Евреи в Беларуси в 1926 году

Население БССР по переписи 1926 г. составляет 4.983,9 тыс. чел. Плотность населения — 39,3 чел. на 1 кв. км при плотности населения европейской части РСФСР в 19,3 чел. Из союзных советских республик только УССР имеет большую, чем БССР, плотность населения (63,6). Поселения БССР по типам разбиваются следующим образом: городов — 25, поселений городского типа (местечек) — 63, сельских — 26.356. Городское население вместе с местечковым составляет 848,5 тыс. чел. или 17% всего населения Республики, сельское — 4.135,4 тыс. чел. По национальному составу население Белоруссии делятся на следующие основные народности.

Национальный состав БССР

(В %% ко всему населению)
Бело­руссы
Евреи
Русские
Украин­цы
Поляки
Латыши и
литовцы
Прочие
Итого
Городское
38,3
40,2
15,6
0,9
2,3
0,6
2,1
100,0
Сельское
89,2
1,6
6,1
0,6
1,9
0,4
0,2
100,0
Все население
80,7
8,2
7,7
0,7
2,0
0,4
0,3
100,0

Таким образом, среди городского населения нет народности, за которой было бы абсолютное большинство, относительное же — принадлежит евреям; среди сельского населения подавляющее большинство за белоруссами. Из всех 4.739 тыс. белоруссов, живущих в БССР, 4.017 тыс. (85%) находятся в БССР.

Города Белоруссии в течение двух последних столетий росли весьма медленно, за исключением крупнейших из них, оказавшихся крупными железнодорожными центрами и приобревших промышленный характер при весьма заметном развитии торговли. Прочие оставались мелкими городскими поседениями. Городское благоустройство в сущности отсутствует. Канализации нет, водопровод имеется почтя только в бывших губернских городах. Электрические установки примитивны. Ряд городов разрушен во время войны. Ремонтные работы не производились, так что, при возрастающем числе населения, жилищный кризис в БССР принял довольно острые формы.

В хозяйственной жизни Белоруссии значительную роль играли так называемые “местечки”, которые служили как бы связующим звеном между городом и деревней. На местечковых рынках крестьянство реализовало продукцию своего хозяйства и закупало там же необходимые ему промышленные товары. Одновременно местечки являлись крупными пунктами сосредоточения кустарно-ремесленного производства, связанного, главным образом, с удовлетворением потребностей сельского населения.

По данным переписи 1923 г. по прежней (до укрупнения) территории БССР, охватывавшей 46 местечек типа городских поселений, общее количество населения этих местечек равнялось 91.137 чел. По национальному составу население указанных 46 местечек распределялось так: евреев — 45,3%, белоруссов — 44,4% русских — 7%, прочих — 3,3%. В местечках Борисовского уезда евреи составляют 50%, Червенского уезда — 51% и Бобруйского уезда — 61%. Чрезвычайно велик процент несамодеятельного еврейского населения, между тем как среди белоруссов и прочих национальностей этот процент значительно ниже. Процент незанятого трудоспособного населения для евреев — 54%, белоруссов — 27%, прочих — 16%. Это объясняется упадком торгового посредничества, имевшего огромное значение в экономике местечек, а также и падением кустарной промышленности.

Благодаря ограничению свободы передвижения еврейского населения знаменитой “чертой оседлости”, последнее вынуждено было расселяться в густо населенных пунктах этой “черты” и заниматься там частью ремеслом, но главным образом торговлей. Роль торгового посредника, которую выполняли местечки, в результате активной политики по вытеснению частного капитала, перешла к кооперации, успешно боровшейся с местечковой торговлей.

В последнее время правительством при содействия общественных организаций развивается наделение трудовых слоев еврейского населения землей в Крыму, на Украине, Северном Кавказе и в Дальневосточном Крае. Эта мера распространяется и на евреев Белоруссии, что несколько облегчает положение местечкового населения, но это еще не может разрешать всей проблемы местечковой безработицы. Только дальнейший рост экономической жизни страны, развитие промышленности и поднятие ремесла постепенно могут ликвидировать это тяжелое наследие прошлого.

Источник: Атлас Союза Советских Социалистических Республик . Изд. ЦИК СССР, 1928

Питерский экономический форум начинается!

Европа пытается остановить движение в сторону деиндустриализации

После потерянного десятилетия Европа пытается изменить упадок обрабатывающего производства, который привел к застою промышленного производства. Эта проблема будет обсуждена главным руководящим органом ЕС в марте, когда европейские лидеры соберутся на свой ежеквартальный саммит в Брюсселе.

За последние несколько лет Еврокомиссия является наиболее активным институтом ЕС, выступающим за промышленное возрождение континента, позиционируя себя как движущий фактор конкурентоспособности и создания рабочих мест.

Внутри исполнительной власти ЕС комиссар по вопросам промышленности Антонио Тахани стал победителем во внутренних дебатах, в которых сталкиваются сторонники промышленности и сторонники защиты окружающей среды, политику которых винят в том, что она тормозит экономику.

Финансовый и социальный кризис помогли Тахани донести до всех его послание. В то время как уровень безработицы превысил верхний предел в 10% на континенте, растущее число граждан и руководителей ЕС убеждены, что Европе нужна серьезная промышленная политика, чтобы остановить поток вывода производства в Азию.

С 2010 года Еврокомиссия разрабатывала стратегии реиндустриализации Европы каждые два года, выбирая таких победителей в области технологий как «умные электросети» и 3D-принтеры. У последнего такого документа, опубликованного в январе, громкий заголовок — «Промышленный ренессанс Европы», не скрывая его итальянского влияния.

