«Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции

К сожалению, все условия, начиная от мирового финансового кризиса и до уязвленного национального самолюбия из-за развала СССР, проявились и в современной России. Повинуясь законам истории, не мог не        возникнуть и           проект «маленького человека», выхваченного, что называется из толпы.

Примеры появления таких людей в российской политике были, но им, судя по логике их политической деятельности, реальная власть не интересовала. Тот подход, который демонстрирует Алексей Навальный и его команда на            выборах московского мэра, говорит  как раз о «заточенности» на власть.

Отметим, что высокий уровень цинизма «штабистов», их игра на негативных эмоциях горожан, демотивационные усилия в адрес политических противников (это поставлено на «широкую ногу») очень схожи, на наш взгляд, с действиями германских «коллег» в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

Если в Германии пропаганда велась в пивных, то сегодня она идет в Интернете, так сказать, в «интеллектуальной пивной», ну, или, по крайней мере, в московской сети кофеен «Жан-Жак». В Германии вязали на рукав символ протеста против «импотентной» власти, у российских «несистемных» оппозиционеров также есть свои отличительные знаки — белые ленты.

Интересно, что, вопреки логике поступательного политического развития, Навальный резко сокращает количество симпатизирующих ему представителей истеблишмента — взамен, он ищет широкой поддержки в социальных слоях, для которых термин «власть» является ругательным. Демонстративный разрыв связей с официальными политическими группами имеет прямые исторические аналогии с Германией.

Ранее и, особенно, сегодня российскому обществу, благодаря усилиям либералов, прямо навязывается комплекс экономической и политической неполноценности, притом, что, на самом деле, страна демонстрирует пусть небольшой, но устойчивый рост и в экономике, и в социальном плане. На фоне гигантских бюджетных долгов и рецессии в т.н. «развитых странах», ситуация в России, в общем, выглядит неплохо.

К националистическим мотивам в идеологеме Навального примешивается презрение к национальному общественному укладу, а миражи западного благополучия безоговорочно и без всяких поправок принимаются как эталон лучшей жизни. Подогретые на этом огне эмоций страсти затуманивают сознание и разрушают иммунную систему социума, который, таким образом, подготавливается к особому пришествию. В результате, «черное» объявляется «белым», а «белое» — «черным» и в этих условиях тотальной дезориентации делаются попытки объявить о приходе политического «мессии».

Обещание это, правда — недорого стоит, так как спасутся отнюдь не все: в мировой истории еще не было подобного прецедента.

Зачем «западнику» Навальному, учившемуся в Йеле, национализм? Он, как политик, зародился в националистической среде, пострадал за эти взгляды (был изгнан из «Яблока»), отошел от них, будучи на госслужбе, но вновь вернулся. Скорее всего, сделано это специально, ведь на данном этапе требуется резко увеличить свою привлекательность для электората, а запрос на решение проблем национальной идентичности в обществе действительно большой.

Антикоррупционными изысканиями едва ли привлечешь людей, готовых строить за тебя баррикады, а вот националисты — народ эмоциональный и легкий на подъем.

«Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции

5 дней — 24 миллиона

Ролевая игра Андрея Малахова

«Презентация харизматичного, образованного, уверенного в себе и успешного телеведущего в роли «парня из народа»… импонирует российским обывателям, которые готовы лицезреть расследование очередного скандала, преподносимое человеком, выплывшим на большой экран из глубинки, доступным, понятным языком», – утверждает автор. Телезвезда демонстрирует «свою близость с народом в ценностном и коммуникативном планах», не ставит барьеров между собой и героями передачи, показывает живое участие – и в обмен получает «доверие, интерес и лояльность зрителей», а значит, и солидный рейтинг.

Показатели ток-шоу «Пусть говорят» стабильно высоки. По данным исследовательской компании TNS, среднее количество зрителей, смотревших некоторые выпуски этой передачи, в процентах от общего количества тех, кто смотрел любую другую программу в это время, приближается к числу людей, смотрящих на Первом канале новогоднее обращение президента РФ. Поздравление главы государства с Новым годом слушают почти 38% (2012 г.), передачу «Пусть говорят» смотрят около 31% (2013 г.).

Объясняя популярность телеведущего, Богачев акцентирует два фактора. Аудитории Первого канала, по преимуществу женской (мужчин – 45%, женщин – 55%), импонирует коммуникатор-мужчина, его возраст, внешность и манеры. Малахов в передаче выступает как нейтральное лицо, не принимая на себя роли ученого, политика, эксперта и т.д. Эта позиция приближает его к аудитории. «Позиционируемая некомпетентность [телеведущего]парадоксальным образом легитимизирует право пространного рассуждения обо всех человеческих проблемах», – комментирует исследователь.

