Социально-экономическое развитие Хорватии в 2008 году, как и в других странах, подверглось негативному воздействию мирового финансового кризиса, начавшегося в середине года. По данным официальной статистики, в четвертом квартале 2008-го наметились замедление темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), выпуска промышленной продукции, розничного товарооборота, а также рост внешнеторгового дефицита, постепенное увеличение численности безработных.
Критика по вопросу промедления с принятием антикризисных мер была услышана руководством только в 2009 году, после обнародования первых предварительных данных об итогах развития страны в 2008-м. Сразу же стало очевидным, что все наиболее важные экономические показатели за четвертый квартал предыдущего года имели рост незначительный или негативный. Прирост ВВП в третьем квартале 2008-го составил 1,6 процента, а в четвертом — всего 0,4 процента по отношению к тем же периодам 2007 года. В то же время за первые два квартала рост объема валового внутреннего продукта Хорватии был значительно выше — соответственно 4,3 и 3,4 процента. Таким образом, годовой прирост ВВП, который в 2008 году должен был составить 5 процентов, в действительности был выполнен наполовину и достиг уровня лишь 2,8 процента. Темпы промышленного производства снизились с 5,6 (2007 год) до 1,6 (2008-й) процента.
Одновременно численность работников, занятых в промышленности, сократилась почти на 2 процента. Сократились объем строительных работ и розничный товарооборот. Инфляция, измеряемая в Хорватии уровнем потребительских цен, выросла в 2008 году до 6,1 процента против 2,9 в 2007-м. Это был самый высокий уровень инфляции за период с 1995 года. Более всего подскочили цены на оплату услуг здравоохранения, а также жилищных, в том числе на воду, электроэнергию, отопление и др.
Дефицит внешнеторгового баланса Хорватии достиг очередного рекорда — 11,2 миллиарда евро (в 2007 году — 9,8 миллиарда)1.
Соответственно степень покрытия импорта товаров экспортом вновь покатилась вниз — с 47,8 до 45,9 процента. Причины кроются в отсутствии в Хорватии производства достаточного количества конкурентных на мировом рынке товаров, в слабой финансовой поддержке хорватского экспорта, особенно поставок продукции малых и средних предприятий, и, конечно, в общем падении внешнего спроса.
Остроту проблем, вызванных в Хорватии мировым кризисом в конце 2008 года, частично сняла стабильность хорватской денежной системы. Так, по состоянию на ноябрь 2008 года валютные резервы Хорватского народного банка (ХНБ) составляли 9,68 миллиарда евро, то есть на 350 миллионов евро больше, чем в начале года. По мере углубления кризиса они стали уменьшаться, и к марту 2009-го сократились уже до 8,56 миллиарда евро2.
В 2009-м негативное влияние мирового кризиса на развитие экономики Хорватии усилилось. Почти все важнейшие макроэкономические показатели развития по итогам года были негативными. ВВП сократился на 5,8 процента по сравнению с 2008 годом, производство промышленной продукции — на 9,2, объем выполненных строительных работ — на 12, новых заказов на строительство — на 13,6 процента. Розничный товарооборот уменьшился на 15,3 процента. Уровень безработицы повысился почти на 2 процентных пункта и составил 14,9 процента с тенденцией дальнейшего роста
Бюджетные поступления сократились на 4,8 процента, в то время как бюджетные расходы, наоборот, выросли на 2,3 процента. Отрицательное сальдо текущего платежного баланса, хотя и сократилось по сравнению с 2008 годом в два раза, осталось внушительным — 2,36 миллиарда евро. Внешний долг страны увеличился на 10,3 процента и достиг 43,1 миллиарда евро, или 94,9 процента к ВВП.
На начальном этапе противодействия негативному влиянию мирового экономического кризиса в Хорватии были приняты меры, затронувшие финансовый сектор. В целях большей сбалансированности валютного рынка ХНБ в октябре 2008 года продал на внутреннем рынке 270,9 миллиона евро, с тем чтобы банки и инвестиционные фонды могли заменить свои ненадежные инвестиции покупкой валюты. Были увеличены ставки рефинансирования ХНБ (с 4,5 до 9,0 процентов). Наконец, правительство приняло решение об увеличении банковских вкладов, гарантированных государством, с 14 до 56 тысяч евро (или со 100 до 400 тысяч кун), которое охватывало 90 процентов депозитов граждан. Кроме того, ХНБ принял меры по созданию адекватных резервов ликвидности банковской системы и по усилению контроля за деятельностью хорватских филиалов иностранных банков, чтобы материнские структуры не переносили на них свои финансовые проблемы. Ведущие банки Хорватии объявили о намерении отдавать предпочтение кредитованию малого и среднего бизнеса и ужесточить условия предоставления потребительских кредитов.
Однако принятые меры по финансовой стабилизации страны лишь несколько смягчили негативное влияние мирового кризиса, но не оградили от него Хорватию. Макроэкономические показатели развития страны в 2009 году стали наихудшими из всех кризисных лет. В условиях углубляющегося кризиса в середине 2009 года ушел в отставку со всех постов премьер-министр Хорватии и лидер правящей партии И. Санадер. К тому же обстановка в стране осложнилась начавшейся предвыборной борьбой за пост президента страны3.