ЕС поставил промышленности целевую задачу производить 20% внутреннего валового продукта (ВВП) континента к 2020 году, хотя эта цель не имеет обязательной силы в отличие от таких аналогичных целей как сокращение выбросов углекислого газа.

На промышленность приходилось почти 18% ВВП Европейского Союза в начале столетия, но эта цифра уменьшилась до около 15%, в то время как объем производства обрабатывающей промышленности находится на том же уровне, что и десять лет назад.

Увеличившийся вес услуг в экономике ЕС частично объясняет отрицательную динамику обрабатывающего производства на континенте, которое пострадало от аутсорсинга и бума перемещения производства, чему способствуют высокие налоги и высокие цены на энергию и расходы на зарплату.

Основанная на услугах экономика знаний вылетела в трубу

Волна перемещения производств, по-видимому, спадает или даже меняет свое направление, так как производители осознали недостатки контролируемой государством экономики Китая и плохую инфраструктурную базу в Индии, в то время как расходы на оплату труда в развивающихся экономиках начали расти.

Однако Европе срочно нужно приспособиться к новым потребностям промышленности, если она хочет снова привлечь компании, которые покинули континент в поисках мест, где «трава зеленее».

Руководство ЕС займется всеми этии вопросами на встрече в Брюсселе 20-21 марта в рамках своего ежеквартального саммита. Чрезвычайное заседание Европейского совета, первоначально посвященное только промышленности, было отменено в феврале, но тема остается в повестке дня ведущих руководителей ЕС.

Решения в пользу промышленности не будут нейтральными для других секторов, так как это потребует синхронизации всей экономики ЕС с потребностями индустрии. Еврокомиссия говорит, что она может мобилизовать финансовые средства регионального развития, чтобы помочь в переходный период. Более крупная доля структурных фондов ЕС может быть теперь использована для инноваций и индустрии вместо экономики знаний, основанной на услугах, о которой мечтали в Брюсселе десять лет назад.

Тем, кто настроен скептически в отношении такого разворота на 180 градусов, исполнительная власть ЕС дает следующую формулу: «Каждое дополнительное рабочее место в обрабатывающем производстве создает 0,5-2 рабочих места в других секторах», сказано в новой мантре Еврокомиссии, повторяемой в заявлениях и официальных документах.

Чтобы эта стратегия сработала, необходимо, чтобы руководство ЕС ясно и недвусмысленно просигнализировало о поддержке. Даже если это произойдет, это будет лишь началом процесса, так как европейские выборы в мае и новая Еврокомиссия, которая вступит в должность после летнего перерыва, могут продиктовать новые приоритеты.

То, какая страна получит чувствительное портфолио промышленности в новой исполнительной власти ЕС, может стать наилучшим индикатором того, как будет развиваться эта стратегия в ближайшие годы.

Сторонники индустрии также надеются, что Италия, к которой должно перейти президентство ЕС во втором полугодии 2014, поможет поддержать эту повестку дня в момент, когда институты ЕС обновляются. Италия является второй ведущей страной-производителей в ЕС после Германии и пятой в мире.

Европа пытается остановить движение в сторону деиндустриализации

О мероприятиях по укреплению и развитию коноплеводства в СССР

Совет народных комиссаров Союза ССР констатирует, что посеву, обработке и уборке конопли и производству пеньки во всех основных коноплеводных районах (ЦЧО, Западная область, Средне-Волжский край, Черниговская область) не уделяется почти никакого внимания. Производство конопли предоставлено целиком самотёку, а руководство и контроль Народного комиссариата земледелия Союза ССР за работой краёв и областей в части посева и обработки конопли и помощь им совершенно недостаточны.

Между тем, растущие потребности страны в сырье для сноповязального шпагата, канатов, рыболовных снастей, мешков и брезентов удовлетворяются крайне недостаточно. Делу производства и обработки пеньки должно быть уделено такое же внимание, как и производству и обработке льна и других важнейших технических культур.

В связи с этим Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1.   Обязать Народный комиссариат земледелия Союза ССР, советы народных комиссаров союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты немедленно приступить к подготовке посевов конопли, отведению для них годных земель в каждом отдельном колхозе, с тем, чтобы в 1934 г. обеспечить доброкачественный посев, обработку и урожай конопли в следующих размерах:

Посевная площадь Урожай в центнерах с гектара
Волокна Семян
Западная область 65 тыс. га. 4 4,5
В том числе южной конопли на волокно 1 „ „
Московская область 15 „ „ 4 4,5
Горьковский край 30 „ „ 3,5 3,7
Центрально-Черноземная область 150 „ „ 3,8 4,2
В том числе южной конопли на волокно 4 „ „
Уральская область 20 „ „ 3 4
Башкирская АССР 15 „ „ 3 3,6
Татарская АССР 10 „ „ 3 3,6
Средне-Волжский край 90 „ „ 3,6 4
В том числе южной конопли на волокно 4 „ „
Западно-Сибирский край 70 „ „ 3,1 3,6
Восточно-Сибирский край 10 „ „ 3,7 3,7
Украинская ССР 95 „ „ 4 4,2
В том числе южной конопли на волокно 5 „ „
В том числе посевов конопли по Черниговской области 45 „ „
Белорусская ССР 30 „ „ 3,8 4,8
Итого 600 тысяч гектар
В том числе южной конопли на волокно 14 „ „

2.   Констатируя на основе опытов внедрения южной конопли в районах средней полосы Союза ССР, что она даёт значительное повышение урожайности по сравнению с обычной средне-русской коноплёй, обязать Народный комиссариат земледелия Союза ССР, советы народных комиссаров Украинской ССР, Киргизской АССР, Азербайджанской ССР, Казакской АССР и Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет обеспечить посевы южной конопли на семена в следующих размерах:

Северо-Кавказский край 18 тысяч га
Киргизская АССР 9 „ „
Казакская АССР 3 „ „
Украинская ССР (главным образом, по Одесской области) 8 „ „
Азербайджанская ССР 3 „ „

Обязать советы народных комиссаров названных республик и Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет обеспечить в 1934 году сбор семян южной конопли с каждого гектара в количестве не менее двух центнеров.