Ненавязчивый «кукловод»

Малахов избегает прямо озвучивать собственное мнение, оно лишь иногда сквозит в его характеристиках персонажей передачи. При этом ведущий умело дирижирует эмоциями аудитории, подсказывая ей ту или иную реакцию.

Среди таких регуляторов, в частности, темп, громкость и экспрессивность речи. Так, по мере движения к кульминации сюжета убыстряется темп речи Малахова, интонация становится восклицательной и успокаивается лишь в финале. Телеведущий нередко имитирует спонтанную речь и усиливает эмоциональное напряжение за счет пауз.

Еще две особенности: ведущий динамичен, но не суетлив и не навязчив. Он часто передвигается по студии ради общения со зрителями и экспертами, при этом сам редко попадает в кадр и не успевает примелькаться. Он успешно ведет дискуссию, отмечает Богачев, – «гнет свою линию, добивается от героев того, чего он хочет, но при этом остается нейтральным сторонним наблюдателем, переживающим за всех сразу». Так или иначе, это создает некую иллюзию беспристрастного суда.

Ролевая игра Андрея Малахова

Польская мародёрская республика 1939—1946 гг

Повальное мародёрство в Польше и Западной Белоруссии имело место уже во время сентябрьской кампании [1939 года]. Когда распад государства и бегство элит стали очевидным фактом, начался массовый грабёж оставленных без присмотра квартир, домов, магазинов, военных складов и казарм. Молодые ребята из Чернякова, коллеги Станислава Гжесюка, признавались в октябре 1939 г.: «Живут здесь за счёт того, что натаскали из горящих магазинов и фабрик во время осады. Продают одни вещи – и за это покупают всё необходимое».

Теория хаоса или, иначе говоря – теория разбитых витрин, гласит, что в условиях, изменяющихся в худшую сторону (иногда для этого достаточно разбитых стёкол), происходит деградация нашей порядочности. Когда какая-то из социальных норм оказывается вдруг не актуальной, мы склонны игнорировать и  все остальные. По словам Филипа Зимбардо, «любая среда, способствующая проявлению анонимности личности, снижает у членов общества чувство личной и гражданской ответственности за собственные поступки». Социальные психологи провели множество экспериментов, подтверждающих существование данного механизма. Но действительно уникальной «исследовательской лабораторией» стала война.

Подтверждением тезиса, что мародёрство является продуктом хаоса, стала очередная волна массовых грабежей, прокатившаяся по польским Кресам в июле 1941 г., вслед за агрессией Германии против СССР. Староста из Волковыска вспоминал: «Город  опустошён. Теперь на очереди замершие на перроне длинные составы поездов. И тут словно праздник сотворения мира. В то время, как солдаты гибнут в огне и под пулями, когда в вагонах слышен визг детей, погибающих от зажигательных бомб, когда в пламени изжариваются людские тела, когда всюду ползают раненые и раздаётся крик: «помогитемамаводы!», окрестные деревни на всех парах бросаются на штурм. И везутпшеницу, обувь, бельё, кожи, одежду, стройматериалы, шерсть, хрусталь, перины – красотаБоже, чего тут только нетРемни, сёдла, ружья, наганы, меха, шёлк. Некоторые нахватали его десятками тысяч метров, потому как тонюсенький и вмещается на воз  огогоВозле вагонов толчея, шум, ругань. Одни повозки, загруженные до предела, длинной цепочкой, скрипя колёсами, направляются домой, другие – только приезжают на станцию».

Во время волны погромов в июле 1941 г. грабили и брошенное еврейское имущество – например, в Едбавном и в других окрестных местечках. Здесь также проявился хаос первых дней, спровоцированный фронтовой обстановкой. Дома, из которых изгонялись еврейские хозяева, фактически тут же оказывались ограбленными, иногда – даже разобранными на дрова. 18 сентября 1942 г. орган АК [Армии Крайовой – польского партизанского и подпольного движения, подчинявшегося эмигрантскому правительству в ЛондонеБюлетын информацыйны» писал, что польское население Отвоцка, Рембертова и Медзешына «в памятный день ликвидации гетта в Отвоцке буквально через пару часов после этого варварского акта съехалось ночью с подводами и начало грабёж оставшегося еврейского имущества. Вывозили всё, что под руку попадало, выламывали даже двери и окна, полки, половые доски, не говоря уже о постельном белье и одежде, которые были первой целью грабежа. (...) Во имя благороднейших заветов Божьих и человеческих заклинаем вас, земляки, не опускаться до роли шакалов».

