УБЕЖИЩЕ ДЛЯ СВОБОДЫ СЛОВА

История вокруг судебного преследования основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа вышла на первые полосы мировых СМИ, едва не став поводом для масштабного дипломатического скандала. Очевидно, что в контексте глобальной «информационной войны» она дает плодотворный материал для контрпропагандистской кампании, не воспользоваться которым было бы большим упущением для заинтересованных структур.

Комментарии «оппонентов»

Я прошу президента Обаму сделать верный выбор. США должны прекратить преследование WikiLeaks, напоминающее «охоту на ведьм», отказаться от преследования создателей портала и его сторонников. Штаты должны пообещать, что не будут преследовать журналистов, проливающих свет на преступления власть имущих. (Джулиан Ассанж, основатель WikiLeaks)

Это было решением суверенного, достойного и демократического государства, которое не приемлет угрозы, очевидным образом нарушающие международное право. Времена колониализма ушли в прошлое. Международные нормы поведения обязывают все государства мира независимо от их экономической, политической мощи или их ядерных арсеналов исполнять эти правила без исключений. Правительство Эквадора уверено, что правительство Великобритании сумеет оценить справедливость и честность эквадорской позиции, и верит в то, что Великобритания как можно раньше предложит необходимые гарантии для перемещения, необходимые лицу, которому предоставлено убежище. (Рикардо Патиньо, глава МИД Эквадора)

Происходящее не может не давать повода задуматься о соблюдении духа и буквы Венской конвенции о дипломатических сношениях, в частности, ее статьи 22, закрепляющей неприкосновенность помещений диппредставительств. Но здесь возникает и другой вопрос. Общеизвестно, что в Великобритании нашли пристанище и чувствуют себя в безопасности десятки подозреваемых в тяжких преступлениях, выдачи которых добиваются другие государства, включая Россию. Как тогда быть с правом убежища для Дж.Ассанжа, коль скоро соблюдение данного права для этой категории лиц возводится Лондоном в абсолют? (Ответ заместителя директора Департамента информации и печати МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ по ситуации вокруг Дж.Ассанжа)

Я надеюсь, что британские власти поступят разумно и не будут проникать на территорию посольства без соответствующего разрешения, так как этот шаг поставит под угрозу дипломатические отношения во всем мире. (Кристин Храфнссон, официальный представитель WikiLeaks)

Все больше и больше проникаюсь уважением к Джулиану Ассанжу. Человек имеет крепкий характер и мужество выступать против мирового правительства. (Мы и не заметили, как из научно-фантастических романов мировое правительство перебазировалось в нашу с вами реальность). Ассанж отличный тип современного героя. И правительство Эквадора  показало себя молодцами. Чем бы ни кончилась эта история, да хоть штурмом, я вижу, как возрождается в мире гордая независимость. (Эдуард Лимонов, политик, публицист)

Я считаю, что Ассанж, публикуя подлинные документы, работал в интересах общества. Я считаю, что преследование Ассанжа связано с его деятельностью в «Викиликсе». Я считаю, что Ассанж абсолютно правомерно просит политическое убежище в стране, которая, скорее всего, его не выдаст. (Алексей Венедиктов, главный редактор радио «Эхо Москвы»)

Речь о британских властях, которые на некоторое время позволили себе забыть фирменную английскую почти театральную чопорность в дипломатии …. Все-таки штурм иностранного посольства представителями официальной королевской власти представляется вариантом не только беспрецедентным, но вообще плохо умещающимся в самом искушенном политическим постмодерном сознании. ... Политика двойных стандартов – это стихия, в которой «развитые страны» живут как рыбы в воде. (Виктор Мартынюк, КМ.ру)

Комментарии «апологетов»

Мы не позволим мистеру Ассанжу воспользоваться правом безопасного выезда из Соединенного Королевства. У нас нет легальных оснований для этого. Соединенное Королевство не приемлет принципа дипломатического убежища. (МИД Великобритании)

Если женщина заявила, что ее изнасиловали, в первую очередь надо посадить мужчину в тюрьму. Пусть сидит, пока эта женщина не соберется с мыслями, не разберется в своей жизни. Если мужчина на свободе, то ей это будет трудно сделать. Судить этого мужчину не обязательно, если выяснится, что он не виноват. Но посадить необходимо – для блага женщины. (Марианн Ню, шведский прокурор по делу Ассанжа)

«Предоставив Ассанжу убежище, Эквадор защищает свободу прессы». Наверное, это самое странное из всех утверждений. У самого Эквадора – весьма прискорбная репутация в сфере защиты свобод прессы. Он находится на 104-м месте в индексе стран по уровню свободы прессы, и даже мимолетный взгляд на примеры гонений на прессу в Эквадоре, которые собрали «Репортеры без границ» и «Индекс цензуры», указывает, что этот режим отличается ужасным и нетерпимым отношением к свободе самовыражения. Каковы бы ни были причины решения Эквадора предоставить Ассанжу политическое убежище, нет никаких оснований считать, что оно основано на искренней заботе этой или иной страны о свободе СМИ. («New Statesman», Великобритания)

Остается загадкой, почему Ассанж согласился стать пешкой в информационной войне Кремля. Возможно, ему просто нужны деньги. Впрочем, антиамериканизм Ассанжа, безусловно, хорошо резонирует с кремлевским антиамериканизмом. («The Guardian», Великобритания)

Независимый комментарий

История вокруг судебного преследования основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа вышла на первые полосы мировых СМИ, едва не став поводом для масштабного дипломатического скандала. На минувшей неделе стало известно, что власти Эквадора все же решили предоставить создателю скандального ресурса политическое убежище.

