«Из черного навоза красные цветы»

Народные антисоветские суждения возникали как спор с официальной идеологией, были по отношению к ней зеркальны, негативны, но входили в ту же систему представлений и были от нее зависимы — подобно тому, как богохульство и благочестие могут существовать исключительно в рамках одних и тех же религиозных представлений. Например, всем известно, как послевоенная советская пропаганда оценивала фашизм. Антисоветское суждение строится на уподоблении коммунистов фашистам: коммунисты — те же фашисты или хуже фашистов. Еще более выразительный пример — образ «Запада», «заграницы» в сознании советского человека. Идеологи навязчиво критиковали капиталистический образ жизни. Крамольное мышление также исходило из противопоставления западного советскому и развивалось по той же схеме: либо выворачивало оценки наизнанку, тогда заграница превращалась в сказочную страну изобилия и исполнения желаний – вспомним разговоры про американские валенки и инженеров со спидометрами; а сколько было попыток написать письмо американскому президенту, пожаловаться на различные несправедливости; так, один бедолага жаловался, что ему не дают квартиру в Ленинграде; либо, при согласии считать заграницу мрачным злым царством, недовольные уличали партийных вождей в том, что те «продались загранице», изменили народным интересам, загнили (отсюда, в частности, анекдоты с зачином: «Ленин воскрес, идет по улице...»). Воспринимать заграницу как обыкновенный, однотипный своему мир советские люди были неспособны. Крамольное мышление не выходило за пределы используемого пропагандой набора понятий, за редчайшими, единичными исключениями. Это как кубики, которые можно сложить в разном порядке, но их набор остается неизменным.

Калганов Н. А. (участник войны, награжден орденом и медалями, счетовод школы из Ульяновской области) 2 сентября 1953 года был задержан работниками милиции за хулиганство в станционном буфете. При задержании «он по-прежнему ругался матом, а потом стал восхвалять врага народа Берия и изливать матерщину по адресу руководителей партии и Советского правительства, заявляя: “Вы съели Берия, а меня (нецензурное слово) съедите. Я (нецензурное слово) вас, вашу партию и правительство вместе с (при этом Калганов стал перечислять по фамилиям руководителей партии и Советского правительства)”. После этого вскочил со стула, схватил со стола бюст В. И. Ленина и, размахнувшись, с силой ударил его о стол, разбив его на две части. Перед тем, как разбить бюст В. И. Ленина, Калганов выругался нецензурными словами и заявил: “Вот вам!”». Осужден 7 декабря 1953 года.

Абашев А. П. (1914 года рождения, русский, малограмотный, неоднократно судимый, заключенный, Кемеровская область) среди заключенных ругал коммунистов и советскую действительность: «Если бы эти валенки показать в Америке, то от них бы отбежали люди на километр [...]В Америке тоже носят валенки, но такие, какие в СССР носят только 16 человек, которые в Кремле». Говорил, что скоро будет война, придут американцы и свергнут советскую власть. Осужден 10 мая 1957 года.

У Се Ен (Ясихара Янага, кореец, уроженец Южной Кореи, без гражданства, бригадир грузчиков на о. Сахалине) в 1952–1953 годах критиковал условия жизни в СССР, говорил, что при японцах было лучше, ругал русских, говорил, что перед Новым годом в магазинах, «кроме черного хлеба, как конский навоз, и спиртного, ничего нет. При японцах в магазинах все было». 21 января 1953 года, в день траура по «одному из руководителей», У Се Ен заигрывал с учетчицей, «держал сосульку в руке ... изображал половой орган, причем он мне сказал, что половой орган поседел от переживаний по случаю смерти вождя». Осужден 19 января 1954 года.