В ночь на 14 августа 1944 г. на холмах, окружавших Нешковице Вельке  деревню в окрестностях Бохни, разбился самолет. Погибли семь человек – весь польский экипаж «либерейтора» [американский бомбардировщик]. Когда самолёт рухнул на землю, в деревне началась паника, затем часть жителей бросились расхищать всё, что только могли найти: часы, кольца, деньги. Возможно, вначале, в темноте, никто не подозревал, что сбитыми пилотами были поляки. Но уже на рассвете этот факт был установлен действующим в окрестностях деревни отрядом Армии Крайовой. Затем пришли немцы, которые забрали некоторые детали обломков, радиостанцию, оружие и боеприпасы. Посрывали с мундиров знаки различия. Приказали солтысу [сельскому старосте]похоронить мёртвых и удалились. Крестьяне, которые уже знали, что пилоты были поляками, вернулись к прерванному грабежу. Сорвали с трупов мундиры. Похитили парашюты. Начали разрывать обшивку самолёта. Командование АК выслало отряд, занявшийся возвращением присвоенного имущества. Крестьяне, которым не хватило времени припрятать сокровища, были приговорены к публичной порке.

В 1944 и 1945 годах можно проследить четыре последовательные волны эпидемии массовых грабежей. Первая из них охватила, главным образом, города. Вторая – прокатилась по сельской местности. Третья, наверное, самая мощная, прошлась по Землям Одзысканым [Возвращённые Земли  северные и западные территории, присоединенные к Польше в 1944 году, некогда входившие в состав пястовской Польши]. В четвёртой приняли участие, главным образом, солдаты регулярных войск, КБВ [Корпус Внутренней Безопасности]и милиция, а объектом хищений в этот раз была собственность перемещённых в 1945—1947 гг. украинцев.

В Люблине акты мародёрства имели место с 21 по 24 июля 1944 г. Как сообщала «Газета Любельска»: «уверенные  в своей безнаказанности отбросы общества открыто грабили не только государственное имущество, но и нередко  частное.  Грабители остались безнаказанными». В Радоме толпа, в первую очередь, бросилась к железнодорожной платформе, надеясь награбить чего-нибудь съестного. Вслед за железнодорожными складами, та же судьба постигла местные промышленные предприятия, из которых наиболее пострадали кожевенные заводы.

Особенно притягательным для мародёров был Краков – столица генерал-губернаторства [особая «польская» административная единица в составе Третьего Рейха, включавшая кроме собственно восточно-польских земель присоединённые после германской оккупации земли Западной Украины]. В городе проживали десятки тысяч немцев, покинувших при бегстве свои жилища. Под немецким управлением находились также большая часть промышленности и военные склады. К их разграблению люд краковский приступил не дожидаясь даже окончательного бегства немцев – 12 и 13 января 1945 г. Первыми на распыл пошли табачные фабрики. В течение нескольких дней толпы кружили по городу с полными рюкзаками, чемоданами и сумками, набитыми табаком и сигаретами.

Грабежи происходили и в Лодзи, где проживало стотысячное немецкое меньшинство. Поскольку лодзинское гетто немцы ликвидировали в самую последнюю очередь, мародёрствовали на его территории со всей дурной мочью.

В мародёрских грабежах в подваршавском Залесье принимала участие Ирена Кшывицка.  Писательница, автор «Исповеди совратительницы» и подруга Боя-Желеньского не видела в мародёрстве ничего негативного, напротив – считала его совершенно естественной и законной общественной реакцией на массовые грабежи немцев. Расхищение бывших немецких складов она рассматривала как патриотический поступок.

Польская мародёрская республика 1939—1946

Оригинал

Из евреев — навечно в русские солдаты

Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827 года, евреи призывались в армию с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего  семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан. Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более 2,5 млн евреев.

Если еврейская община (кагал) не могла поставить требуемого количества рекрутов, то взамен каждого недостающего — в виде наказания — брали еще троих сверх нормы. Если кто-либо убегал от призыва, вместо него забирали двух других, а пойманного секли розгами и сдавали затем без зачета общине. Если за кагалом оставалась денежная недоимка по уплате налогов, то за каждые две тысячи рублей долга сдавали в армию по одному рекруту, причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. При этом долг не погашался, и если на следующий год община его не выплачивала, то снова брали за те же самые две тысячи рублей нового рекрута.

