Вначале, как водится, несколько цифр.
Всего в Москве зарегистрировано 7 176 568 избирателей. По имеющимся сведениям Мосизбиркома количество избирателей, принявших участие в голосовании составило 32,07% от общего числа избирателей (2 301 525 человек).
Собянин набрал 51,37% (1 182 293 голоса) или 16,47% от общего числа избирателей.
Навальный получил 27,24% (626 935 голосов) или 8,73% от общего числа избирателей.
Итак, если вывести за скобки голоса, отданные за остальных фриков-претендентов, то на выходе получаем 75% жителей русской столицы, которым похуй, кто у них мэр.
Это является самым красноречивым ответом на главный вопрос, терзавший всех наблюдателей, политологов и комментаторов, так или иначе вовлечённых в процесс: появилась ли в России публичная политика?
Однако отсутствие в который раз публичной политики не мешает обратить внимание на некоторые новшества, позволившие украсить в итоге единый день голосования.
Главным бенефициаром стал не Навальный, а Ройзман. То есть не пиздабол, а фигура активного действия с конкретной программой разгрома локальной наркомафии. Но это тема для обсуждения в другом контексте, который меня не интересует.
Контекст, который меня интересует, — это применение технологии секты в политическом пространстве. Интернет-кампания Навального строилась именно на принципах секты и её костяк составили хомячки в поисках атрибуции.
Адепты Навального – каноничный пример для демонстрации одной из фундаментальных ошибок атрибуции: они находят причины там, где их ищут. «Почему мы в жопе, — спрашивают они. – Потому что кругом жулики и воры», — сами же и отвечают, воспользовавшись подсказкой.
Кампания по выборам московского мэра стала превосходным полигоном для создания таких ситуаций, в которых действительно экспоненциально выросла вероятность того, что человек подпадёт под влияние случайных и второстепенных подсказок вместо того, чтобы провести подробные наблюдения и подвергнуть их контролю.
В соответствии с теорией, это чаще всего это происходит, если
1) человек почти лишен социальной поддержки;
2) прежняя информация, которой он располагает, скудна и неоднозначна;
3) решение сложных проблем выше уровня его реальных возможностей;
4) его взгляды не подтвердились, потому что оказались поверхностными или неправильными;
5) прошлый негативный опыт понизил его самооценку.
Совокупность этих пяти признаков даёт нам не только коллективный, но и индивидуальный портрет «секты», которая сформировалась в ходе подготовки и ведения избирательной кампании Навального.
Натурально, для того, чтобы существовала «секта», необходимо использовать концепцию псевдосообщества.
«Параноику, в чьем больном воображении существует некое псевдосообщество, не нужны подтверждения других людей, разделяющих его точку зрения. Псевдосообщество состоит из людей, которые, по мнению параноика, населяют весь мир; обычно эти люди — потенциальные враги, которыми могут быть участники Всемирного Заговора, члены масонских лож, агенты спецслужб, члены мафии или других не менее страшных и могущественных организаций»[1].
Паранойяльный характер избирательной кампании Навального удобнее всего было наблюдать в Twitter. Ну, то есть сами участники называли это драйвом. Хотя, в реальности, это был не драйв, а надрыв, часто с истерическими нотами и взрывом панических эмоций в момент, когда стало ясно, что явка избирателей провалена, «гипс снимают, клиент уезжает», а прищемить Собянину яйца никак нельзя ввиду отсутствия нарушений процедуры голосования.
Однако тут мы уступаем место политологам, аналитикам и экспертам для дальнейших разборов, толкований и глубокомысленного ковыряния в носу с последующим обнародованием в СМИ.
Сам же я, как медиаконсультант по особо важным делам, могу констатировать, что в любом мегаполисе, обладающем развитой сетью интернет-коммуникаций и служащим средой обитания для некоей критической массы пролетариев умственного труда, сиречь креаклов, создание политической секты, как машины для участия в выборах вполне реально. Однако мы с вами убедились, что секта на некоем участке политического процесса сбоит и начинает работать вхолостую, уперевшись даже не в стену, а в вату похуизма.
Тем не менее, вопросы с ватой решать можно, поэтому о мобилизационных возможностях политически мотивированной секты для слома избирательных тенденций я вам как-нибудь в другой раз поведаю. Не бесплатно.