Интервью для Naviny.by от 5.XII.2011

Телевидению пиздец. Не сегодня, но скоро

В общем-то, это всего лишь избавленный от флёра политкорректности заголовок портала naviny.by. На самом деле ситуация гораздо интереснее именно с точки зрения активного применения тактических медиа. В Беларуси синеокой™ тема сисек тактических медиа абсолютно не раскрыта. Да и собственно про тактические медиа хуй кто слышал. А если и слышал, то хуй что понял. Так что эта тема здесь всплывает для обсасывания, осмеяния и поругания с последующим переосмыслением. А вот само тело интервью. Срите.

— Александр Леонидович, как вы оцениваете итоги выборов в Государственную думу? Кто там из них победители и кто проигравшие?

— К проигравшим я бы отнес модель «управляемой демократии» и федеральные телеканалы России, а к победителям — активную часть избирателей, которая сосредоточена в двух столицах и в интернете.

Если говорить о персонифицированных результатах, то это неудача действующего президента РФ и безоговорочная победа будущего президента РФ. Именно В.В. Путин будет через три месяца пожинать плоды этой электоральной кампании — у него явка будет повыше, и, натурально, он не отдаст другим кандидатам столь высокий процент голосов. Не слишком я удивлюсь, если Д.А. Медведев в скором будущем удовольствуется ролью не премьера, но спикера. С полной возможностью группировать вокруг Думы и ее структур либеральную общественность.

— Вы в Санкт-Петербурге занимаетесь политическим медиаконсалтингом. Для вас участие в этой кампании было удачным?

— Это, как я понимаю, такая изящная форма вопроса «Вы на кого работаете?» (смеётся).

— Можно и так сказать. И всё же — успех или нет?

— Клиенты довольны, я тоже не в обиде, пополнил, так сказать, копилку... своего передового опыта. ЗАКС (законодательное собрание Санкт-Петербурга — Naviny.by.) полностью изменил политическую конфигурацию. Вернулось даже «Яблоко», о котором и думать забыли. Эта тенденция затронула всё политическое поле России и будет аукаться довольно долго. Ну, проценты вы сами посмóтрите, да и не буду я у минских аналитиков «чарку и шкварку» отнимать, пусть поколдуют над цифрами самостоятельно.

— А как результаты этих российских выборов аукнутся в Беларуси?

— Для Беларуси это не очень важно с политической точки зрения, потому что по поводу будущего Беларуси в российской элите существует консенсус. Новый расклад в Думе на этот консенсус не повлияет.

Что-нибудь про новые тренды на электоральном поле России…

— Резко упала роль телевидения, и как следствие, его эффективность. Оно больше не способно подавлять другие способы доставки и толкования информации. Потеряно право на нарратив. Одновременно скачкообразно выросла роль тактических СМИ. К ним я отношу и пользователей социальных сетей, которые себя как СМИ не позиционируют, но с успехом и энтузиазмом переигрывают официозы. Как только число пользователей интернета приблизится к количеству избирателей, можно будет говорить о конце телевидения как машины для политического воздействия.

К другой новации я бы отнес стихийное наблюдение за выборами. Здесь киберактивисты порезвились от души. Причем атаки на сайты либеральных СМИ, ЖЖ и миссий наблюдения ничего ровным счетом не дали. Действующие интернет-ресурсы любезно предоставили свои платформы для добровольцев-наблюдателей. И поток сообщений о нарушениях в ходе голосования и вообще о ситуации на избирательных участках шел непрерывно. Другое дело, что цена достоверности этих сообщений вполне могла быть обратно пропорциональна их количеству. Но кого это интересует? Достаточно того, что весь Рунет был уверен: «а власти скрывают». Это привело к росту неявки и к обвальному голосованию по принципу «лишь бы не за ЕР». Вот эти две тенденции будут в ближайшее время определять содержание российской политики. А политтехнологам придется вносить поправки в методику.

— Будете применять этот новый опыт в Беларуси? Будущей осенью у нас тоже парламентские выборы…

Вообще-то считается, что медиаконсультант не должен задерживаться там, где наконсультировал. Но я ангажирован до мартовских ид, а потом посмотрим…