Особенно трагична была судьба еврейских детей-рекрутов. Хотя по указу их должны были призывать с 12 лет, на деле в армию попадали и дети 8-10 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне, в него не засчитывались.

Еврейские общины не справлялись с высокими нормами призыва, и тогда для выполнения плана призыва власти формировали команды «ловчиков» или «хапунов», которые просто похищали еврейских детей, уже не разбираясь в их возрасте. Похищенные дети отправлялись в кантонистские батальоны в глубине России, в Поволжье и в Сибири, и навсегда пропадали для своих близких. Оторванные от семьи, не знавшие языка и обычаев русского населения, они становились жертвами истязаний, холода и голода.

Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков «людей твердости необыкновенной», военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.

Среди них стоит назвать: генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса — граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии»; контр-адмирал С. Кауфман; генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 году; генерал-майор А. Хануков — начальник штаба армейского корпуса, расстрелян в 1918 году за отказ служить в Красной Армии; вице-адмирал А. Сапсай — начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,; генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов  — главнокомандующий Юго-Западным фронтом в Первую мировую; генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев — главнокомандующий армиями Западного фронта, начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего; генерал П. Гейсман  — командующий 16-м армейским корпусом; генерал от артиллерии М. Арнольди; контр-адмирал Я. Кефали; генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии; генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941 года.

Из евреев — навечно в русские солдаты

История повторяется

Никогда раньше мы не влияли на окружающую среду так сильно, что теперь теряем верхний слой почвы и влажные тропические леса планеты. Наша деятельность так стремительно меняет климат, что многие из самых знающих ученых в мире опасаются за будущее человечества. Никогда прежде мы не стирали с лица земли такое количество видов растений и животных, как сейчас. Мы не внедряли в таком количестве генетически модифицированные виды растений, не зная, какие будут последствия. Все эти изменения во многом зависят от того, чем мы питаемся.

По мере того как миллиарды людей в развивающихся странах становятся богаче и перенимают западный тип питания и жизни, проблемы, порожденные излишествами в питании, становятся с каждым годом все более актуальными. В 1997 г. генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Хироси Накадзима предсказал бум хронических болезней в развивающихся странах, определив это как «кризис болезней в мировом масштабе».

Мы, неуклюже действуя на протяжении последних 2500 лет, создали колосса на глиняных ногах, которого теперь называем современным обществом. Но теперь у нас точно не будет еще 2500 лет, чтобы вспомнить уроки Платона, Пифагора, Сенеки и Mесилвена; у нас не будет даже 250 лет. Необходимость быстро действовать дает большие возможности, и это наполняет мое сердце надеждой. Люди начинают чувствовать неизбежность перемен, подвергают сомнению некоторые современные принципы, касающиеся питания и здоровья, прислушиваются к выводам ученых и постепенно меняют жизнь к лучшему.

Раньше не было такого количества эмпирических исследований, подтверждающих пользу диеты, основанной на употреблении цельных растительных продуктов. Сейчас мы можем получить изображение артерий в сердце, а затем убедительно продемонстрировать, как это сделали Дин Орниш и Колдуэлл Эссельстин-мл., что питание цельными растительными продуктами излечивает сердечно-сосудистые заболевания. Теперь у нас есть знания, чтобы понять, как это работает. Животные белки даже в большей степени, чем насыщенные жиры и пищевой холестерин, повышают уровень холестерина в крови у подопытных животных, отдельных людей и целых народов. Сравнения между разными странами показывают, что население, питающееся традиционной растительной пищей, гораздо реже страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, а исследования жителей одной страны показывают, что у тех, кто ест больше цельных растительных продуктов, не только ниже уровень холестерина в крови, но и реже возникают сердечнососудистые заболевания. Теперь у нас есть широкий спектр убедительных доказательств того, что питание цельными растительными продуктами наиболее благоприятно для сердца.

Никогда прежде мы так глубоко не понимали, как питание влияет на рак на клеточном уровне, а также на уровень популяции. Опубликованные данные показывают, что животные белки стимулируют рост опухолей. Потребление животных белков повышает уровень гормона IGF-1 — фактор риска развития рака, а питание с высоким содержанием казеина (основного белка коровьего молока) способствует улучшению проникновения канцерогенов в клетки. В свою очередь, это позволяет более опасным канцерогенам прикрепляться к ДНК, что приводит к увеличению числа мутагенных реакций, вызывающих рост раковых клеток, и обусловливает ускоренный рост опухоли после ее образования. Научные данные свидетельствуют о том, что диета, основанная на потреблении животных продуктов, увеличивает выработку женских половых гормонов в течение всей жизни, что может привести к раку молочной железы. Теперь мы владеем множеством веских аргументов в пользу того, что питание цельными растительными продуктами может предотвратить и излечить рак.