Я. Косор, заменившая И. Санадера в правительстве и партии, провозгласила первостепенными задачами развития Хорватии укрепление экономики, завершение переговоров о вхождении вЕСи беспощадную борьбу с коррупцией. Ее правительством были в срочном порядке приняты меры по преодолению рецессии и социальной защите беднейших слоев населения. За сравнительно короткий срок государственный бюджет трижды пересматривался в направлении сокращения расходов и повышения доходов4. Большие изменения были также внесены в фискальную систему5.2010—2011 годы: усилия по выходу из кризисаМеры, которые осуществлялись правительством РХ по сдерживанию отрицательного влияния мирового кризиса на хорватскую экономику в 2008—2009 годах, не увенчались желанным успехом. К 2010 году страна оказалась на пике негативных последствий кризиса. С учетом сложившейся ситуации правительство уделило основное внимание совершенствованию системы кредитования, предоставления государственных гарантий и стимулирования развития малого и среднего бизнеса.В целях финансового оздоровления экономики 3 февраля 2010 года было принято решение о снижении обязательных резервов коммерческих банков с 14 до 13 процентов, что повысило их ликвидность на 2,9 миллиарда кун. Из этих средств две трети банки должны были направить на кредитование оборотных средств предприятий при участии Хорватского банка реконструкции и развития (ХБРР). В апреле 2011 года в целях поддержания реализации инвестиционных проектов правительства ХНБ вновь использовал этот инструмент увеличения средств коммерческих банков. Норма обязательного резервирования по валютным кредитам банков была сокращена с 20 до 17 процентов, что оставляло в их распоряжении 850 миллионов евро6.Финансовая поддержка реальному сектору оказывалась по двум моделям финансирования — «А» и «Б»; для участия в нем были привлечены как государство и ХНБ, так и коммерческие банки. Согласно модели «А» государство принимало участие в кредитовании предпринимателей через ХБРР, который находится в 100-процентной его собственности. ХБРР получил право участвовать в кредитовании 40 процентов необходимых средств по заявленным коммерческими банками программам, прошедшим открытый аукцион. Остальные 60 процентов должны были предоставляться поддерживающим проект коммерческим банкам. Основным критерием для согласия ХБРР на участие в финансировании предпринимателя являлась маржа, которой коммерческий банк обусловливал предоставление своей доли кредита. По такой схеме стали проводиться кредитные аукционы, первый из которых состоялся 19 февраля 2010 года. В начале того же года правительство приняло решение об оказании государственной помощи предприятиям в сумме 10 миллиардов кун, в том числе в целях сохранения старых и создания новых рабочих мест. Подчеркивалось, что помощь получат те предприятия, которые не имели проблем до 30 июля 2008 года, то есть до начала экономического кризиса в Хорватии.
Модель «Б» предусматривала создание гарантийного фонда, в рамках которого государство брало на себя часть инвестиционного риска и обязывалось создать более благоприятные условия предпринимателям для получения кредитов коммерческих банков. Оно гарантировало до 50 процентов стоимости общей суммы кредита на реализацию инвестиционных проектов, но его величина не должна была превышать 60 миллионов кун.В середине апреля 2010 года появилась новая модель — «С», предназначенная для тех предприятий, которые попали в сложное финансовое положение еще до кризиса. Теперь им предоставлялась помощь либо в виде списания государственных долгов, либо путем превращения их задолженности в государственную акционерную долю. Единственным критерием для получения такой помощи стало наличие у предприятия реального плана реструктуризации.Тогда же правительство Я. Косор представило в парламент (Сабор) новую Программу экономического оздоровления, рассчитанную на ближайшие десять лет. Она подразумевала сглаживание макроэкономического неравновесия, постепенное уменьшение иностранной задолженности и дефицита социальной справедливости, особенно для беднейших слоев населения. Программой намечалось внесение изменений почти во все сферы экономики — от фискальной консолидации до модернизации налогой системы.Главными элементами Программы были названы отмена всех налоговых льгот в системе налогообложения доходов, постепенное сокращение доли расходов и доходов государства в ВВП на 3 процента в период до 2020 года, уменьшение численности занятых на государственной службе и на госпредприятиях на 5 процентов, продажа доли собственности государства в торговых обществах, в которых она составляет менее 25 процентов, сокращение или полная отмена неналоговых отчислений.В реализации программных задач предполагалось использовать пять ключевых рычагов:1) сокращение расходов государственного сектора при увеличении эффективности и прозрачности его действий;2) переориентация бюджетных средств на целевые социальные программы и экономически оправданные инвестиции;3) ослабление давления государства на ход приватизации и повышение профессионализма в управлении государственными предприятиями;4) открытие нового инвестиционного цикла;5) ускорение реформ правосудия, здравоохранения, пенсионной системы, государственого управления и местного самоуправления.
Результатом перечисленных мер стало замедление скольжения экономики по нисходящей. В целом ВВП в 2010 году уменьшился на 1,2 процента (в 2009-м — 6 процентов)7. Сократились и бюджетные поступления — на 2,7 процента, в то время как бюджетные расходы выросли на 2,0 процента. Однако отрицательное сальдо текущего платежного баланса уменьшилось более чем в три раза и составило 654,3 миллиона евро. В 2010 году страна выполнила все свои срочные финансовые обязательства по обслуживанию внешнего долга, сохранив рейтинг страны с относительно стабильным положением. Валютные резервы увеличились на 3 процента по сравнению с 2009 годом и на конец 2010-го составили 10,7 миллиарда евро. Международной и внутренней ликвидности Хорватии способствовали три фактора: объем валютных поступлений от иностранного туризма; снижение внешнеторгового дефицита; успешная реализация государственных ценных бумаг в стране и за рубежом.
Стаття большая, целиком лежит здесь