Европа пытается остановить движение в сторону деиндустриализации

После потерянного десятилетия Европа пытается изменить упадок обрабатывающего производства, который привел к застою промышленного производства. Эта проблема будет обсуждена главным руководящим органом ЕС в марте, когда европейские лидеры соберутся на свой ежеквартальный саммит в Брюсселе.

За последние несколько лет Еврокомиссия является наиболее активным институтом ЕС, выступающим за промышленное возрождение континента, позиционируя себя как движущий фактор конкурентоспособности и создания рабочих мест.

Внутри исполнительной власти ЕС комиссар по вопросам промышленности Антонио Тахани стал победителем во внутренних дебатах, в которых сталкиваются сторонники промышленности и сторонники защиты окружающей среды, политику которых винят в том, что она тормозит экономику.

Финансовый и социальный кризис помогли Тахани донести до всех его послание. В то время как уровень безработицы превысил верхний предел в 10% на континенте, растущее число граждан и руководителей ЕС убеждены, что Европе нужна серьезная промышленная политика, чтобы остановить поток вывода производства в Азию.

С 2010 года Еврокомиссия разрабатывала стратегии реиндустриализации Европы каждые два года, выбирая таких победителей в области технологий как «умные электросети» и 3D-принтеры. У последнего такого документа, опубликованного в январе, громкий заголовок — «Промышленный ренессанс Европы», не скрывая его итальянского влияния.

ЕС поставил промышленности целевую задачу производить 20% внутреннего валового продукта (ВВП) континента к 2020 году, хотя эта цель не имеет обязательной силы в отличие от таких аналогичных целей как сокращение выбросов углекислого газа.

На промышленность приходилось почти 18% ВВП Европейского Союза в начале столетия, но эта цифра уменьшилась до около 15%, в то время как объем производства обрабатывающей промышленности находится на том же уровне, что и десять лет назад.

Увеличившийся вес услуг в экономике ЕС частично объясняет отрицательную динамику обрабатывающего производства на континенте, которое пострадало от аутсорсинга и бума перемещения производства, чему способствуют высокие налоги и высокие цены на энергию и расходы на зарплату.

Основанная на услугах экономика знаний вылетела в трубу

Волна перемещения производств, по-видимому, спадает или даже меняет свое направление, так как производители осознали недостатки контролируемой государством экономики Китая и плохую инфраструктурную базу в Индии, в то время как расходы на оплату труда в развивающихся экономиках начали расти.

Однако Европе срочно нужно приспособиться к новым потребностям промышленности, если она хочет снова привлечь компании, которые покинули континент в поисках мест, где «трава зеленее».

Руководство ЕС займется всеми этии вопросами на встрече в Брюсселе 20-21 марта в рамках своего ежеквартального саммита. Чрезвычайное заседание Европейского совета, первоначально посвященное только промышленности, было отменено в феврале, но тема остается в повестке дня ведущих руководителей ЕС.

Решения в пользу промышленности не будут нейтральными для других секторов, так как это потребует синхронизации всей экономики ЕС с потребностями индустрии. Еврокомиссия говорит, что она может мобилизовать финансовые средства регионального развития, чтобы помочь в переходный период. Более крупная доля структурных фондов ЕС может быть теперь использована для инноваций и индустрии вместо экономики знаний, основанной на услугах, о которой мечтали в Брюсселе десять лет назад.

Тем, кто настроен скептически в отношении такого разворота на 180 градусов, исполнительная власть ЕС дает следующую формулу: «Каждое дополнительное рабочее место в обрабатывающем производстве создает 0,5-2 рабочих места в других секторах», сказано в новой мантре Еврокомиссии, повторяемой в заявлениях и официальных документах.

Чтобы эта стратегия сработала, необходимо, чтобы руководство ЕС ясно и недвусмысленно просигнализировало о поддержке. Даже если это произойдет, это будет лишь началом процесса, так как европейские выборы в мае и новая Еврокомиссия, которая вступит в должность после летнего перерыва, могут продиктовать новые приоритеты.

То, какая страна получит чувствительное портфолио промышленности в новой исполнительной власти ЕС, может стать наилучшим индикатором того, как будет развиваться эта стратегия в ближайшие годы.

Сторонники индустрии также надеются, что Италия, к которой должно перейти президентство ЕС во втором полугодии 2014, поможет поддержать эту повестку дня в момент, когда институты ЕС обновляются. Италия является второй ведущей страной-производителей в ЕС после Германии и пятой в мире.

Европа пытается остановить движение в сторону деиндустриализации