В прошлом у нас не было технологий для измерения биомаркеров, сигнализирующих о наличии сахарного диабета, а также доказательств того, что уровень сахара, холестерина и инсулина в крови понижается при потреблении цельных растительных продуктов в большей степени, чем при любой другой терапии. Проведенные исследования показывают, что больные сахарным диабетом второго типа, потребляя цельные растительные продукты, могут излечиться и прекратить прием лекарств. Множество международных исследований показывает, что сахарный диабет первого типа, тяжелое аутоиммунное заболевание, связан с потреблением коровьего молока и преждевременным прекращением грудного вскармливания. Теперь мы знаем, что аутоиммунная система может атаковать наш собственный организм посредством молекулярной мимикрии, вызванной потреблением животных белков, которые проникают в наш кровоток. У нас также имеются убедительные доказательства корреляции между возникновением рассеянного склероза и потреблением продуктов животного происхождения, а особенно молочных продуктов. Интервенционные исследования показали, что правильное питание может замедлить и, возможно, даже прекратить развитие рассеянного склероза. Теперь в нашем распоряжении данные, убедительно доказывающие, что питание цельными растительными продуктами способствует предотвращению и лечению сахарного диабета и аутоиммунных заболеваний.

Никогда раньше у нас не было стольких подтверждений того, что питание с повышенным содержанием животного белка может губительно отразиться на наших почках. Мочекаменная болезнь возникает из-за того, что потребление животного белка способствует накоплению чрезмерного количества кальция и оксалатов в почках. Сегодня мы знаем, что катаракту и возрастную макулодистрофию можно предотвратить с помощью продуктов, содержащих большое количество антиоксидантов. Кроме того, исследования показали, что возникновение когнитивной дисфункции, сосудистой деменции, вызванной микроинсультами, и болезни Альцгеймера связано с пищей, которую мы едим. Исследования свидетельствуют о том, что риск переломов тазобедренных суставов и развития остеопороза усугубляется при потреблении пищи с высоким содержанием продуктов животного происхождения. Животные белки вызывают вымывание кальция из костей, создавая кислую среду в крови. Теперь мы располагаем надежными доказательствами того, что питание цельными растительными продуктами наиболее полезно для наших почек, костей, глаз и мозга.

История повторяется

Мать — основа мира российских подростков

Социолог Борис Павлов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург) исследовал жизнь подростков больших и средних городов Урала.

Он условно разделил подростков (14-17 лет) на 6 групп, примерно равнозначных. Это деление условное, но оно даёт представление о стратификации общества в этом регионе.

1. Фасад «благополучия» – «Золотые чада». Это потенциальные наследники успешных и процветающих родителей, располагающие солидными банковскими счетами и недвижимостью;  фигуранты безнаказанных ДТП и уголовно наказуемых деяний; молодые завсегдатаи престижных  ресторанов, подпольных казино.

2. Благополучные «послушники» – прилежные, послушные ученики с пятёрками по поведению; восприемники движения «тимуровцев»; юные «зелёные»; юные волонтёры; школьные активисты; активные члены кружков по интересам; члены РСМ; участники олимпиад, спортивных соревнований; активные помощники родителей «по дому».

3. Благополучные «неслухи». Это фанаты виртуального общения в Интернете, «нигилисты» воспитательной политики родителей, учителей, милиционеров; любители экстремальных видов спорта и занятий; носители пирсинга и татуировок.

4. «Трудные» подростки. Это «оккупанты» дворовых подворотен и подъездов; любители ненормативной лексики, агрессивные футбольные фанаты; «дети-бегунки» из родительских семей; молодые курильщики и выпивохи; дети-попрошайки; завсегдатаи пивных баров, дискоклубов.

5. Несовершеннолетние правонарушители. Это мастера по росписи граффити-живописи; подростки, состоящие на учете в ОВД; любители покататься на угнанных «тачках»; спекулянты и фарцовщики; мелкие воры и мошенники; «девочки по вызову», потребители наркотиков; фигуранты вечерних полицейских облав.

6. Криминальный остаток или «опасное придонье». Участники подростковых «стрелок-разборок», крутые парни; пособники взрослых преступников; молодые люди, отбывшие наказание в ИТУ и подростковых колониях; молодые «удачливые» члены бандформирований; молодые насильники.

