О чём щебечет твиттер

Новый формат социальной сети: случай Твиттера

«Многие используют его для профессиональных целей – поддержания деловых связей и отслеживания новостей. Поскольку это сеть, связывающая индивида со множеством людей, и в большей части своего контента публичная, она более эффективно работает в этом направлении, чем социальная сеть, предназначенная для дружеского общения».

 Эван Уильямс, соучредитель и исполнительный директор компании Твиттер

Как остроумно выразилась российский веб-аналитик Елена Соколова, «Интернет уже давно превратился из относительно дорогой и не очень распространенной игрушки в банальный коммунальный сервис. Как водопровод или электропроводка». А поскольку « в условиях сетевого общества киберпротезированная интерактивность пронизывает повседневную жизнь», можно предположить, что Твиттер, главная интернет-сенсация  двух минувших лет, окажется, поистине, полифукциональным образованием.

Поток сообщений («твиттов») недавно превысил  пять миллиардов. Каково же содержимое столь масштабного потока? Зачем люди используют Твиттер? Издание The Next Web анализирует 14 наиболее частых способов использования Твиттера: разговор из серии «ни о чем» (сервис позволяет обратиться к значительно большей аудитории, нежели это возможно, например, по электронной почте), спам (в полулярном микроблогов сервиса все чаще появляются спам-посты, спрятанные за короткими ссылками), канал взаимосвязи с клиентами, мгновенные новости (при отсутствии цензуры это наиболее оперативный инструмент информирования о событии), информирование о курсе событий в жизни других людей, средство осознания собственной значимости (имея сто, тысячу и более последователей, получая отклики — «ретвитты» индивидуум приходит к пониманию собственной важности), способ проявления онлайновой публичности, мониторинг различных брендов, проведение рекламных кампаний, развлечения (транслирование шуток, интересных ссылок и т.д. ), размещение фотографий, поиск единомышленников, канал доступа к новым идеям, модный тренд (использование сервиса просто из желания следовать моде).

Пустословие, — бич почти всех социальных сетей, издержки массовизации эгоцентрического дискурса,- полновесно представлено на Твиттере. Компания Pear Analytics проанализировала две тысяч англоязычных сообщений, взятых наугад из трафика сервиса каждые 30 минут между 11.00 и 17.00 по будням в течение двух недель и произвела их сортировку по категориям: новости, спам, самореклама, беспомощный лепет, разговоры. Выяснилось, что 40,5% сообщений могли быть квалифицированы как «беспомощный лепет»(pointless babble), 37,5% пришлось на разговоры, 12,4% — на новости, 5,85% заняла самореклама, и 3,75% выпало на долю спама.

На наш взгляд, квалифицировать сообщения типа «проснулся», «выпил кофе», «собираюсь на работу» как «беспомощный лепет» не совсем корректно, учитывая то, что согласно открытой Маклюэном  имманентной содержательности самих средств сообщения глубинный смысл социальных сетей (особенно в формате микроблогов) как раз и заключается в ускоренном воспроизводстве человеческих взаимоотношений, что  является характерной чертой постсовременного общества – общества, во-первых, массового потребления и, во-вторых, всеобщей киберпротезированной коммуникации. Как отмечает Н.В.Водянова, «в Интернете потребитель превращается в дигитального человека (homo digitalis), в соавтора – конструктора новых миров, в «активного читателя», благодаря которому акцент переносится с продукта на процесс».

Воспроизводство межличностных связей в пространстве онлайновых сетей (независимо от степени их виртуальной мистифицированности) – значимый фактор конструирования современной личности, ее самоидентификации и первичной социализации в рамках группы «друзей». Разумеется, чем шире разливается  поток многовариантных мгновенных контактов, вынесенных за рамки пространственно-временных статусных, имущественных и проч. ограничений, тем мельче и формальнее становится компонент присущего им личностного содержания. Именно в этом, на наш взгляд, причина быстроты естественной эволюции поликонтактного Твиттера в сторону деловой, политической и рекламной информации.