3. Ввиду того, что за последние годы под коноплю во многих случаях отводились земли, негодные для конопли, а старые конопляники, на которых получались хорошие урожаи, отведены под другие культуры, обязать советы народных комиссаров и исполнительные комитеты коноплеводных республик, краёв и областей до весны 1934 года выделить для посева конопли в 1934 г. соответствующие земельные участки и закрепить их на 4—5 лет под посевы конопли. Под посевы конопли должны быть выделены старые усадебные и приусадебные конопляники, удобрявшиеся в последние годы, с которых были получены удовлетворительные урожаи, пойменные и поливные земли (для южной конопли), земли из-под клеверищ и хорошо заправленные навозом.

Ответственность за проведение этих мероприятий в каждом коноплеводном районе возложить на председателя районного исполнительного комитета.

  1. Обратить особое внимание советов народных комиссаров и исполнительных комитетов коноплеводных республик, краёв и областей на то, что при невозможности выделить к весеннему севу 1934 года минеральные удобрения под коноплю в необходимых размерах — основной задачей является внесение навоза под посевы конопли.

В связи с этим обязать советы народных комиссаров и исполнительные комитеты этих республик, краёв и областей обеспечить под посев конопли в 1934 г. не менее 30—40 тонн навоза на гектар.

  1. Обязать Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК Союза ССР и Народный комиссариат земледелия Союза ССР для обеспечения семенами конопли товарных районов и, в первую очередь, обобществлённых конопляников отобрать из заготовленных семян конопли семена лучших кряжей, проверив их на всхожесть, и закончить перевозку их на места не позднее 1 февраля 1934 г.
  2. Обязать Народный комиссариат земледелия Союза ССР укрепить Ново-Трубчевский совхоз, превратить его в течение 1933—1934 года в репродуцента семян конопли Ново-Трубчевского кряжа для распространения их по средней полосе Союза ССР и развернуть одновременно семеноводство средне-русской конопли улучшенных рас в Трубчевском, Золотовском и Новгород-Северском районах.
  3. Отмечая, что при посеве и обработке конопли нарушаются в подавляющем большинстве случаев самые элементарные агроправила и что во многих случаях оплата труда колхозников ниже, чем по другим отраслям сельского хозяйства, и не учитывается трудоёмкость этой культуры — предложить советам народных комиссаров и исполнительным комитетам коноплеводных республик, краёв и областей, учтя особенности каждого района, издать:

а) обязательные агроправила;

б) разработать мероприятия по упорядочению оплаты труда колхозников по конопле, исходя из размеров и форм оплаты, принятых по льну.

  1. Для улучшения агротехнического обслуживания посевов и обработки конопли установить в машинно-тракторных станциях коноплеводных районов специальную должность агронома-коноплевода, обязав Народный комиссариат земледелия Союза ССР с начала 1934 года обеспечить укомплектование коноплеводных МТС этими кадрами.
  2. В целях стимулирования посевщиков конопли установить следующие нормы выдачи (продажи по государственным ценам) хлеба против сдаваемого государству волокна:
Выдача хлеба Колхозам Единоличникам
За 1 кгр. сданной пеньки-волокна 1,5 кгр. 1,2 кгр.
За 1 кгр. сданной тресты 230 гр. 180 гр.

Обязать Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК Союза ССР указанные средние нормы отпуска хлеба диференцировать в зависимости от качества сдаваемой продукции.

10.  За каждый сдаваемый центнер семян конопли из урожая 1934 года установить выдачу (продажу по государственным ценам):

Масла растительного 4,3 кгр. 3,3 кгр.
Жмыха 9 „ 8  „

Для хозяйств, специально разводящих коноплю для семенных целей, установить нормы выдачи масла и жмыха на 20,% выше.

  1. За сдачу продукции коноплеводства (волокна, тресты, соломки) продавать сдатчикам дефицитные промтовары улучшенного ассортимента (хлопчатобумажные ткани, платки, шерстяные ткани, махорка, мыло, обувь кожаная и резиновая): колхозникам на 100)% и единоличникам на 50% стоимости сданной продукции по установленной сельской розничной цене.
  2. Наряду с контрактацией посевов конопли в колхозах производить контрактацию посевов конопли на приусадебных участках, находящихся в индивидуальном пользовании колхозников.

Обязать машинно-тракторные станции и правления колхозов обеспечить организационную и агро-техническую помощь колхозникам отри посеве последними конопли на их приусадебных участках.

13.  Установить при проведении контрактации нормы сдачи с одного гектара: пенькового волокна в среднем по Союзу ССР 1,5 центнера и семян конопли 1 центнер по средне-русской конопле и 2 центнера по южной конопле.

Обязать Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК Союза ССР установить норму сдачи волокна-пеньки и семян но контрактации диференцированно по областям, краям и республикам.

