоматично, что из этих 7,7 млрд канадских долларов, по меньшей мере, 6,9 млрд принесли те 218 тысяч иностранцев, которые приехали в страну с целью получения диплома канадского вуза.

Эта сумма превышает доходы Канады от экспорта необработанного алюминия или экспорта вертолетов, самолетов и космического оборудования, комментирует Анита Гопал.

Конкуренты Канады ужесточили иммиграционный курс

Иммиграционное законодательство в отношении учащихся в Канаде значительно мягче, чем в США или Великобритании. Это два ближайших конкурента страны на естественнонаучном и инженерном направлении.

В отличие от Канады, где у иностранных студентов есть масса возможностей устроиться на работу или получить постоянный вид на жительство, в США иностранцы с визой F-1 (это тип учебной визы, выдаваемой учащимся из-за рубежа для обучения в стране) имеют возможность получить работу только через прошение о прохождении специальной стажировки (Optional Practical Training). Это программы краткосрочного/временного трудоустройства в соответствии с будущей специальностью. Обычно стажировка занимает не более года. Для тех, кто изучает естественные науки, математику или инженерное дело, делают исключение: стажировка может длиться до 17 месяцев.

По окончании обучения иностранец в США может подать заявку на получение рабочей визы H-1B. Но и она позволяет работать в стране не дольше шести лет. Так или иначе, в США иммиграционная политика жестче, чем в Канаде, отмечает Гопал. Тем не менее, за счет престижных программ известных университетов США по-прежнему сохраняют популярность среди иностранных студентов.

В Великобритании также много иммиграционных ограничений. Для учащихся из стран, не входящих в Европейский союз, в последнее время явно снижены возможности остаться в стране и получить разрешение на работу. Это уже привело к уменьшению численности студентов из Индии, Пакистана и Саудовской Аравии, описывает британскую ситуацию автор статьи.

Канадским университетам придется «подтянуться»

Тем не менее, и в Канаде ситуация с обучением иностранцев могла бы быть намного лучше. Но дело в том, что, хотя канадская иммиграционная политика совершенствуется, университеты страны все еще демонстрируют неспособность справиться с управлением высококвалифицированной миграцией.

Так или иначе, план действий в этой области еще не выработан. И это на фоне того, что федеральные власти Канады требуют от университетов фактически удвоить количество принимаемых иностранных студентов – с 240 тысяч в 2011 году до 450 тысяч в 2022 году. «Реализация этой задачи потребует внедрения новых механизмов рекрутинга иностранных студентов», – констатирует исследователь.

Канадским университетам, по ее мнению, предстоит сосредоточиться сразу на нескольких серьезных задачах.

Прежде всего, нужно создать конкурентоспособные образовательные программы, которые будут отвечать потребностям целевой студенческой аудитории.

Необходимо также обеспечить доступность университетских ресурсов – начиная с квалифицированных преподавателей и заканчивая библиотеками и финансовой поддержкой исследовательской деятельности, подчеркнула Анита Гопал.

В заключение автор статьи поднимает этический вопрос, касающийся иммиграции одаренной молодежи в Канаду. «Продолжая переманивать интеллектуальный капитал из развивающихся регионов, Канада предпочитает не думать о моральной ответственности перед этими странами и о том, как это отражается на их экономическом развитии и благосостоянии», – сетует исследователь. Впрочем, в условиях жесткой конкуренции мировых экономик эта чувствительная тема оказывается, к сожалению, лишь на полях основного сюжета, который составляет глобализация и нынешняя «мера всех вещей» – инновации и высокие технологии.

Канада создаст оазис для иностранных студентов