Напомним, что Джулиан Ассанж, 41-летний гражданин Австралии, стал известен после публикации секретных материалов сайтом WikiLeaks. Осенью 2010 года WikiLeaks начал публикацию серии документов из американских посольств и консульств, касающихся дипломатической переписки США.

Вашингтон, со своей стороны, назвал публикацию «безрассудной и опасной акцией»,

указав, что она содержит «откровенную и часто неполную информацию», раскрытие которой «сильно заденет не только интересы внешней политики США, но и наших союзников и друзей во всем мире».

Одновременно с этим возникла история с обвинениями в адрес Джулиана Ассанжа в «изнасиловании и сексуальных домогательствах», выдвинутыми правоохранительными органами Швеции. В ноябре того же года шведские правоохранительные органы объявили его в международный розыск, чтобы иметь возможность допросить. Ассанжа задержали в Лондоне в декабре 2010 года.

Ассанж в установленном порядке оспорил ордер на арест, выданный в Швеции, однако безрезультатно. Затем он неоднократно предъявлял отвод европейскому ордеру на арест, выданному в Британии. Он проиграл на всех этапах. 19 июня сего года Джулиан Ассанж попросил политического убежища у Эквадора, на территории лондонского посольства которого он скрывается по сей день.

По мнению адвокатов, Ассанжу грозит экстрадиция в третью страну; в случае экстрадиции в США рассчитывать на справедливый суд, по их оценке, едва ли есть основания.

Между тем МИД Великобритании заявлял, что будет добиваться выполнения экстрадиции Ассанжа, поскольку возможности апелляции исчерпаны и предоставление Эквадором политического убежища Ассанжу ничего не изменит в его статусе. К тому же Ассанж сам нарушил правила пребывания на свободе, не явившись в установленный срок в правоохранительные органы Великобритании для исполнения решения суда.

Великобритания ранее уведомила эквадорские власти, что Лондон в любом случае не предоставит основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу право на безопасный выезд из страны. Более того,

власти Великобритании угрожали использовать силу и взять посольство Эквадора в Лондоне штурмом,

если правоохранительным органам страны не будет выдан Ассанж, сообщает агентство Reuters со ссылкой на эквадорских дипломатов. «Мы не британская колония!» – заявил в этой связи министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо.

Как выяснили журналисты, в неофициальном послании британского МИДа эквадорскому правительству действительно был упомянут закон 1987 года о дипломатических помещениях, позволяющий лишить их неприкосновенности в случае угрозы общественной или государственной безопасности. (Закон был принят после того, как в 1984 году из окна ливийского посольства в Лондоне застрелили женщину-полицейского). Однако Ассанж такой угрозы явно не несет.

Но и шансов воспользоваться статусом политэмигранта у Ассанжа мало: с «принимающей стороной» скандальному «хактивисту», прямо скажем, не повезло. Посольство Эквадора – это несколько комнат в здании, которое эквадорцы делят с посольством Колумбии. Вход прямо с улицы, ни двора, ни подземной парковки, куда могла бы заехать дипломатическая машина, нет.

Правда, в кулуарах сразу стали говорить, что Ассанж может получить эквадорский диппаспорт. Это будет рассмотрено Британией как недружественный демарш, который повлечет за собой разрыв отношений, уверены местные эксперты. Едва ли Эквадор на это пойдет: это не та страна, которая может противопоставить себя и Америке, и Британии одновременно. Ассанж может провести годы в эквадорской дипмиссии, пока в Эквадоре, скажем, не сменится президент.

Дальнейшие действия Ассанжа неизвестны, поскольку Британия, очевидно, не предоставит ему возможности для выезда из страны. Не исключено, что он будет находиться на территории посольства Эквадора неопределенное время. Причем в этом случае основатель WikiLeaks отнюдь не будет первопроходцем: так, венгерский архиепископ Йожеф Миндсенти прожил 15 лет в посольстве США в Будапеште, скрываясь от советского КГБ, который пытался арестовать его за активное участие в восстании 1956 года.

Пока же тактика Ассанжа заключается в максимально возможной интернационализации сложившейся ситуации,

поддержании высокого уровня озабоченности мировых СМИ и правозащитных организаций его положением. Его защита пригрозила британским властям подать иск в Международный суд ООН, если Великобритания не позволит основателю WikiLeaks выехать в страну, предоставившую ему политическое убежище.