14 Обязать советы народных комиссаров союзных и автономных республик краевые и областные исполнительные комитеты провести следующие мероприятия по внезаводской обработке конопли:

а) не позднее 1 августа 1934 г, построить 3.500 новых улучшенных (срубовых) мочил и не менее 2000 колхозных сушилок, чтобы обеспечить им минимум 20-25% замочки и подсушки конопли урожая 1934 г., со следующим распределением объектов строительства по республикам, краям и областям:

Республики, края и области Улучшенные пенькомочила Улучшенные колхозные сушилки
Западная область 420 240
Московская область 80 50
Горьковский край 180 80
Центрально-Черноземная область 900 500
Уральская область 120 70
Башкирская АССР 80 40
Татарская АССР 60 30
Западно-Сибирский край 420 240
Средне-Волжский край 530 300
Восточно-Сибирский край 80 50
Украинская ССР 450 320
Белорусская ССР 180 80
Итого 3.500 2.000

б) не позднее 15 августа 1934 г. отремонтировать имеющиеся мочильные ямы и овины (риги) для подсушки конопли;

в) не позднее 10 сентября 1934 года произвести ремонт всех имеющихся в колхозах мялок.

  1. Обязать Народный комиссариат земледелия Союза ССР не позднее 10 сентября 1934 г. завезти в коноплеводные районы 850 многовальных мялок для организации мяльно-сушильных пунктов.
  2. Обязать Народный комиссариат земледелия Союза ССР и Сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк) в плане кредитования сельского хозяйства на 1934 г. предусмотреть отпуск трёхгодичных кредитов колхозам на строительство улучшенных конопляных сушилок в сумме 3,5 миллиона рублей со следующим распределением их по республикам, краям и областям:
Западная область 400 тыс. руб.
Московская область 85 „ „
Горьковский край 170 „ „
Центрально-Черноземная область 895 „ „
Уральская область 120 „ „
Башкирская АССР 80 „ „
Татарская АССР 60 „ „
Западно-Сибирский край 420 „ „
Средне-Волжский край 530 „ „
Восточно-Сибирский край 85 „ „
Украинская ССР 485 „ „
Белорусская ССР 170 „ „
Итого 3.500 тыс. руб.

Зам. Председателя СНК Союза ССР В. Куйбышев.
Зам. Управляющего делами СНК Союза ССР Г. Леплевский.

Москва, Кремль, 27 декабря 1933 г. № 2786.

О деятельности кулацких контрреволюционных организаций в ходе коллективизации БССР

№ 15

Не позднее 15 февраля 1934 г.1*

Совершенно секретно.

Отдельные райзо и МТС до последнего времени вплотную не подошли к осуществлению конкретного оперативного руководства колхозами и зачастую не в курсе творящихся там безобразий.

Деятельность вскрытых и ликвидированных за последнее время по ряду колхозов Белоруссии контрреволюционных кулацких группировок шла в основном по линии: а) попыток срыва подготовки к весеннему севу путем уничтожения и расхищения семенных и страховых фондов, умышленного вывода из строя тягловой силы, срыва ремонтной кампании; б) несвоевременного и неправильного распределения доходов, порчи и расхищения урожая; в) активной антисоветской и антиколхозной агитации; г; терроризирования активистов колхозников и совпартработников; д) попыток организации широкого повстанческого движения на селе.

Прямым следствием контрреволюционной вредительской деятельности кулачества явилось неблагополучное положение в ряде колхозов с семенными и страховыми фондами.

В колхозе им. Сталина Мозырского района ликвидирована контрреволюционная кулацкая группировка в 7 чел.

В результате деятельности группировки было испорчено 600 пуд. семенного картофеля, 40 пуд. льносемян, 63 пуд. семенной ржи.

В колхозе «Колхозное строительство» Краснопольского района выявлена кулацкая группировка, ставившая перед собой задачу срыва подготовки к весеннему севу. Членами группировки умышленно было испорчено 1 тыс. пуд. семенного картофеля, и колхоз остался без семян.

В колхозе «Искра» Климовичского района выявлена контрреволюционная группировка, занимавшаяся систематическим хищением колхозного зерна в целях срыва засыпки семфондов. Аналогичная контрреволюционная группировка ликвидирована в колхозе «Ленинский путь» Минского района.

Деятельность контрреволюционных вредительских кулацких элементов по уничтожению живого тягла идет по пути хищнической эксплуатации тягла, умышленного истощения его путем разбазаривания и хищения кормов, вредительства в уходе за лошадьми. Вследствие недокорма, плохого ухода и чрезмерной эксплуатации лошади в большинстве случаев сильно истощены.

Кормовые фонды к севу полностью не созданы, так как часть кормов в результате бесхозяйственного хранения погибла.

В колхозе «Червоны араты» Логойского погранрайона в результате деятельности членов ликвидированной контрреволюционной кулацкой группировки во главе с председателем колхоза выведены из строя 40 лошадей из 100. Грубыми кормами колхоз не обеспечен.

В колхозе «Красная смена» Мозырского района вскрыта вредительская группировка, деятельность которой была направлена на выведение из строя живого тягла. Участник группировки — старший конюх, кулак, допустил массовое расхищение кормов, варварски эксплуатировал лошадей, в результате чего из 56 лошадей 54 были выведены из строя.

В колхозе «Непобедимый» Толочинского района вскрыта кулацкая группировка в составе председателя колхоза, бригадира и двух кулаков. В результате деятельности членов группировки лошади замучены бесцельными поездками и плохим уходом. Из 23 лошадей почти все покалечены, а 7 совершенно выбыли из строя. Выданный к севу кормовой фонд расхищается.

