Русское злорадство

Любопытное сообщение промелькнуло: какое-то международное социологическое агентство по заказу чуть ли не ООН провело недавно исследование в разных странах мира – как их граждане относятся к серии революций прошлого года в Египте, Ливии, Сирии, Тунисе, словом, ко всему тому, что принято называть «арабская весна». Выяснилось, что едва ли не самое злобное неприятие было высказано именно у нас, в России. Полный афронт! Если на Западе – в Европе или там в США – все-таки большая часть опрошенных видит в произошедшем пусть противоречивый, но шаг в положительную сторону, то россияне почти единодушны в отрицании. Мол, ни хрена хорошего из этого не будет и не может быть, всё это козни империализма, бунтовщики одурели, происки западных спецслужб и т.д.  

Думаю, для тех, кто внимательно читает русский интернет, в этом «лидерстве» России нет ничего удивительного. С самого начала в Рунете по отношению к арабской весне преобладал скепсис, который быстро перешел в проклятия. В чем же дело? Причина проста: Запад в целом приветствует то, что падение арабских диктатур произошло под лозунгами демократии – но опасается усиления ислама. Отсюда его противоречивое отношение: демократия есть «гут», а вот ислам, вообще усиление клерикализма – мягко говоря, настораживает.

Нашим же людям проще. Для россиян оба слова – что «демократия», что «ислам» — как красная тряпка для быка. Причем даже еще неизвестно, что хуже. «Чиво?? Они демократию захотели??» Само указание на то, что где-то кто-то ради «демократии» затеял бунт и выступил против властей – несказанно возбуждает нашего человека. Кулаки сжимаются, глаза нехорошо прищуриваются, всем усё становится понятно: закулиса, она самая.

Что же это? Ведь еще 20 лет назад ничего подобного не было на просторах Отчизны. Это ведь даже не советское наследие: наоборот, советским скорее было свойственно приветствовать любые «восстания народных масс» — сказывалось изначальное преклонение коммунистов перед Революцией как таковой. 

Чем же объясняют нынешние россияне свое неприятие «насильственных методов арабской весны»? По опыту многочисленных дискуссий на эту тему могу сказать, что объяснения стандартны. Обычно наши люди уверяют, что от любых восстаний будет только хаос, неразбериха, кровь, а потом или еще больший хаос и неразбериха, или усиление гнета и приход еще худшей диктатуры. Что наши люди сейчас по всей Африке с удовлетворением и наблюдают. «Вот, а мы же говорили!» «Получили свою демократию? То-то. И не надо было принимать эти прогнившие западные ценности!» и т.д. 

А самое главное (и самое шокирующее, если вдуматься) – то, что наши люди совершенно искренне не понимают ЦЕЛЕЙ. Чего ради? Ведь «что воля, что неволя – все равно, все равно…», как в старом детском фильме-сказке. Люди абсолютно искренне не могут взять в толк – а зачем свергать диктатуру? Вот, типа, был Каддафи – и что? Кому мешал?

Или Мубарак. Да, чуть не 40 лет правил. НУ И ЧТО? А сейчас другие придут. И они ведь – русский человек точно знает – будут ЕЩЕ ХУЖЕ. И на фига? Чего эти арабы суетятся? Этого наши люди не просто не понимают – они это не понимают злобно. И не дай бог упомянуть тут еще и про демократию, которой эти арабы как бы хотят добиться – не будет предела гневу нашего человека.

В сущности, отношение к арабским революциям – прекрасный проективный тест для других народов.
Реакция, как оно обычно бывает, лучше всего характеризует не арабов, а тех, кто реакцию демонстрирует. В нашем народе, увы, она демонстрирует прежде всего огромный страх, апатию и полное неверие в себя.
Мы, ей-богу, какой-то СЛОМАННЫЙ народ.
Вроде и великий, но реакция – откровенно жалкая.
Подразумевается ведь – «а зачем брать свою судьбу в свои руки? Нешто мы понимаем, как оно должно быть?
А самоуправление – это ведь сказки какие-то, ЦРУ придуманные, не быват такого, не слыхат, морок всё, обман».

И вот в этой, если не сломанности, то надломленности – величайший шанс Путина. Думаю, ею он и питается. Если б не эта тотальная апатия и неверие в себя – разве пришло б ему в голову идти на 4й срок как на первый, без тени смущения рассказывая набившие оскомину старые сказки, не имея ни на гран ни свежих идей, ни даже понимания того, что они должны быть?

Арабы с африканцами, конечно, облажались. Но ведь они, говоря словами МакМерфи, «хотя бы попробовали»…
Источник