Если эта классификация плод наблюдений социолога (Борис Павлов изучает подростковую среду уже более 30 лет), то исследование этого мира показало более детальные результаты.

На основе представительной выборки в шести городах Свердловской и Челябинской областей были опрошены 665 учащихся старших классов – подростки (в дальнейшем – аббревиатура – «П»), 490 их родителей («Р») и 230 экспертов («Э») – специалистов учреждений, связанных с организацией социализационного процесса в молодёжной среде.

Выяснилось, что из опрошенных подростков 327 входят по оценкам учителей в число так

называемых «благополучных» и 338 – «трудные». То есть неблагополучными оказались чуть более половины детей.

Ещё один интересный факт: каждый третий – четвёртый выпускник общеобразовательной школы не исключает возможности участия в криминальных группировках! Т.е. питательная среда для криминалитета после 90-х не исчезла, и при ухудшении экономической обстановки или ослаблении властей мы рискуем снова столкнуться с беспределом, характерным для эпохи двадцатилетней давности.

Мать — основа мира российских подростков

Антониха. Памяти Василия Пескова

— Может, кто-нибудь согласится?

Двое лодочников бросают цигарки, сосредоточенно мнут их сапогами, глядят на реку.

— Опасно...

Я и сам вижу: опасно. Дон, взбудораженный половодьем, несется в меловых кругах. В темноте слышно, как ревет вода, как шлепаются с подмытого берега комья земли.

До катера верст восемь, но берегом не пройти — низина в воде. Сутки, а то и больше надо колесить по топкой равнине до переправы. А село, куда мне к утру надо попасть непременно, почти что рядом. На круче приветливо теплятся огоньки крайних домов, только бы через реку — и я в селе.

— Так, говоришь, не боишься?

Сидевший до этого неподвижно третий лодочник встал, зашлепал по невидимым лужам к иве, где привязаны лодки, загремел цепью.

— Садись...

Лодку подхватило и понесло в темноту. Я успел увидеть, как двое оставшихся на берегу тоже шагнули к иве, загремели цепями.

— Беспокоятся: не кувыркнулись бы мы, — простуженным голосом сказал перевозчик. — Ничего. Не первый раз...

Он не греб, а только правил веслом, не давая лодке кружиться в водоворотах.

Минут десять сидел я, вцепившись руками в мокрые и холодные борта лодки. Тревожно кричали гуси в пойме, куда-то вправо уходили

желанные огоньки... Наконец лодка толкнулась о берег. Перевозчик, не выпуская из рук весла, взмахнул багром и уцепился за куст,

— Вылезай!

Я зашуршал бумажками расплатиться, но лодочник положил на плечо руку.

— Не обижай... Закурить есть?.. Первый раз в жизни я пожалел, что не курю. Выручил подбежавший на разговор парень.

— Плавать умеешь? — спросил лодочник, сворачивая цигарку. — А я вот не умею, даром что на реке...

Вспыхнула спичка... Я не поверил глазам: слабый огонек осветил обветренное, тронутое морщинами лицо женщины. Она уловила мое смущение.

— Знал бы — не сел?

— Да нет, почему же...

— Антониха-а!.. — донеслось с берега.

— Беспокоятся мужики. Надо плыть. Ну, прощайте!

Я пожал протянутую руку, не зная, что и сказать. А женщина-перевозчик была уже в лодке.

— Антониха-а!.. — опять позвали из темноты.

— Плыву, плыву... — ответил с реки немного ворчливый голос.

Неделю спустя знакомый лесник уговорил меня пойти на вальдшнепов. В пойменном лесу стоял острый запах прелых листьев, кое-где лежали светлые островки снега. В прибрежной балке присели передохнуть. В этом овраге, поросшем дубами и мелким кустарником, беспокойно кричали сороки.

— Что за базар там у них? Неспроста собрание устроили, — указал лесник в сторону суховатого вяза, где беспокойно прыгали, взлетали и снова садились птицы.

Возле вяза пахло потухшим костром. На ветках сушилась рыболовная сеть. Тут же, прикрытые мхом, лежали хороший сом и пара язей — видно, утренняя добыча рыболова. И стоял очень старый, ободранный мотоцикл с коляской. В коляске лежали дрова, а сверху поленьев — бутылка с березовым соком. У потухшего костра, прикрыв лицо обрывком брезента, спал человек.

Лесник кашлянул. Спавший зашевелился. Скинул брезент и сладко зевнул:

— А, это ты, Севастьяныч...

