Средний класс по российским методикам составляет 34%, по западным – 5-11%. 61% ядра среднего класса работают на госпредприятиях. Отсюда – их низкая автономность и желание иметь патерналистское государство. Одно из отличий богачей от остального населения – возможность прожить год только на накоплениях (63% против 5,5%).
В книге «Российское общество как оно есть», (2011 г., изд-во «Новый хронограф», 1 тыс. экз.), приведено масштабное исследование российского общества, сделанное Институтом социологии РАН. В одном из прошлых постов мы привели данные о числе бедняков в России (их оказалось 59% населения) и об условиях их жизни.
В этот раз мы приводим описание российского среднего класса, а также богатых. По подсчётам исследователей, численность среднего класса составляет 34% населения России. Правда, социологи специально уточняют, что бОльшую часть этой страты по европейским методикам надо относить в «малообеспеченные». Одна из методик (маркетинговая) тогда вообще покажет, что численность среднего класса в России – 2,1%.
Институт социологии РАН применил относительно щадящую методику – «комплексную». По ней определение принадлежности к среднему классу выглядит так: критерий нефизического характера труда; наличие как минимум среднего специального образования; показатели среднемесячных душевых доходов не ниже их медианных значений или количество имеющихся товаров длительного пользования не ниже их медианного значения; интегральная самооценка индивидом своего положения в обществе по 10-балльной шкале не ниже 5 баллов включительно. По этой же методике социологи выделили устойчивое ядро среднего класса, а также его периферию с «ослабевающими признаками».
В целом ядро российского среднего класса, которое по своим параметрам совпадает с европейским средним классом – 15% (т.е. 34%х0,15=5,1% от всей численности населения страны), ближняя периферия – 21%.
Особенностью ядра является его высокая «наследуемость» от родителей. Исследования показали, у 44% представителей ядра среднего класса один или оба родителей имели высшее образование. Для среднего класса в целом и его периферии эти доли соответственно составили 35% и 30%.
Половина представителей среднего класса (51%) заняты на государственных предприятиях. В ядре среднего класса работающих на госпредприятиях – вообще 61%. «Такая специфика российского среднего класса является важнейшей проблемой, так как это может определять более низкую автономность, особенности сознания и поведения, специфику доходов. В этом и заключается важная особенность структурных позиций среднего класса в России, и отличия процесса его становления от аналогичного процесса на Западе», – пишут социологи, анализируя такую высокую зависимость среднего класса (и особенно его ядра) от государства.
Ещё одно важное отличие среднего класса от населения страны в целом – его включённость в информационные технологии. Так, компьютер дома имеет 94% ядра среднего класса и 49% его дальней периферии. Не реже нескольких раз в неделю пользуются интернетом среди ядра среднего класса – 77%, его периферии – 29%, населения России в целом – 18%.
Интересно посмотреть и на ценностные суждения среднего класса. Ценность индивидуализма разделяет 50% ядра среднего класса, 34% его ближней периферии (35% в целом в среднем классе) и только 22% населения России в целом. Средний класс в России продолжает оставаться патерналистским, а не либеральным. Так, на вопрос «Задача оппозиции состоит не в том, чтобы критиковать правительство, а в том, чтобы оказывать помощь в его работе» утвердительно ответили 60% среднего класса (против – только 20%), а на вопрос «Государство всегда должно отстаивать интересы всего народа перед интересами отдельной личности» ответили «да» 56%, против – лишь 20% (остальные не имели мнения).
Богатых в России насчитывается 7%. Но их можно разделить на две страты – 6% это аналог западного высшего среднего класса, и собственно 1% богатых (таким образом, по западным методикам к среднему классу можно отнести 5% – ядро этой страты – и 6% из страты богатых, т.е. 11% населения). Так, уровень богатства в такой градации определяется как 3-4 тыс. долларов на человека в месяц в провинции и 5-6 тыс. долларов на человека – в Москве и Санкт-Петербурге. В целом же богатство в России определяется, как возможность человека иметь высокое качество жилищных условий (от 40 кв. м на человека), возможность получения хорошего образования, проведение отпуска за границей, обеспечение качественного медицинского обслуживания, наличие возможности для детей добиться в жизни намного большего, чем их сверстники.
Но самое главное отличие богатых людей в России от всех остальных (включая и средний класс в целом) – это наличие накоплений, достаточных для того, чтобы прожить на них не менее года (при этом представители разных слоёв подразумевают, разумеется, качественно различный уровень трат). Такие накопления среди богатых имеют 63%, среди всего населения России в целом – 5,5%.
Ещё один показатель – наличие предметов личного пользования среди богатых и всего населения в целом. Разрыв по некоторым предметам обихода превышал в 10 раз. Так, домашний кинотеатр имели 32% богачей и 0,7% всех россиян в целом (разрыв 45 раз), посудомоечную машину 32% и 1%, кондиционер 45% и 2%, цифровой фотоаппарат 57% и 8%, и т.д. Единственное, в чём всё население России в целом превосходило богатых – в обладании ковром и паласом: 93% и 92% соответственно, чёрно-белым телевизором – 24% и 7%.
Также большинство богатых не предпринимают дополнительных усилий для улучшения материального положения (56%). Да и усилия остальных весьма условны: 11% богатых приработок получают от сдачи имущества в аренду. Среди же населения России в целом к дополнительным мерам по улучшению материального положения прибегают 77% (от работы на приусадебном участке до приработков и второй работы). В отличие от остальных россиян большинство богатых не устраивает только один момент в жизни – их личная безопасность (67%).