Фашизм 1.0. Современные тренды

Термин «фашизм» превращается в наши дни в безотказный политический инструмент: фашистами называют тех, кто выступает против иммиграции или отстаивает консервативные ценности, фашистами окрестили сторонников Трампа и его антагонистов. При этом и современные правые, и их противники во многом исходят из фашистской картины мира: человек есть иррациональное существо, демократия ему не подмога — либеральная демократия входит в противоречие с растущей тягой к политической иррациональности и к условным «кайзерам» в политике, и поэтому сплоченность элит против масс, их овладение инстинктом толпы — главное средство социальной терапии.

Между тем крайние правые исходят из того, что кризис традиции ведет к победе иррационализма, обозначенной европейской терпимостью к иммигрантам, а их критики слева — из того, что демократия неотделима от критического мышления и перезапуск демократической терпимости невозможен, пока критическое мышление не будет поставлено на должную высоту. Но глубинная антропология, представления о современнике как человеке трусливом и безвольном, у них в принципе не разнится. Необходима новая, по-настоящему антифашистская антропология, исходящая из нового понимания достоинства человека, способности человека не смешивать политическую и бытовую логику своих поступков. Если крайне правые выдают типично филистерские мнения за политическую доктрину, то удел антифашистов — объяснить, как политическая доктрина опирается не на полемические эскапады, а на достоверность и желательность гуманных решений — новую рациональность старой демократии, достоинство гражданина.

Опасность фашизма — не только реванш маскулинной психологии, но и риск неразличения политического и природного порядка, упор на фашизацию как неизбежность естественного прогресса.

Фашизм — это консервативная революция, внезапно поверившая в себя. Фашизм строился на посылке, что экономическое развитие приведет к неуправляемой индустриализации, которая именно в силу своей неуправляемости не затронет традиционную общественную иерархию. Фашизм вынес за скобки противостояние капиталистических классов: возгонка иерархических ценностей в фашизме должна была поставить общество в ситуацию нового контроля. Фашизм объявил внешние силы, а не внутренние противоречия, смертельным врагом — врагом «наших» ценностей, «проникающим» в нашу жизнь. Физическое уничтожение врага было принято за жизненную задачу нации или расы, конвертирующей свою слабость в силу. Ноу-хау фашизма стало описание системы идей как задачи жизнестроительства и способа жизнедеятельности.

Фашизм 1.0. Современные тренды