— А кто же, — сказал лесник. — Я с гостем,— добавил он, пытаясь в костре разыскать уголек для цигарки.

Антониха?! Да. Это была она.

Я много ходил и ездил в лесах. На таежных заимках встречал женщин-охотниц. Но тут, на обжитом Дону, эта встреча меня поразила.
Read More

Замок сытого людоеда

Есть в нашей стране как минимум одна сфера, где политика властей подобна поведению маньяка-людоеда, пробившегося в хозяева жизни. Вроде бы каждый день на ужин сочные детишки по модным рецептам, а всё равно не может удержаться — обязательно надо замучить и сожрать жёсткого, малоаппетитного бродягу, от которого ни пользы, ни вреда — и желудку, и банковскому счёту.

Примерно так уже 15 лет российский режим борется с наркоманией.

Да, эта проблема кажется периферийной по сравнению с другими ужасами отечественной медицины, но именно в ней проявляется не столько буржуазная, базисная, сколько надстроечная, садистская сущность режима.

Социальная стигматизация больных этим недугом, настойчиво проводимая в СМИ и блогах, породила в обществе уверенность, что наркоманам помогать не надо, «это их выбор», и не стоит винить власть в смерти очередного идиота. В отдельных случаях, может, не стоит, но в большинстве, прямо или косвенно, ответственность лежит именно на государстве, которое законодательно признаёт наркоманию заболеванием, но всячески препятствует лечению и реабилитации.

В цивилизованных странах летальный исход от передозировки характерен для молодых и неопытных, но не для человека со стажем потребления около двадцати лет, который постоянно и безуспешно лечился. Это дикость, подобная смерти диабетика от запрета инсулина. Между тем, в России иного не дано.

Давно известно, что единственная возможность реабилитации для тех опиоидных наркоманов, которым не удалось излечиться после нескольких попыток (а таких 90-95%), это заместительная терапия медицинским метадоном или другими синтетическими опиоидами, не вызывающими эйфории, но позволяющими людям нормально функционировать и вернуться в социум. Такая терапия, дешёвая и эффективная, официально поддержана ВОЗ и ООН, применяется везде в Америке и Западной Европе, во многих странах Восточной Европы и Азии, в т.ч. в Китае, Малайзии и даже в теократическом Иране. Но не в России.

Заместительная терапия запрещена (и считается уголовно наказуемым преступлением) только в двух странах СНГ — в РФ и Туркмении. Правительства всех остальных стран, каким бы тяжёлым не было их экономическое положение, пришли к выводу, что расходы на расследование преступлений наркоманов и содержание их в тюрьме значительно выше, чем цена метадона, благодаря которому люди не грабят, убивают и умирают, а работают на благо общества, создают семьи, радуют родных и близких.

Опиаты, при всем безусловном первенстве по губительности последствий, практически не затрагивают когнитивную функцию, в отличие от сжигающих мозг стимуляторов или даже алкоголя, но при этом полностью подавляют волю. То есть если человек изначально имел какой-то интеллектуальный багаж, то он его не теряет и способен к развитию.

Но и тоталитарная Туркмения отличается от России в лучшую сторону. Там нет пандемии опиоидной наркомании, несмотря на границу с Афганистаном. В России же, несмотря на отсутствие общей границы с «героиновым Големом», такая проблема есть, а «борьба» с ней ведётся государством двумя излюбленными способами: детоксикацией (если бесплатно, то с непременной постановкой на учёт) и тюремным заключением. В нашей стране установлены такие нормы «крупного» и «особо крупного» размеров, что меньше необходимой системщику дневной дозы.

В том числе и поэтому страна занимает 1-е место на континенте по количеству заключённых на 100 тыс. населения. Да и от неизменного лидера — США — нас отделяют лишь несколько офшоров, Руанда и Куба. Но наркоманов в России от этого меньше не становится: зона — один из крупнейших наркорынков в стране, приобщиться там к тяжёлым наркотикам проще, чем на воле.

Понять масштаб и корни катастрофы, в которую погружается Россия, можно из материалов Всемирного доклада о наркотиках за 2013 г.