Дефицит личностной информации в Твиттере пользователь может с успехом восполнить, отслеживая аккаунты знаменитостей (политиков,  бизнесменов, телеведущих, звезд шоу-бизнеса, актеров, модных писателей), которыми кишит англоязычная блогосфера. Наиболее популярны микроблоги у  голливудского киноактера Эштона Катчера (4 млн. подписчиков), телеведущей Опры Уинфри (Oprah Winfrey) и певицы Бритни Спирс (по два миллиона последователей), кинорежиссера Джорджа Лукаса, писателя-фантаста Уильяма Гибсона.  Русскоязычных знаменитостей в Твиттере пока не очень много: хоккеист Александр Овечкин, лидер по числу (25 561) подписчиков; бизнесмен Олег Тиньков (4 465 последователей), интернет-деятель Антон Носик (2 780 последователей), дизайнер Артемий Лебедев (2 644 последователей), политик Дмитрий Рогозин, депутат Госдумы Илья Пономарев, эколог Алексей Яблоков, журналист Сергей Доренко, литератор Линор Горалик, критик  Александр Гаврилов, телеведущая Тина Канделаки, певец Сергей Лазарев, диджеи Денис Яковлев и Сергей Вылегжанин и т.д. 

Все больше видных политиков обзаводятся официальными аккаунтами в Твиттере, используя  эту площадку как своего рода пресс-центр для связей с общественностью. Так, официальные аккаунты есть у Барака Обамы (на весну 2009 года 786 304  «фолловеров»); у Гордона Брауна, Виктора Ющенко  и т.д. Осенью 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев, известный  активным участием в сети, включая собственный видеоблог, аккаунт в «Живом журнале»,  регистрацию в  видеохостинге YouTube, завел страницу на микроблоговом сервисе Twitter.com, сделав доступным пользователям весь контент своего кремлевского сайта.

В силу исключительной мобильности и скорости реагирования на те или иные события Твиттер зарекомендовал себя как источник оперативной информации, активно используемой как известными новостными агенствами (например, телеканалом CNN), так и отдельными журналистами, в частности, колумнистами «New-York Times». Так, проработав долгие годы корреспондентом в журнале «Time», американский журналист Джон Диккерсон сначала перешел от печатных публикаций к онлайновым, а затем полностью сосредоточил внимание на Твиттере, где у него по данным на апрель 2009 года было 305 449 подписчиков.

Как мобильный информационный ресурс нового типа с потенциально безграничным числом пользователей Твиттер активно используется в политической борьбе, в частности, во время выборов (как известно, в день выборов президента США посещаемость микроблога подскочила на 43%).  В декабре минувшего года состоялись тренинги для журналистов из разных регионов Украины по основам микроблогинга в сервисе Твиттера. Около 80 работников СМИ из Одессы, Запорожья, Луганска, Житомира и Тернополя учились, как работать в сервисе Твиттера через разные веб-сайты и мобильный телефон, с целью организации «Всеукраинской  Твиттер-трансляции избирательного процесса» 7-17 января 2010 года во время кампании по выборам президента страны. Предполагается, что все «твиты» участников проекта будут собираться на специальном блоге, открытость которого для представителей международных мониторинговых миссий, а также всех желающих, должна, по мнению устроителей акции,  способствовать легализации избирательного процесса и  своевременному отслеживанию нарушений.

Новейшие американские политтехнологи с задействованием мобильных средств связи (телефонов, социальных сетей и в первую очередь микроблоггинга Твиттера) активно использовались во время недавних выступлений оппозиции в Иране, на последних президентских выборах в Молдавии и Украине. Излишним было бы отмечать проамериканскую направленность их применения. Обошедший американские СМИ первый громкий пример эффективного использования Твиттера опять-таки имел политическую подоплеку. 10 апреля 2008 года Джеймс Бак (James Buck), студент журналистики в университете в Беркли, и его переводчик были арестованы в Египте за фотографирование антиправительственных выступлений. По дороге в полицейский участок Бак смог передать   своим 48 корреспондентам на Твиттере сообщение «арестован», которое немедленно было отправлено в университет, в посольство США в Каире, в ведущие СМИ. В результате для Бака был тотчас нанят адвокат, и он был отпущен из тюрьмы Махала уже на следующий день после задержания, о чем сразу же известил своих подписчиков.

Но как эффективный ресурс политической борьбы Твиттер – оружие обоюдоострое. Так, уже в октябре 2008 года спецслужбы США стали рассматривать сервис как возможную площадку для контакта террористов. Полиция Нью-Йорка  обратила внимание на популярный микроблог после того, как выяснилось, что местные молодежные группировки используют его для планирования своих действий. Мониторинг Твиттера помог полиции раскрыть убийство молодого человека по имени Куэм Дэнси (Kwame Dancy), произошедшее в Гарлеме  1 декабря минувшего года. Как оказалось, преступлению предшествовала зафиксированная Твиттером бурная ссора пострадавшего со своим товарищем – 22-летним жителем того же района Нью-Йорка Джамегом Блейком (Jameg Blake),что и помогло полиции выйти на  след убийцы. По некоторым данным активным мониторингом Твиттера занимаются и российские правоохранительные органы.

О чём щебечет твиттер