Формально Ассанжа обвиняют не по «политической» статье, его обвиняют совершенно в другом – в сексуальных домогательствах. Но при этом все, в том числе официальные лица Великобритании, надо полагать, догадываются, что WikiLeaks имеет отношение к секретным документам и крупным фигурам.

Вот несколько недвусмысленных обстоятельств, указывающих на то, что США намерены преследовать Ассанжа за его журналистскую деятельность. Агент ФБР, дававший показания на процессе Брэдли Мэннинга (Bradley Manning) — армейского рядового, предположительно передавшего документы «Викиликсу», заявил, что в отношении «создателей, владельцев и руководства» WikiLeaks ведется расследование. Кроме того,

на Ассанжа в ФБР собрано досье объемом 42135 страниц. Непонятно, зачем нужны эти материалы, если правительство США «не заинтересовано» в том, чтобы преследовать Ассанжа.

В этом контексте у Ассанжа есть разумные основания опасаться, что его выдадут в США и отдадут под суд, и, соответственно, просить убежища в другой стране.

Более того, Ассанжа справедливо тревожит, как с ним будут обращаться в случае экстрадиции в Америку. Достаточно вспомнить, как США обошлись с Брэдли Мэннингом Его почти год без суда держали в одиночной камере по 23 часа в день, а потом еще восемь месяцев он провел в условиях, специально предназначенных для того, чтобы заставить его дать показания против Ассанжа. Тысячи людей, в том числе специальный докладчик ООН по пыткам, осудили обращение с Мэннингом, указывая, что оно может быть признано пыткой.

У Ассанжа нет причин считать, что к нему будут относиться лучше. Эта позиция защиты Ассанжа имеет принципиальное значение, поскольку, будучи участницами Европейской конвенции по правам человека, Британия и Швеция не могут экстрадировать подозреваемого в страну, где ему грозит смертная казнь, «бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание».

Не может не тревожить и то, что

правительство США занято расследованием деятельности журналиста и публикатора, а не высокопоставленных правительственных чиновников, предполагаемые военные преступления и злодеяния которых разоблачили Ассанж и его соратники.

Не для того ли, чтобы запугать других, способных осмелиться освещать проступки правительства, – людей, верящих, что открытость, разоблачение преступлений и борьба с лицемерием укрепляют демократию, и готовых действовать в соответствии с этими убеждениями?

Короче говоря, США намерены преследовать журналиста и публикатора за то, что он выражает свою политическую позицию.

Зловещая ирония: затравленный основатель WikiLeaks боится преследования со стороны Соединенных Штатов, которые славятся тем, что их законы требуют предоставлять убежище людям, находящимся как раз в такой ситуации, как Ассанж. США неоднократно декларировали свою готовность служить «надежной гаванью» для преследуемых за политические взгляды, признавая, что журналисты, которых в таких странах, как Китай, наказывают за выражение политической позиции, соответствуют по законам США критериям для предоставления политического убежища.

В свою очередь, Великобритания с готовностью предоставляет политическое убежище целому ряду людей, которыми в том числе интересуются правоохранительные органы России.

Словосочетание «двойные стандарты» – первое, что приходит в голову в связи с этой историей.

На это обстоятельство, в частности, прямо указывает приведенный выше комментарий представителя МИДа России. Любопытно, будут ли наши дипломаты теперь использовать «фактор Ассанжа» в дальнейших переговорах о пребывающих на берегах Туманного Альбиона политэмигрантах из России?

Между тем жесткая позиция официального Лондона, выразившаяся в том числе в недвусмысленных угрозах в адрес Эквадора и его диппредставительства, вызвала волну возмущения в Южной Америке, где подобные заявления и действия были расценены как рецидивы «имперского мышления». Южноамериканский союз наций под аплодисменты принял резолюцию, осуждающую действия Великобритании в конфликте с Эквадором. Собравшиеся на экстренную встречу министры иностранных дел двенадцати южноамериканских стран заявили о недопустимости угроз Лондона взять эквадорскую дипмиссию штурмом и приветствовали решение властей этой страны предоставить основателю WikiLeaks убежище.

Ясно также, что роль и значение WikiLeaks в контексте глобальной «информационной войны» невозможно оспорить.

Сайт опубликовал 251287 американских дипломатических депеш и военных документов, разоблачающих внутренние механизмы и недостатки американской внешней политики.

Эти публикации пролили свет на поддерживавшиеся государством нарушения прав человека в Ираке и Афганистане, оповестили общество о тайной войне в Йемене и разоблачили вмешательство администрации Обамы в независимые попытки привлечь к ответственности чиновников из администрации Буша за пытки и другие военные преступления. Ситуация с Брэдли Мэннингом, которого американские власти пытаются сделать основным виновником утечек секретных материалов, оказавшихся в распоряжении WikiLeaks, уже в достаточной мере позволяет говорить о грубых нарушениях прав человека и о наличии в США политических заключенных.

Очевидно, что все эти обстоятельства представляют плодотворный материал для контрпропагандистской информационной кампании, не воспользоваться которым было бы большим упущением для соответствующих заинтересованных структур.

Источник