Контрреволюционная вредительская деятельность кулачества в части попыток срыва ремонтной кампании выразилась, главным образом, во вредительском ремонте тракторов (Витебский, Мозырский, Логойский районы).

Особо следует отметить попытки контрреволюционных кулацких образований сорвать правильное распределение доходов по трудодням среди колхозников. В ряде случаев члены ликвидированных контрреволюционных группировок разбазаривали колхозные фонды, умышленно оттягивали и запутывали расчет по трудодням, производили незаконную приписку трудодней кулацким элементам.

В результате в ряде колхозов до сих пор не проведено распределение урожая. В некоторых колхозах после выполнения государственных обязательств и засыпки семенных фондов ничего не осталось для распределения по трудодням.

В колхозе «Колхозное строительство» Краснопольского района члены ликвидированной контрреволюционной кулацкой группировки умышленно запутывали учет трудодней в целях срыва распределения урожая. Ими незаконно приписано кулакам 7 тыс. трудодней.

Аналогичные контрреволюционные группировки, ставившие себе задачу срыва распределения доходов, ликвидированы в колхозах «Червоны араты» Логойского погранрайона, «Красная смена» Мозырского района.

За период с 1 января по 15 февраля 1934 г. по республике зарегистрировано 43 теракта, в том числе 31 поджог, причинивший колхозам убыток в 425 720 руб., 5 убийств, 3 покушения и 4 избиения.

Ряд выявленных за последнее время кулацко-антисоветских группировок в колхозах одновременно с подрывной работой широко развернул повстанческую агитацию.

По всем указанным фактам вредительства в колхозах виновные привлечены к ответственности. Приняты меры к очистке колхозов от классово-чуждых элементов.

Заковский.

1* Датируется по содержанию документа.

Источник: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 4. 1934 — 1936. Москва РОССПЭН

С Победой!

С Днём Победы!

С Днём Победы!
С Днём Победы!

Партийная организация и партийная литература

Всех журналистов с

Днём Печати!

    Новые условия социал-демократической работы, создавшиеся и России после октябрьской революции выдвинули на очередь вопрос о партийной литературе. Различие между нелегальной и легальной печатью, это печальное наследие крепостнической, самодержавной России, — начинает исчезать. Оно еще не померло, далеко нет. Лицемерное правительство нашего министра-премьера еще бесчинствует до того, что «Известия Совета Рабочих Депутатов» печатаются «нелегально», но, кроме позора для правительства, кроме новых моральных ударов ему, ничего не получается из глупых попыток «запретить» то, чему помешать правительство не в силах.

       При существовании различия между нелегальной и легальной печатью вопрос о партийной и непартийной печати решался крайне просто и крайне фальшиво, уродливо. Вся нелегальная печать была партийна, издавалась организациями, велась группами, связанными так или иначе с группами практических работников партии. Вся легальная печать была не партийна, потому что партийность была под запретом, — но «тяготела» к той или другой партии. Неизбежны были уродливые союзы, ненормальные «сожительства», фальшивые прикрытия; с вынужденными недомолвками людей, желавших выразить партийные взгляды, смешивалось недомыслие или трусость мысли тех, кто не дорос до этих взглядов, кто не был, в сущности, человеком партии.

       Проклятая пора эзоповских речей, литературного холопства, рабьего языка, идейного крепостничества! пролетариат положил конец этой гнусности, от которой задыхалось, все живое и свежее на Руси. Но пролетариат завоевал пока лишь половину свободы для России.

       Революция еще не закончена. Если царизм уже не в силах победить революцию, то революция еще не в силах победить царизма. И мы живем в такое время, когда всюду и на всем сказывается это противоестественное сочетание открытой, честной, прямой, последовательной партийности с подпольной, прикрытой, «дипломатичной», увертливой «легальностью». Это противоестественное сочетание сказывается и на нашей газете: сколько бы ни острил г. Гучков насчет социал-демократической тирании, запрещающей печатать либерально-буржуазные, умеренные газеты, а факт все же остается фактом, — Центральный Орган Российской социал-демократической рабочей партии, «Пролетарий», все же остается за дверью самодержавно- полицейской России.

       Как-никак, а половина революции заставляет всех нас приняться немедленно за новое налаживание дела. Литература может теперь, даже «легально», быть на 9/10 партийной. Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, «барскому анархизму» и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме.

       В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической партийной работы.

       "Всякое сравнение хромает", говорит немецкая пословица. Хромает и мое сравнение литературы с винтиком, живого движения с механизмом. Найдутся даже, пожалуй, истеричные интеллигенты, которые поднимут вопль по поводу такого сравнения, принижающего, омертвляющего, «бюрократизирующего» свободную идейную борьбу, свободу критики, свободу литературного творчества и т. д., и т. д. По существу дела, подобные вопли были бы только выражением буржуазно-интеллигентского индивидуализма. Спору нет, литературное дело менее всего поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простору мысли и фантазии, форме и содержанию.

       Все это бесспорно, но все это доказывает лишь то, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата. Все это отнюдь не опровергает того чуждого и странного для буржуазии и буржуазной демократии положения, что литературное дело должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами — все это должно стать партийно-подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела, отнимая, таким образом, всякую почву у старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает.

