Честь и польские отношения

Время от времени мне позванивает журналист с вопросом: «На сколько честно поступает Х?», или «Есть ли у Х честь, коли он ведёт себя так или сяк?» Такие вопросы носят риторический характер, т.к. Х является обычным вульгарным представителем власти, который не достаточно того, что поступил неэтично, но даже совершил какое-либо преступление и в ближайшие дни окажется, что совершил всё это неприкрыто и с одобрения коллег по партии.

Самое время сказать себе, что в Польше нет ничего такого, как честь. Это понятие уже не содержит в себе никакого веса, образ поведения политиков или особ публичных — тому не соответствует, никто на это не претендует; честь утратила своё значение, она умерла вместе со  II Речью Посполитой. С поединками и маршалом Пилсудским, который последним из польских политиков трудился для родного края, ведомый чувством чести, не получая даже причитавшихся ему гонораров. Теплое местечко в сообществе? Членство к надзорных советах? Славой-Складовский* за такое предложение вызвал бы на поединок.

Сегодня понятие чести, как и такие добродетели, как скромность или чистосердечие, составляют исключительно предмет исторических рассуждений. Последним, кто честь лицезрел(да,да!) и писал о ней с жаром, был Владислав Бозевич. А дело было, сразу после  восстановления в Польше независимости, в период формирования суверенной национальной политики.

В своём кодексе чести, Бозевич писал, что: «Людьми чести (по английски — джентльменами), мы называем, те особы мужского пола, которые ввиду образования, персональной интеллигентности, общественного положения или происхождения — превышают обычный уровень порядочного человека». Честь была превыше порядочности, но не её противоположность.

Перед войной, люди чести, составляли довольно значительную часть общества (как скрупулёзно излагает Бозевич) — «особами, способными требовать или ответить на требование сатисфакции задетой чести», были не только джентльмены по происхождению (шляхта), но и любой мужчина, который закончил высшее учебное заведение, а также и те, что обладали какими-либо талантами (художник или писатель), либо солидным положением  (деревенский житель, ставший депутатом). Бозевич насчитал 30 категорий людей, не обладающих честью. К ним причисляются (в том числе), "особы, подвергшиеся наказаниям за преступления, причиной которым была жадность или выгода", предатели, трусы, лица преднамеренно не сдержавшие данное слово, мужчины на содержании женщин,гомосексуалисты, дезертиры, отказавшиеся от поединка, ростовщики, алкоголики. Те, что пишут анонимки, не соблюдающие традиций гостеприимства. Те, что не защищают женщин, или неделикатны с ними. Представители жёлтой прессы, мужчины, не возвращающие (вовремя) долги, незаконно присваивающие себе титулы и достоинства, все вышеперечисленные.

Особую категорию составляют дамы, от которых невозможно требовать соблюдения кодекса чести, т.к. по своей природе они неспособны к поединкам. Следует обратить внимание на то, что, коль скоро они находятся вне кодекса чести, то нет среди них таковых, что могут вести себя бесчестно(что является ещё одним аргументом в споре о паритетах в политике).

К потенциальной группе людей, обладающих честью, не имеют отношения духовные лица. Т.к. честь — достоинство светское, а не христианское (может поэтому набожные депутаты PSL, ведут себя так бесчестно). Бозевич пишет также, что честь противна здравому рассудку (потому наверняка, честь, не пользуется спросом среди членов ПО -"Platformy Obywatelskiej").

Оберегать честь — всегда было занятием скорее эффектным, чем эффективным (не способствовало общественной пользе, не утверждало принципов любви к ближнему, уважению к правопорядку или воле Божей). Как говорят историки, честь выполняла разделительные функции: речь шла о том, чтобы лучшие — значит элиты (классовые, культурные, политические), выделялись от остального общества. Элиты обладали большими возможностями, большими свободами, но и большей ответственностью(выражение принципа „noblesse oblige”). Честь, лицо, репутация были важнее, чем жизнь. Их потеря была равнозначна со смертью: если даже не биологической, то наверняка - публичной.

Но, это старая история. Сегодня чести нет.

Сегодня, мы должны заботиться о вещах более изначальных: порядочность, законность и даже элементарное чувство стыда. Это основа жизни в демократическом сообществе. Без этого оно не выживет. Однако, без чести, достойно ли выживания?

-------------------------------------------------------------------------------------
*
В июне 1930 — июне 1931 министр внутренних дел. Подписал ордера на арест лидеров и активных деятелей левой оппозиции перед выборами в Сейм. Проводил репрессивную политику «пацификации» («умиротворения») на Западной Украине. В 1930 избран депутатом Сейма. Как министр, получил известность требованиями соблюдения санитарных норм в сельской местности — в результате,
деревенские туалеты, выкрашенные в белый цвет, стали называть «славойками». С 15 мая 1936 — премьер-министр и министр внутренних дел. Активный сторонник полонизации Западной Украины. 7 сентября 1939 покинул Варшаву вместе со своим правительством. В ночь на 18 сентября правительство переехало в Румынию, где было интернировано. 30 сентября Славой-Складковский официально подал в отставку.
Источник
Перевод