Запад раскулачит клан вождя Экваториальной Гвинеи Обианга
Любимец народа Экваториальной Гвинеи, Теодор Обианг
Одновременно с погромом «суверенных демократий» в арабских странах США и Европа начали зачистку и среди клептократий тропической Африки. Семейке всенародного вождя Экваториальной Гвинеи Теодора Обианга (он неоднократно побеждал на демократических выборах с практически 100% результатом) грозит конфискация имущества и денег в западных банках, а в перспективе – свалка политической истории. В случае неуступчивости, свалка окажется самой обыкновенной.
В России события, происходящие в отдаленных уголках Африки, несмотря на то, что там существуют братские режимы и народы, освещаются недостаточно подробно. Поэтому шансов у Обианга вызвать среди российских блогеров и патриотической интеллигенции сочувствие и заступничество, признаемся честно, не очень много. Хотя он вполне достоин этого. Например, в Экваториальной Гвинее уже более 40 лет (с 1968 года) сохраняется политическая устойчивость и стабильность. Страной правит клан Обиангов-Нгуэмо (об этом блог Толкователя подробно рассказывал в опусе «Экваториальная Гвинея: семейное государство династии Нгуэмо«). В Гвинее нет никаких подозрительных оранжевых сил, а народ сплачивает аналог «Единой России»-КПСС – Единая национальная партия трудящихся (ПУНТ).
Вертикаль власти в Гвинее добилась немалых экономических успехов, надо признать. При нынешнем президенте страны, Теодоре Обианге, правящем с 1979 года, ВВП страны не то чтобы удвоился, а вырос раз так в 20-30, если не более. Сейчас каждый житель Экваториальной Гвинеи по показателю ВВП на душу населения занимает весьма престижное 22-е место в мире. Правда, это нисколько не мешает порядка 70% населения страны жить в нищете, а ежегодно из страны исчезает в неведомом направлении несколько миллиардов долларов, полученных от экспорта нефти и газа, разработку которых ведут западные компании.
Впрочем, считать это воровством наивно. Как мы уже писали, Экваториальная Гвинея является образцовым примером «семейного» государства:
Все сколько-нибудь ключевые посты в стране занимают его (Теодора Обианга) многочисленные родственники, а также родственники его жены, родственники его любовниц и так далее. Поэтому воровство тут носит характер внутрисемейный, домашний, если так сказать. Да и воровством это назвать сложно – ведь клан Обианга уже более 40 лет просто владеет Экваториальной Гвинеей.
Нельзя и сказать, чтобы на Западе не знали, чем занимается диктаторская семейка в Экваториальной Гвинее. Однако этот режим Европу и США вполне устраивал: с 1994 года Exxon Mobil, Amerada Hess и другие американские компании начали добычу нефти в Экваториальной Гвинее, а клан местного диктатора стал вкладывать десятки и сотни миллионов долларов в западные банки. Правозащитники из десятков организаций, в том числе, Global Witness, Open Society Justice Initiative, Pro-Human Rights Association и ряда других, неоднократно призывали правительства США, Франции и Испании отказать в визах членам клана Обианга и заморозить их счета. Согласно рейтингам мировой коррупции Transparency International, Экваториальная Гвинея устойчиво входила в первую двадцатку «чемпионов», а сам Теодор Обианг заслужил место в первой десятке «самых отвратительных диктаторов современности». Расследование Сената США в 2004 году показало, что семья Обианга регулярно получала взятки от американских нефтяных компаний.
Тем не менее, президент США Барак Обама, бывший генсек ООН Кофи Анан и экс-глава Госдепа США Кондолиза Райс (в свою бытность) не чурались личных встреч с Обиангом.
Компромат на лидера гвинейского народа и его окружение оказался задействован только сейчас. Основной удар США нанесли по сыну и наследнику Теодора Обианга – Теодорину. В марте прошла информация о том, что он планирует составить конкуренцию российскому нуворишу Роману Абрамовичу и заказать в Европе мега-яхту стоимостью до 400 миллионов долларов.
