Во время глобального финансового кризиса, когда столь многие страдают от финансовых затруднений, в большинстве стран наблюдается увеличение числа долларовых миллиардеров. Число «лиц, имеющих значительный собственный капитал» в Индии, за последние годы почти удвоилось, согласно отчёту Capgemini and Merrill Lynch Wealth Management. В 2008—2009-м годах в Индии было 84 тысячи таких собственников. К 2010 году их число выросло на 50% — это наибольший прирост из всех стран.
В мировом списке долларовых миллиардеров за 2010 год Индия занимает третье место — 69 человек, после Китая (128) и США (403). Однако Forbes отмечает, что 100 самых богатых индийцев совместно «стоят» 276 млрд. долларов, а 100 богатейших китайцев — 170 млрд. долларов. Три самых богатых индийца богаче 24 самых богатых китайцев, вместе взятых.
За доказательствами их богатства далеко ходить не надо: в Мумбаи выросло более 30 шикарных небоскрёбов. Для богатых жителей чем выше, тем лучше, это отдаляет их от реальной Индии там, внизу — железнодорожных путей, малоэтажного жилья, плотного потока машин и 55 процентов городского населения, живущего в трущобах. Люди платят два миллиона долларов за дизайнерскую квартиру с собственным кинотеатром, бассейном, теннисным кортом с прожекторным освещением, а также службой охраны высокого уровня. Застройщики считают, что каждый год Мумбаи может вбирать от 30 до 40 тысяч домов ценовой категории более миллиона долларов. (Надувается ещё один жилищный пузырь?)
Такое богатство не остаётся незамеченным. В Великобритании люди подвергают сомнению решение о продолжении оказывать ежегодную помощь Индии в размере примерно 460 миллионов, что делает Индию крупнейшим получателем британской помощи. Многие рядовые британцы задаются вопросом, справедлива ли передача этих сумм от угнетённых британских налогоплательщиков стране, которая может похвастаться таким богатством, хотя и весьма сконцентрированным.
Выкачивание богатств страны
Наиболее убийственный комментарий по поводу Индии дал французский автор Доминик Лапьер, чей авторский гонорар за книгу «Город радости» был передан на финансирование программ для неимущих в Индии. Он был поражён жадностью и коррупцией, с которыми ему пришлось столкнуться.
Некоммерческая организация «Город помощи успеху» управляет сетью клиник, школ, центров реабилитации и санитарных лодок. Организация ведёт 14 проектов в Индии, преимущественно в районе Сандербанс. Однако 90 процентов бесплатных лекарств были украдены по пути из Дели в Калькутту, и организаторам в итоге пришлось покупать их по высокой цене на рынке.
Несколько лет назад Лапьер создал в Дели доверительный фонд, предоставляющий сертификат освобождения от налогов для всех пожертвований. Не скрывая разочарования, он отмечает, что фонд так и не получил никаких средств от влиятельных индийцев, которые не спешат помогать своим бедным землякам.
Похоже, даже наоборот. Большая часть богатства Индии была слита в швейцарские банки, а у простых людей было украдено качество жизни, о котором теперь они могут только мечтать. По некоторым оценкам, это может быть более 7 млн. 280 тыс. кроров рупий, или около 1,6 трлн. долларов. По данным швейцарской Ассоциации банков за 2006 год, у Индии было больше подпольных денег, чем у всего остального мира — сумма, равная 13-кратному индийскому национальному долгу. Global Finance Integrity отмечает, что выкачивание богатства способствовало расширению пропасти между богатыми и бедными и утверждает, что основными виновниками этого были частные организации и самые богатые собственники.
Контрастом выглядит сумма пожертвований на благотворительность. Согласно оценке консалтинговой фирмы Bain, они составляют всего 0,6 процента от ВВП Индии. Это не очень много, если сравнивать, например, с пожертвованиями США и Великобритании, но лучше, чем у других развивающихся стран, например, Бразилии и Китая. В США 75 процентов благотворительных подарков поступает от частных лиц и корпораций, тогда как в Индии частные и корпоративные пожертвования составляют лишь 10 процентов от благотворительных пожертвований. Около 65 процентов поступает от правительств Индии и штатов, а остальные дарения поступают от иностранных организаций.