Замок сытого людоеда

Нельзя поощрять наделение меньшинств особыми правами

– Когда я говорю, что большинство должно уважать меньшинство, я имею в виду, что большинство всех граждан должно уважать меньшинство всех граждан, когда дело касается чего-то очень важного для них. Опять же, как в ситуации с жителями Стамбула и парком. Но я совсем не говорю, что некое этническое меньшинство или религиозное меньшинство должно иметь особые права. В США есть такое явление как позитивная дискриминация, когда черные афро-американцы имеют преимущество перед другими группами населения. Это совсем не верно. Это означает, например, что очень богатому черному соискателю, который является сыном юриста – мультимиллионера из Вашингтона, намного легче поступить в Гарвард, чем белому студенту, происходящему из бедной белой семьи. Бедный белый мальчик с фермы в захолустье, выросший в нищете, считается в этой ситуации «привилегированным», а сын чернокожего миллионера получает преимущество над ним, считаясь «ущемленным» и принадлежащим к угнетенному меньшинству. Вот такое ханжество происходит, когда вы даете привилегированное право меньшинства определенным группам.

Предположим, есть некое меньшинство в России, которое любит, например, рыбачить. И для них рыбалка очень важна, это – смысл их жизни. И вдруг большинство, которому плевать на рыбалку, захочет резко изменить закон о рыбалке. Если они обнаружат, что для рыбаков это – вопрос смысла жизни, большинство должно остановиться. Несмотря на то, что рыбаки составляют всего 20% населения. Но совершенно неверно другое – придумывать искусственные постоянные категории или меньшинства, просто чтобы сказать: «О, у них будут особые права!». В тот момент, когда вы делаете это, вы совершаете несправедливость. Давать право привилегированного меньшинства определенным постоянным группам – это всегда ошибка, и это всегда антидемократично. Нельзя поощрять наделение меньшинств особыми правами. Страны, которые делают это –  например, Америка, Индия и многие другие страны – они, на самом деле, участвуют в определенной политике, поощряющей подобные меньшинства, и это очень недемократично и противоречит духу равенства.

– Ну да, идея демократии заключается в том, что все группы имеют одинаковые права...

– Да, конечно. Все граждане должны иметь одинаковый набор прав. Не нужно благоволить группе лиц, которые говорят: «я – представитель меньшинства, я принадлежу к нации  XXYY, и у меня особые права». Каждый раз, когда вы делаете это, вы совершаете большую ошибку. Другими словами, нет права группы меньшинств, есть право мнения меньшинства, потому что мнение меняется по каждому вопросу. Если ты гражданин, то ты можешь быть представителем мнения большинства по одному вопросу и представителем мнения меньшинства по другому вопросу. Это совсем не то, что ты родился, позиционируешься и умрешь как представитель определенного меньшинства.

– Если мы вернемся к идее права меньшинства, как Вы думаете, какое философское и политическое течение может описать идею того, что «меньшинства всегда правы»?

– Если вы делаете вывод о том, что есть меньшинство, которое всегда слабо, то вы говорите, что государство должно вмешиваться, чтобы устранить этот дисбаланс. Например, в Российской Федерации есть народы Крайнего Севера, которые занимаются разведением оленей. Большинство россиян согласятся, что нет ничего плохого в том, чтобы государство оказывало специальную дополнительную помощь этим народностям. Но это – единственная ситуация, в которой такая помощь приемлема. Это кардинально отличается от выделения меньшинств в политических соревнованиях или предоставления им преимуществ по сравнению с другим населением. Тем паче нельзя наделять их исключительным правом на истину.

– А что бы Вы сказали по поводу недавних событий в Египте и реакции на них на Западе, когда военный переворот был назван «демократической процедурой»?

Египет – это случай, когда население абсолютно не готово к демократии. Когда произошло свержение режима Мубарака, состоялись выборы, которые были организованы до того, как в Египте появилась возможность создать настоящие политические партии. Вместо этого обязательно победит какая-либо существующая неполитическая организация – в исламском мире это будет религиозная организация. А религиозная организация по природе своей является антидемократической, и это естественно. В Египте не было организованных политических партий, и были «Братья-мусульмане», очень фундаменталистская и экстремистская организация. Эта организация выигрывает выборы, потому что в стране нет политических партий. Так что то, что египетская армия точно НЕ сделала — она не свергала демократическое правительство, потому что в правительстве Мурси не было ничего демократического. Кстати, египетская армия не совершала и военного переворота. Военный переворот — это когда амбициозный полковник захватывает контроль над армией и затем использует армию для того, чтобы захватить власть в государстве. В Египте произошло другое. Здесь глава военных действовал как организация – это был институциональный захват власти, а не военный переворот, совершенный неким амбициозным генералом. Одно недемократическое правительство сменило другое недемократическое правительство. Поэтому никто не плачет по этому поводу.

Нельзя поощрять наделение меньшинств особыми правами

1 51 52 53 54 55 97