В конце октября стало известно, что правительство США подало иски в Окружной суд Лос-Анджелеса и суд округа Колумбия, требуя наложить арест на имущество и счета сына гвинейского диктатора в размере примерно 70 миллионов долларов. В сентябре во Франции в пользу государства была конфискована часть автомобильной коллекции Теодорина – 11 из 24 роскошных автомашин, самая дешевая из которых стоила около 450 тысяч долларов. Расследование против Теодорина было начато и в Испании – ему там грозит конфискация недвижимости в Мадриде и Ла-Пальме на Канарских островах, а также заморозка счетов (к примеру, в 2006 году он открыл счет в банке Banco Santander, и положил на него 26,5 миллионов долларов).
В США арест может быть наложен на персональный джет Gulfstream (куплен за 38,5 миллионов долларов), виллу в Малибу (Калифорния), купленную за 30 миллионов долларов, внушительную коллекцию вещей Майкла Джексона и Майкла Джордана (на 2,5-3 миллиона долларов), которые прикупил на аукционах филантропичный Теодорин. По словам заместителя главного прокурора США Ленни Брауера, «США не должны быть местом отмывки денег, полученных преступным путем«. Не будем удивляться тому, что американцы только сейчас вспомнили об этом принципе.
По подсчетам янки (U.S. Department of Justice’s Kleptocracy Initiative), Теодорин Обианг вложил в США, минимум, 100 миллионов долларов, хотя его официальная зарплата составляет на посту министра сельского и лесного хозяйства Экваториальной Гвинеи всего 6800 долларов.
С подобными претензиями сынишка гвинейского диктатора сталкивался еще в 2005 году, когда против него было возбуждено судебное дело в ЮАР, где ему принадлежит пара домиков стоимость в 4 миллиона долларов. Но сейчас все намного серьезнее.
Как стало известно, только в 2006—2007 годах в американский Riggs Bank члены клана Обианга вложили около 700 миллионов долларов. Сотрудники банка уже рассказали, что денег у африканцев было так много, что иногда увесистые кульки приносились ими перевязанные простой бечевкой в обычном пакете.
Формально, по американским законам Теодорин не может доказать законность происхождения всех своих денег, уже вложенных в экономику США и, следовательно, может быть избавлен от них. Расследование министерства юстиции США вскрыло «ужасающие» факты, которые заставили бы российских чекистов и олигархов лишь улыбнуться: так, Теодорин оказался причастен к разворовыванию средств, полученных от американских нефтяных компаний, и направленных на программу покрытия всех хижин бедняков в стране железной кровлей. А в 1991 году во время обучения в США за его гостиницу платили американские нефтяные компании.
И хотя Теодорину удалось спасти часть своего имущества от загребущих рук американской юстиции – например, он спешно перевел две своих яхты из Калифорнии в Экваториальную Гвинею, а коллекцию машин перебросил во Францию (правда, это ее не спасло, как мы уже писали выше), для клана Обианга дело запахло керосином.
Теодор Обианг находится сейчас не в лучшей форме и часто болеет. Официальным преемником должен стать Теодорин, но США и Европа не хотят такого «продолжения» династии. Чтобы мыслительные процессы внутри голов суверенных клептократов шли побыстрее, им заморозят счета и арестуют их недвижимость. Если это не поможет, то Западу придется решать вопрос руками наемников из местных банд или головорезов Иностранного легиона (как в Кот-д’Ивуаре).
Пример Экваториальной Гвинеи, Кот-д’Ивуара, Ливии и других стран поучителен и для России. Отечественные олигархи и «вожди» будут также в один прекрасный момент взяты Западом за хобот и отправлены на свалку (не поможет ни ФСБ, ни ядерное оружие, ни Сколково, ни 70-процентный рейтинг на ОРТ). Причина этого лежит не в особом коварстве американцев и европейцев, а в уже сложившемся стиле управления колониями в эпоху cовременного империализма: любой режим в «суверенных», но примитивных, сырьевых колониях неизбежно вырождается в дикую клептократию, которая начинает отгрызать кусок пирога, причитающийся метрополии. Поэтому плановые замены «вождей», «лидеров» и обожаемых предводителей местных аборигенов тут неизбежны.