Арабы чувствуют, что баланс сил в мире меняется, а ощущение слабости США на фоне их ухода из Ирака и Афганистана означает, что арабские страны Персидского залива, как и другие, страхуются.
Твёрдая поддержка сирийского руководства президентом России Владимирым Путиным вызвала неохотное уважение – даже среди арабов Залива, которые категорически не согласны с политикой Кремля.
«Страны обсуждают оружейные сделки с русскими с целью довести до Вашингтона послание о том, чтобы он определился со своей политикой, – сказал «Рейтерс» бывший командующий ВВС Кувейта Сабер Свейдан. – Путин думает, что может вернуть советскую империю, и если Обама будет продолжать в том же духе, возможно, у Путина это получится».
Шади Хамид из Брукингского аналитического центра в Дохе говорит, что Россия, возможно, станет более влиятельной в регионе. «Но есть реальные ограничения на то, как далеко это сможет зайти, и не в последнюю очередь обусловленные её собственными возможностями, – сказал он. – Никто не в состоянии восполнить роль [в обеспечении безопасности], которую играют США».
Провозглашение властями Египта, пользующимися поддержкой военных, новой эры военно-технического сотрудничества с Москвой, было событием, за которым пристально следили на Западе. Это было сделано на прошлой неделе во время визита министров обороны и иностранных дел России, который обеими сторонами был объявлен историческим.
Несмотря на более благоприятный дипломатический климат, России ещё далеко до того, чтобы составить конкуренцию западным поставкам оружия в регион.
По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в 2008—2011 гг. Россия продала на Ближнем Востоке и в Северной Африке вооружений на 8,4 миллиарда долларов, больше чем $3,4 миллиарда в 2004—2007 гг. Это далеко позади американских поставок стоимостью $21,8 миллиарда в 2008—2011 гг. и $19,6 миллиарда в 2004—2007 гг.
Вместе с тем, регион уже изучает более разнообразный круг поставщиков оружия.
Главный аналитик военно-новостной службы Джейна компании IHS Гай Андерсон говорит, что хотя в среднесрочной перспективе он не ждёт больших изменений на рынке вооружений Залива, страны региона используют оборонительные расходы с целью диверсификации экономики через инвестиционное партнёрство с поставщиками.
«Они понимают, что на устоявшихся связях с западными странами далеко не уедешь – поставщики военной техники из развивающихся стран склонны к большей гибкости», – говорит он.
Консультант Совета сотрудничества государств Залива по вопросам безопасности Сами аль-Фарадж указал на то, что арабы Залива хотят, чтобы «США поняли, что это сотрудничество с двусторонним движением».
«Неожиданные повороты и эволюции президента Обамы заставили нас сомневаться в его намерениях», – сказал он, добавив, что арабские страны Залива будут расширять свой перечень союзников – «не обязательно отвергая или отрицая военную роль США, но дополняя её».
У Индии и Китая есть «близость интересов» в обеспечении безопасности Залива, и то же самое касается Турции и Израиля, сказал он.
Самые последние признаки смятения арабов пришли из Египта.
Отношения между Каиром и США ухудшились после свержения армией 3 июля президента-исламиста Мохаммеда Мурси. Позднее Вашингтон сообщил, что приостановит часть военной и экономической помощи, обусловив её предоставление достижениями в области демократии.
Саудовская Аравия и другие арабские страны Персидского залива, убеждённые сторонники Мурси, были обескуражены ограничением помощи Египту. Это обстоятельство совпало с возмущением арабов Залива отказом Вашингтона применить военные меры к Сирии, где Саудовская Аравия и её смертельный враг Иран ведут войну чужими руками.
Арабы Персидского залива равным образом встревожены ситуацией вокруг Ирана, подозревая Обаму в стремлении к улучшению отношений с Исламской Республикой за счёт их собственных интересов в области безопасности. Иран отрицает любое своё вмешательство.
Критикам Обамы в регионе достигнутая в ООН договорённость по уничтожению сирийского химического оружия, которую совместно поддерживают США и Россия, показалась слабовольным поступком, направленным на то, чтобы избежать необходимости ответного военного удара США по Дамаску после химической атаки 21 августа.
«Американцы не сделали того, что по их словам они собирались сделать. Человека держит его язык, говорим мы по-арабски. Если сказал что-то, то доводи до конца», – поделился своим мнением источник, имеющий отношение к военной отрасли одной из арабских стран Залива.