В Индии размер пожертвований не становится больше с ростом доходов и уровня образования. Размер пожертвований, выраженный в процентах от дохода на семью, даже уменьшается. На основе анализа данных о 30 миллионерах Индии консалтинговая фирма Bain отмечает, что в среднем они отдают лишь около одной четвёртой процента своего чистого дохода на социальные и благотворительные цели.
Но всё это не означает, что благотворительность в Индии отсутствует. Это далеко не так. Ярким примером пожертвования является дар Винета Найяра в 30 крор рупий (чуть меньше 7 млн. долларов) фонду социального обеспечения Essel. Рохини Нилекани за много лет пожертвовала 40 млн. долларов на различные задачи, связанные с искоренением причин социальных проблем, а не только их симптомов. Её самый большой взнос был в фонд Arghyam в Бангалоре, содействующий применению чистой воды и правил гигиены и имеющий свои проекты в 800 деревнях. Благотворительность может оказывать позитивное влияние на повседневную жизнь людей, и она делает это.
Благотворительный капитализм: пластырь на открытую рану
В действительности для уменьшения бедности и социального неравенства необходимы такие меры, как правильная перераспределяющая система налогообложения, эффективное социальное обеспечение и подлинная экономическая демократия через формы общей собственности. Без этого решение проблем зависит от пожертвований капиталистов, и некоторые из них будут действуют весьма избирательно. Например, критики Билла Гейтса говорят, что его фонд часто в конечном итоге поддерживает его коммерческие инвестиции. Вместо того, чтобы платить налоги в государственную казну, он отдаёт свою прибыль на благотворительность там, где имеет от этого экономическую выгоду, например, поддерживая выращивание генно-модифицированных культур в Африке или высокотехнологичные патентованные лекарства. «Пожертвования» часто служат прикрытием для направления средств на любимые проекты и «бизнеса как обычно», когда богатые корпорации получают деньги, чтобы формировать мир по своему проекту и для своей выгоды. Показная благотворительность может иметь зловещие мотивы, так же как некоторые правительства предоставляют средства в форме «помощи развитию», предназначенные для финансирования действий, которые служат для геополитических интересов «благодетелей» и в конечном счёте подрывают государство-получатель. Благотворительность не обязательно противоречит капитализму, в очень большой степени это его часть. Капитализм призван обеспечить наращивание и сохранение капиталов, например, путём приватизации государственных активов, дерегулирования финансового сектора, использования субсидий и налоговой политики, благоприятствующей богатым, правового обеспечения максимальной прибыли акционеров и последовательного понижающего давления на стоимость рабочей силы.
Профессор Ха Чжун Чан из Кембриджского университета говорит, что экономика не является больше социальной наукой, а играет ту роль , которая была у католической церкви в средневековой Европе. По сути, экономический неолиберализм представляет собой светскую теологическую теорию для оправдания господствующей системы, в надежде, что несколько капель стекут через узенькую воронку и успокоят массы населения. Несущественное расширение горлышка этой воронки не затрагивает основ порочной системы.
Например, представьте, что один из четырёх человек в Индии голодает и каждый второй ребёнок имеет недовес, чахлый и истощённый. Эколог Вандана Шива утверждает, что голод является структурным элементом конструкции глобальной пищевой индустрии и системы развития капиталоёмких и химически насыщенных монокультур в индустриальном сельском хозяйстве. Долгосрочное решение проблемы голода заключается в отходе от централизованной, глобализованной системы продовольствия, контролируемой горсткой наживающихся корпораций, и создании альтернативы.
Неравенство в отношении жилья, доходов и здравоохранения, голод и бедность, являются неотъемлемой частью процесса, который служит целям элиты, Всемирного банка и корпораций, распоряжающихся в ВТО и добившихся принятия своей программы «глобализации». Никакая благотворительность, независимо от того, что под этим понимать, не способна исправить общее разрушительное действие капиталистической системы (и массовой коррупции), к которой принадлежат экономические и политические лидеры Индии.
Источник
Перевод: Ольга Николаева, специально для сайта «Война и Мир»