Сельских жителей не смущает то, что телевизионные новости или их интерпретация могут содержать искаженную информацию. Телевидение в селе играет развлекательную роль, а источником новостей все чаще становится интернет
Экран должен расслаблять, но конфликт востребован
Опросы показали, что телесмотрение для сельских жителей – это, чаще всего, способ провести свободное время, расслабиться и отвлечься от повседневных дел. Они говорят: «По телевизору хочется отдохнуть» или «Пришел, посмотрел и спать спокойно лег – не нервничаешь, не переживаешь». Такого рода ответы давали сельчане, когда их просили рассказать о том, какую функцию играет для них телевидение.
Респонденты, по собственным признаниям, ищут в телевидении и других медиа легкого контента, «чтобы отдохнуть». Они готовы воспринимать ту информацию, которая им близка и понятна и интерпретировать ее сквозь призму собственных жизненных обстоятельств.
Вместе с тем, как рассказала Петрова, легко считывая привычные картинки, респонденты не проявляют к ним интереса, если не ощущают противоречия, парадокса, конфликта. «Я этот Дон (прим: региональное телевидение «Дон-ТР») никогда не смотрю. Деревня натуральная», – говорит жительница Коксовского поселения, ведущая традиционный деревенский образ жизни. Ее землячка при просмотре фильма «Зима уходи» оживляется, когда видит приезд Михаила Прохорова в деревню. «Респонденту известно, что это миллионер. В фильме были кадры его роскошного предвыборного досуга. Чувствуя парадоксальность ситуации, респондент проявляет интерес к деревенской картинке», – комментируют авторы исследования. Они отмечают, что сельчане из увиденного по телевизору запоминают и обсуждают чаще всего то, что выходит за пределы их привычного восприятия.
Интернет рассказывает, телевизор комментирует
Сельские жители расширяют и меняют свои медиапрактики, свидетельствуют результаты исследования. «При этом происходят серьезные трансформации функционального восприятия медиа в целом и журналистики в частности», – рассказала Петрова. Так, чтение периодических изданий перестало быть нормой для села. Газеты и журналы появляются в домах время от времени, случайным образом, их не рассматривают как постоянный источник информации, выяснили исследователи.
Книги многие жители поселения хранят в кладовых, сараях и сундуках. «Но на вербальном уровне респонденты демонстрируют почтительное отношение к книгам, толстым журналам», – отмечают исследователи. Именно с ними (бумажными книгами, толстыми журналами) у сельчан связано осознание культурно-образовательной функции медиа в целом и журналистики в частности.
Интернет в селах начинает играть роль значимого источника информации, отметили исследователи. К ресурсам сети респонденты часто обращаются за расширенным новостным контентом. «Когда кто-то мне сказал: “Ты слышала?” – “Нет, – я говорю, – не слышала”. Быстренько в интернет – посмотрела, почитала, что в стране творится», – рассказали респонденты. «Что по телевизору, например, краем уха услышала, о том пытаешься больше информации найти», – так описывают опрошенные свои практики реагирования на новости. Когда подробности новостного события становятся более или менее понятными, респонденты целенаправленно обращаются к телевидению за комментариями. Многие респонденты говорили, что от телевидения ждут не столько новой информации, сколько отражения, интерпретации ранее знакомого контента, рассказала Петрова.
При этом сельских жителей не отталкивает то, что при интерпретации сообщение может быть искажено. Из ответа одного из респондентов: «Зачем эта правда? Вы знаете, что у нас нация сейчас очень больна… у всех давление, гипертония. А телевизор-то работает… Пусть правду знают те, кому ее положено знать – МВД, Следственный комитет, прокуратура, администрация… Не всем нужна правда».
Эта тенденция характерна не только для сельской местности. В городах, как отметила участвовавшая в обсуждении результатов исследования декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Анна Качкаева, также в последнее время растет количество людей, готовых закрывать глаза на то, что информация в СМИ может быть недостоверной.
Результаты недавнего опроса ФОМ, обнародованного в конце марта 2014 года, свидетельствуют, что 54% россиян считают, что существуют проблемы и темы, информацию о которых допустимо искажать в государственных интересах, 72% полагают, что есть проблемы, при освещении которых допустимо умалчивать информацию в интересах государства.