       Мы не скажем, разумеется, о том, чтобы это преобразование литературного дела, испакощенного азиатской цензурой и европейской буржуазией, могло произойти сразу. Мы далеки от мысли проповедовать какую-нибудь единообразную систему или решение задачи несколькими постановлениями. Нет, о схематизме в этой области всего менее может быть речь. Дело в том, чтобы вся наша партия, чтобы весь сознательный социал-демократический пролетариат во всей России сознал эту новую задачу, ясно поставил ее и взялся везде и повсюду за ее решение. Выйдя из плена крепостной цензуры, мы не хотим идти и не пойдем в плен буржуазно-торгашеских литературных отношений. Мы хотим создать и мы создадим свободную печать не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от капитала, свободы от карьеризма; — мало того: также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма.

       Эти последние слова покажутся парадоксом или насмешкой над читателями. Как! закричит, пожалуй, какой-нибудь интеллигент, пылкий сторонник свободы. Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как литературное творчество! Вы хотите, чтобы рабочие по большинству голосов решали вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно-индивидуального идейного творчества!

       Успокойтесь, господа! Во-первых, речь идет о партийной литературе и ее подчинении партийному контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в том числе партия) волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы союзов, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то.

       Партия есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды. Для определения же грани между партийным и антипартийным служит партийная программа, служат тактические резолюции партии и её устав, служит, наконец, весь опыт международной социал-демократии, международных добровольных союзов пролетариата, постоянно включавшего в свои партии отдельные элементы или течения, не совсем последовательные, не совсем чисто марксистские, не совсем правильные, но также постоянно предпринимавшего периодические «очищения» своей партии.

       Так будет и у нас, господа сторонники буржуазной «свободы критики», внутри партии: теперь партия у нас сразу становится массовой, теперь мы переживаем крутой переход к открытой организации, теперь к нам войдут неминуемо многие непоследовательные (с марксистской точки зрения) люди, может быть, даже некоторые христиане, может быть, даже некоторые мистики. У нас крепкие желудки, мы твердокаменные марксисты. Мы переварим этих непоследовательных людей. Свобода мысли и свобода критики внутри партии никогда не заставят нас забыть о свободе группировки людей в вольные союзы, называемые партиями.

       Во-вторых, господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность).

       Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.

       И мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески, — не для того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно лишь в социалистическом внеклассовом обществе), а для того, чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды.

       Это будет свободная литература, потому что она будет служить не пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Это будет свободная литература, оплодотворяющая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих).

       За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача — организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением. Вся социал-демократическая литература должна стать партийной. Все газеты, журналы, издательства и т. д. должны приняться немедленно за реорганизационную работу, за подготовку такого положения, чтобы они входили целиком на тех или иных началах в те или иные партийные организации. Только тогда «социал-демократическая» литература станет таковой на самом деле, только тогда она сумеет выполнить свой долг, только тогда она сумеет и в рамках буржуазного общества вырваться из рабства у буржуазии и слиться с движением действительно передового и до конца революционного класса.

В.И. Ульянов (Ленин)

Кризис, неравенство и жёсткая экономия в Европе

Глобальный экономический кризис имеет своей основой неравное распределение доходов внутри многих стран и дисбалансы, существующие между разными странами. Растущее неравенство по доходам и имуществу обусловлено тем, что богатые домохозяйства и некоторые страны (например, Германия и Китай) имели больше доходов, чем расходов. Этот профицит средств обеспечивался за счет других секторов (домохозяйств, предприятий) и стран в целях сбалансированного роста экономики. Таким образом, рост, характерный для мировой экономики и значительной части Европы, начиная с середины 1990-х годов, обеспечивался за счет долгов, которые накапливали страны с дефицитом платежного баланса (например, США или страны европейской периферии), а также инвесторы в американскую или испанскую недвижимость.

Дисбалансы и долговой кризис в Европе

Для внутренней структуры стран Европы, – или, точнее, зоны евро, – характерны такие же дисбалансы, как и для всей мировой экономики. Германия, к примеру, экспортировала значительно больше, чем импортировала, – не в последнюю очередь потому, что все более несправедливое распределение доходов в сочетании с медленным ростом зарплат сокращало внутренний спрос и тем самым сдерживало импорт. И наоборот: многие периферийные страны реагировали на снижение процента по доходам, в связи со снижением курса евро, экспансией потребления и инвестиций на заемные деньги, что поглощало приток капитала, – в частности, из Германии. В результате доходы, зарплаты и цены на периферии Европы росли быстрее, чем в наиболее мощных европейских государствах.

По этой причине накануне кризиса, в 2008 году, неравенство между государствами-членами ЕС заметно сократилось. За этим процессом скрывалось, правда, растущее неравенство внутри многих стран Европейского Союза (ЕС) – прежде всего в Германии. Но в целом уровень европейского неравенства снизился. Процесс догоняющего развития периферии, стимулируемый кредитами, застопорился с началом финансового кризиса. Дело не только в том, что иссяк приток частных капиталов, за счет которых финансировался дефицит платежного баланса и лежащий в его основе бум частных расходов. Последовавший затем кризис реальной экономики привел к резкому сокращению периферийных рынков для экспорта. Спасение банков и программы по стимулированию конъюнктуры обусловили, в свою очередь, сильный рост государственного долга, причем на периферии Европы этот рост был намного быстрее, чем в ведущих экономиках. Рынки капитала еще больше лихорадило потому, что европейские финансовые учреждения не сумели занять четкую позицию «последнего кредитора».

