Принципы работы аппарата ЦК КПСС
Традиционно работа аппарата ЦК ВКП(б) / КПСС основывалась на двух основных принципах организации: функциональном и производственно-отраслевом. Американский исследователь Джонатан Харрис приводит анализ идеологических основ двух подходов к организации деятельности аппарата ЦК, представленных Георгием Маленковым и Андреем Ждановым[1]. По замыслу Жданова, задачей партии является обеспечение «политического руководства» обществом в целом, прежде всего через идеологию, а не сиюминутное вмешательство в область экономики.
Маленков же, наоборот, подчеркивал важность практического руководства как основы партийной работы, имея в виду, что партия имела право вмешиваться в хозяйственную деятельность государственных органов. Маленков настаивал на том, что совмещение полномочий партийных и государственных органов является необходимым условием усиления главенства партии и претворения в жизнь партийных решений.
Со своей стороны, Сталин часто требовал, чтобы партийные органы смещали баланс между хозяйственной и политической ролью партии. Когда ему стало необходимо наделить большей свободой Совнаркомы, он учредил функциональные отделы; когда же ему потребовалось усилить хозяйственную деятельность секретариата, он заставил создать в его структуре производственно-отраслевые отделы[2].
На этом фоне становится очевидным, что борьба Никиты Хрущева за единоличную власть в 1950-х годах имела четко выраженную идеологическую основу. Хрущев основывал свою политическую программу на идеях Жданова и XIX съезда о возрождении особой роли партии в советской системе. Это позволило ему консолидировать свою власть в аппарате ЦК и одновременно понизить статус значимости государственных органов власти[3].
Аппарат ЦК в послесталинский период
Начало послевоенной истории аппарата ЦК было положено его масштабной реорганизацией в августе 1948 года, когда ликвидировались управления «пропаганды» и «кадров», созданные в 1939 году, а вместо них были вновь учреждены производственные отделы, то есть функциональный принцип организации аппарата ЦК был заменен на производственно-отраслевой. Эта реорганизация совпала со смертью Жданова и возвращением Маленкова на руководящую роль в аппарате ЦК после двухлетнего перерыва, когда он был отстранен от должности секретаря ЦК. С этого времени и до начала 1950-х годов принцип дублирования государственных органов по отраслевому признаку сохранялся в основе структуры ЦК[4].
В исторической литературе борьба за власть после смерти Сталина представлена как конфликт между правительством (в лице Маленкова) и партийным аппаратом (возглавляемым Хрущевым)[5]. Интересно отметить, что баланс власти между государственными и партийными органами начал меняться в пользу последних еще в преддверииXIX съезда партии, но данный процесс так и не был доведен до конца из-за смерти Сталина в марте 1953 года.
Риторика XIX съезда о «партийной демократии» призывала к усилению политического партийного руководства в противовес хозяйственному, что перекликалось с возрожденной риторикой довоенного «ждановского» периода[6]. Следуя решениями XIX съезда, подверглись пересмотру как структура, так и кадровый состав аппарата ЦК. Изменения в структуре ЦК, имевшие место после XIX съезда партии, отражали позиции Хрущева, который со свойственной ему манерой «оседлал» идеи об особой значимости партийной власти и о необходимости лучше осознать роль партии в развитии всех социальных и хозяйственных институтов[7].
Нарастающее противостояние между Маленковым, который после марта 1953 года сосредоточил в своих руках власть в Совмине, и Хрущевым, который к тому времени являлся единственным членом президиума, ответственным за сугубо партийные вопросы, зиждилось на существовании двух противоборствующих взглядов на роль партии. По мнению британского исследователя Йорама Горлицкого, успех Хрущева был обусловлен, во-первых, его последовательной преемственностью предсъездовского «возрожденчества», а также политической риторикой в первые месяцы после смерти Сталина. Во-вторых, указанные обстоятельства давали ему повод для реорганизации аппарата ЦК, обеспечивая тем самым возможность создания новых стратегических вакансий, которые могли бы в дальнейшем быть заняты его сторонниками.
Хрущевская реорганизация аппарата
В период после смерти Сталина и до разоблачения «антипартийной группы» Хрущев продолжал следовать стратегии реорганизации аппарата ЦК с одновременным выдвижением своих людей на ключевые посты. При этом в организационной структуре аппарата ЦК в период после 1953 года прослеживаются два основных направления. Во-первых, появился новый территориальный принцип, согласно которому, подразделения аппарата (отделы и секторы) соответствовали территориям, которые они курировали, а не отраслям, как это было ранее. Во-вторых, обозначилось стремление к упрощению структуры как самого аппарата, так и структур его отдельно взятых отделов. Эти изменения обосновывались необходимостью партийного возрождения и борьбы с чрезмерной централизацией и бюрократизмом.
Реорганизация по территориальному принципу стала набирать обороты с того момента, когда Хрущев занял главенствующее положение в ЦК. В январе 1954 года из состава сельскохозяйственного отдела был выделен сельскохозяйственный отдел по РСФСР, тем самым обозначив введение территориального принципа на уровне отделов. Заведующим вновь созданного отдела стал Владимир Мыларщиков, давний знакомый Хрущева по работе в московской партийной организации. 28 мая 1954 года президиум принял решение разбить отдел партийных органов на два отдела: отдел партийных органов союзных республик и отдел партийных органов РСФСР. Возглавлять новый отдел парторганов по РСФСР был назначен другой протеже Хрущева, на этот раз из Украины, а именно, Виктор Чураев.
Как показали исследования Николая Митрохина, сразу после смерти Сталина и до конца 1950-х годов выдвиженцы из двух главных кланов поддержки Хрущева, московского и украинского, занимали по меньшей мере половину постов заведующих отделами ЦК[8]. Таким образом, реорганизации аппарата ЦК в критический для укрепления власти Хрущева период с 1953-го до 1957 год использовались им для постепенного продвижения своих людей на ключевые должности в аппарате ЦК.
Создание двух отделов по РСФСР в 1954 году явилось прелюдией к масштабной реструктуризации аппарата, состоявшейся двумя годами позже. Тем не менее, единая модель организационной структуры аппарата ЦК так и не сложилась. Для этого времени характерна одновременная реализация совокупности различных организационных принципов, таких, как производственно-отраслевой, функциональный и вновь введенный территориальный. Все это увязывалось с инициированной Хрущевым (и продолжавшейся непрерывно) кампанией, направленной против бюрократизма и централизма. Таким образом, реформы партаппарата и союзных министерств являлись механизмом политической борьбы между Хрущевым и его оппонентами в президиуме, возглавлявшими государственные министерства.
Автор: Александр Сергеевич Титов (р. 1977) – сотрудник Института политологии и международных исследований Университета Лидса (Великобритания). Область научных интересов – политическая история послесталинского СССР, российская интеллектуальная история и современная политика.
Неприкосновенный запас, 2012, №3(83)