Мирзоев А. (1910 года рождения, узбек, образование высшее, директор школы, г. Наманган), Халиков А. (1900 года рождения, узбек, из семьи священника, образование среднее, учитель) в 1946 году «вступили между собой в преступную связь» и критиковали советскую действительность: выражали недовольство бытовыми условиями жизни в стране; говорили, что народ живет плохо, при царизме было гораздо лучше; от снижения цен мало толку, потому что в магазинах недостаточно товаров; при царизме люди жили до 100 лет, а при советской власти не живут больше 50; хвалили американские порядки: «В Америке представители интеллигенции пешком не ходят, ездят на машине, а в случае, если будут ходить пешком, то в таких случаях они вешают на ноги спидометры, ведут учет пути, который они прошли пешком, и за это получают зарплату». Осуждены 30 июня 1953 года, 16 января 1957 года реабилитированы[2].

Мельников А. В. (1924 года рождения, русский, образование неполное среднее, оператор паровозного депо, Ростовская область) 4 марта 1955 года в нетрезвом состоянии нацарапал ключом на стене железнодорожного клуба: «Хрущев и Маленков съели Берию, а потом Хрущев съел Маленкова, смерть диктаторам. Хрущев диктатор». Осужден 17 декабря 1955 года[3].

Коротаев П. А. (1902 года рождения, русский, участник войны, рабочий лесозавода, Тюменская область) писал и направлял в различные газеты анонимные письма и стихи о тяжелой жизни советских людей: «Капризный век в руках тиранов», «Можно ли жить голодом». Из письма Коротаева «О причинах смерти Фадеева»: «Простые люди делают из этого такой вывод, что за 38 лет своей жизни при современном строе, он писал книги, романы неправдоподобные, изобретал новые краски, украшал жизнь, вернее из черного навоза делал красные цветы. [...]Самое лучшее светлое будущее — коммунизм, где все будут свободны и равны и всем обеспечены, — это могила, смерть. К этому нас, простых рабочих, ведет компартия, в этом ее заслуга». Осужден 18 августа 1956 года[4].

Червяков Е. В. (1932 года рождения, русский, образование незаконченное среднее, жестянщик, г. Ташкент) хранил тетрадь с записями антисоветского содержания, сочинял стихи: «Именуя себя обществом // Коварный Хрущик // И дальневидным политиком // Паразитный хищник... // Для тебя международная арена — // Мировая революция // И к ней ты несешься, гиена, // Рабочим народом жертвуя». Осужден 7 августа 1957 года[5].

Садовский В. И. (1925 года рождения, украинец, дважды судимый, заключенный, Житомирская область) 24 февраля 1955 года в камере штрафного изолятора кричал: «Бейте краснопогонщиков! Долой советскую власть. Приходи Эйзенхауэр. Дайте сюда Трумэна!», работников тюрьмы называл «бериевцами». Осужден 25 ноября 1955 года[7].

Малиновский В. М. (1912 года рождения, русский, Амурская область) 15 сентября 1955 года был задержан за кражу, в отделении милиции сказал: «В Советском Союзе за кусок хлеба давятся в очереди и продуктов никаких нет ... Скорее бы Эйзенхауэр бросил атомную бомбу на Советский Союз, чтобы передушить все правительство, тогда бы лучше жилось народу». Осужден 19 декабря 1955 года[8].

Шаганов М. П. (1932 года рождения, русский, ранее судимый, освободился из заключения 28 августа 1956 года) 29 августа 1956 года в нетрезвом виде на привокзальной площади г. Сызрани Куйбышевской области был задержан милиционером, кричал ему: «Тебя Булганин купил за 700 рублей». В отделении милиции говорил: «ГЭС строят комсомольцы, а оглянешься — штыки за спиной ... Булганин и Хрущев родину продали». Осужден 12 октября 1956 года[9].

Медяник В. Ф. (1944 года рождения, украинец, образование 7 классов, дважды судимый, заключенный, Донецкая область) «2 апреля 1965 г. в 15 часов 30 минут залез на трубу котельной, расположенной на территории ИТК, где находился до 10 часов 30 минут 3 апреля 1965 г. Находясь на указанной трубе, Медяник выкрикивал антисоветские призывы, в которых призывал к свержению советской власти и к беспорядкам». Осужден 5 июля 1965 года[10].

Источник