На долговую панику в еврозоне Европа отреагировала прежде всего мерами жесткой экономии. Создавались, правда, «спасательные парашюты», которые поначалу оказались слишком маленькими. Европейский центральный банк проводил также акции по скупке облигаций государственных займов, которые вызывали споры и были недостаточно масштабными. В первую очередь были объявлены меры жесткой экономии, которые, к удивлению ЕС, поначалу лишь усугубили проблемы. Специалисты организаций-кредиторов недооценили значение мультипликаторов, которые показывают, насколько снижается ВВП, а вместе с ним и уровень занятости, если сокращаются государственные расходы. Сейчас Европа все более увязает в рецессии, которая во многих государствах-членах ЕС сопровождается пугающей безработицей.

Распределение доходов между государствами-членами ЕС и внутри них

Как же эта тенденция отразилась на распределении доходов в Европе? Данный анализ основан на последних данных Евростата (SILC = Statistics on Income and Living Conditions ). В 2011 году в ЕС еще наблюдался средний реальный рост экономики в размере 1.5 процентов, но уже имело место заметное сокращение темпов роста экономики. Настоящая рецессия началась в 2012 году, когда внутренний валовой продукт сократился на 0.3 процента. Но чтобы оценить влияние этих процессов на неравенство в ЕС, следует сначала внимательно рассмотреть его структуру.

В таком многонациональном интеграционном пространстве, как ЕС, распределение доходов всегда имеет два измерения: внутри государств и между государствами. Сам ЕС рассматривает эти две стороны неравенства строго по отдельности, что сильно искажает оценки всей системы распределения. Поэтому Евростат не дает реальных цифр по распределению доходов в 27 странах-членах ЕС как едином пространстве (ЕС-27) – приводится лишь неверно рассчитанный усредненный показатель, который не учитывает различий между странами в подушевом доходе. Мы предлагаем скорректированную оценку используемого Евростатом индикатора распределения доходов: квинтильное соотношение S80/S20. Этот индикатор отражает соотношение дохода самой бедной пятой части населения к доходу самой богатой пятой части.

Данное соотношение колебалось по внутристрановому распределению в 2011 г. в диапазоне от 3.5 раз в Словении до 6.8 в Испании. В Германии этот показатель составлял 4.6 раза. Для ЕС в целом средний показатель составлял примерно 5.1 раза, ухудшившись с 2009 г. Таким образом, в старых государствах-членах (ЕС-15) продолжилась тенденция роста неравенства: среднее квинтильное соотношение выросло с 4.6 в начале века до 5.3 раза. В двенадцати новых государствах-членах ЕС внутристрановое неравенство с 2004 г., напротив, сократилось, снова повысившись только в 2011 г. Этого результата следовало ожидать в результате мер строгой экономии, замедлившегося роста экономики и высокой безработицы.

Заниженный уровень, неверная тенденция

Эти усредненные показатели предполагают, что самый бедный или самый богатый квинтиль населения Евросоюза (почти сто миллионов человек) складывается из самых бедных или самых богатых национальных квинтилей. Но в реальности самый бедный квинтиль ЕС преимущественно составляют жители самых бедных государств (Румынии, Болгарии и т. д.), в то время как средний доход беднейших 20% населения в богатейших странах (например, в Германии) слишком высок, чтобы попасть в самый бедный квинтиль населения Евросоюза. Таким образом, показатель Евростата для ЕС ниже реального показателя и значительно занижает реальный уровень неравенства.

Чтобы получить реальную оценку, мы попытаемся выяснить, кто же в действительности входит в число примерно ста миллионов самых бедных и ста миллионов самых богатых жителей Евросоюза, сгруппировав национальные квинтили по доходу на душу населения и затем сложив столько квинтилей, сколько составят желаемые сто миллионов. При этом, чтобы получить беднейший квинтиль населения ЕС, мы начнем сложение с самого низкого подушевого дохода, а для вычленения самого богатого квинтиля начнем сверху. Этот более достоверный, хотя и все еще недооценивающий реальное неравенство метод охватывает период с 2005 по 2011 год. Полученные таким путем данные показывают, что методически неверный показатель Евростата не только значительно занижает уровень неравенства, но и неверно отражает тенденцию, поскольку он игнорирует снижение уровня неравенства в ЕС в целом за счет догоняющего развития в этот период более бедных стран, отражая прежде всего одновременный рост внутригосударственного неравенства.

При сравнении дохода на душу населения разных стран его можно пересчитать по обменному курсу или по паритету покупательной способности (ППС). Поскольку в более бедных странах цены – прежде всего на многие услуги – ниже, реальный доход, рассчитанный по покупательной способности, будет выше, чем при расчете по обменному курсу. Соответственно, уровень неравенства получится несколько ниже. Изменяется при этом и состав квинтилей ЕС; так, богатейшие квинтили самых бедных стран уже не входят в самый нижний квинтиль ЕС.

Выравнивание, несмотря на рецессию

Представленные здесь данные за период до 2011 г. основаны на обновляемом для каждого года составе беднейших и богатейших квинтилей ЕС, рассчитанных по описанному выше методу. Данные, начиная с 2009/2010 гг., возможно, не вполне сопоставимы с данными за более ранние годы, поскольку базы данных не идентичны. В отличие от официальных данных ЕС, они обнаруживают тенденцию к снижению, что преимущественно обусловлено процессом догоняющего развития более бедных стран, который прекратился лишь в 2010 г.

Эти данные отражают также первые результаты политики жесткой экономии. Несмотря на растущий уровень внутристранового неравенства, в 2011 году, очевидно, продолжилась долгосрочная тенденция снижения уровня неравенства в ЕС-27. Снижение темпов экономического роста, очевидно, сильнее ударило по богатым странам, чем по бедным. Снижение доходов в странах, страдающих от долгового кризиса, вряд ли заметно повлияло на распределение, поскольку снизились и доходы беднейших домохозяйств, относящихся к беднейшему квинтилю ЕС, и доходы богатейших домохозяйств, которые входят в самый богатый квинтиль ЕС. Поэтому воздействие этого процесса на общее распределение доходов в ЕС было нейтральным.

Кроме того, многие более бедные новые государства-члены имели не так уж много долгов и поэтому не были вынуждены прибегать к политике жесткой экономии. Сокращение уровня неравенства в расчете по обменным курсам, где был достигнут новый минимум, оказалось больше, чем в расчете по паритету покупательной способности, где минимум 2009 г. не был достигнут. Это свидетельствует о том, что измеряемый в евро номинальный рост экономики в бедных странах оказался выше благодаря реальной ревальвации (т. е. более высокой инфляции и/или ревальвации национальной валюты по отношению к евро).

Чтобы увидеть более детально, как протекали эти процессы, стоит рассмотреть рост доходов по квинтилям. При этом становится очевидным, что между 2009 и 2010 годами доходы беднейших слоев населения снижались даже в номинальном измерении, в то время как доходы в богатых квинтилях продолжали расти. В 2010–2011 гг. доходы в самом богатом квинтиле ЕС хотя и росли, но все же медленнее, чем за предыдущий период, и значительно медленнее, чем в самом бедном квинтиле ЕС, в котором отмечался быстрый догоняющий рост.

Эти наблюдения лишний раз свидетельствуют о том, насколько проблематичным является анализ уровня неравенства Евростата, который использовал неверную методику и получил ложный результат. Так, для рассматриваемого здесь 2011 года Евростат прогнозировал рост общеевропейского неравенства, в то время как реально его уровень снизился. Оценки Евростата за предыдущий период по направленности совпадали с результатами предложенных здесь расчетов, поскольку внутригосударственный и межгосударственный уровни неравенства снижались параллельно. В 2011 г. ЕС вернулся к знакомой картине растущего внутреннего неравенства и выравнивания уровней доходов государств-членов.

Кризис и выравнивание

Согласно данным, доступным к настоящему моменту (до 2011 г.), «еврокризис», по-видимому, лишь краткосрочно (в 2010 г.) остановил имевший место по крайней мере с 2005 года тренд по выравниванию уровня доходов в Европе. Более бедные государства демонстрируют в среднем более высокие темпы роста, чем богатые страны. Этот процесс происходит, правда, на фоне в целом низких темпов экономического роста. По 2012 г. ЕС пока еще не предоставил данных по доходам домохозяйств (от EU-SILC), но уже имеются данные по средним темпам роста ВВП. Согласно этим данным, ВВП ЕС в 2012 г. в целом сократился, причем в еврозоне сильнее, чем вне ее. Теперь более богатые и более бедные страны группируются вне зависимости от используемых ими валют. Есть более бедные страны (к примеру, Греция, Португалия, Словения, Словакия, Эстония, Испания) и более богатые государства-члены, не входящие в еврозону (Великобритания, Швеция, Дания). Тем не менее, сравнение темпов роста показывает, что и в 2012 г. более бедные страны, прежде всего крупные, такие, как Болгария, Румыния и Польша, которые вносили большой вклад в формирование беднейшего квинтиля ЕС, продолжали расти, хотя и медленно. Но большинство богатых стран росли еще медленнее.

С другой стороны, меры строгой экономии ударили в 2012 году по странам-должникам значительно сильнее, чем в 2011 году. В Испании, Греции и Португалии наблюдалось резкое снижение темпов роста экономики. То, как это в целом отразится на выравнивании уровня доходов, зависит, в частности, от того, как распределится сокращение доходов внутри стран-должников по группам населения. Если больше пострадают бедные граждане, то неравенство вырастет. Но оно может и сократиться, хотя выравнивание доходов за счет их асимметричного сокращения, конечно, не является желательным вариантом.

Рост благодаря сокращению объема имущества

Меры жесткой экономии – это несправедливый, контрпродуктивный и особенно болезненный метод сокращения долгового бремени, поскольку он заставляет должников сокращать расходы, что, в свою очередь, снижает доходы других участников рыночных отношений. Было бы намного лучше, если бы кредиторы и владельцы имущества повысили расходы, что, в свою очередь, повысило бы доходы должников и их способность обслуживать задолженность. Но чтобы эту стратегию можно было реализовать рыночными методами, нужны привлекательные (конкурентные) предложения со стороны должников, которые были бы приняты кредиторами. Привлекательность таких предложений должна быть обусловлена не столько низкими ценами и зарплатами, сколько модернизацией экономической структуры стран-должников. Такая модернизация требует, однако, прежде всего инвестиций в инфраструктуры и человеческий капитал. Кроме того, номинальные зарплаты везде должны расти соразмерно росту производительности труда и при инфляции, не превышающей 2% в год.

Если реализовать этот сценарий не удастся, остается лишь возможность одновременного урезания активов и долгов. При этом сомнительным был бы односторонний акцент на определенные типы активов (например, на государственные займы, как в случае Греции, или на банковские вклады, как это пока что планируется на Кипре). Равномерное обложение всех видов активов, – может быть, сверх определенного минимального уровня, чтобы защитить мелких вкладчиков, – было бы более справедливым вариантом.

Кризис, неравенство и жёсткая экономия в Европе

С Праздником!

ПЕРВОМАЙ 

ШАГАЕТ 

ПО ПЛАНЕТЕ!

1 45 46 47 48 49 97