Метка: Религия и атеизм
Мусульмане Гитлера — Враг моего врага
В своей книге «Мусульмане Гитлера — история одного безбожного союза», Фолькер Кооп раскрывает одну интересную, до сих пор малоизученную, страницу истории третьего Рейха, а именно, попытку нацистского руководства использовать в своих военных целях ислам и мусульман.
Боснийские солдаты -мусульмане из дивизии «Хандшар»
Один из известных девизов политики звучит так: «Враг моего врага, мой друг». Потому и неудивительно читать о том, что в период Второй Мировой войны социал-националисты искали контактов с мусульманами, как с теми, кто находился на оккупированных территориях, так и там, куда имперская власть не распространялась. В глазах нацистов, у мусульман был тот же самый враг, что и у них самих, а именно — русский коммунизм и англо-французский империализм, но в первую очередь это была опасность, исходившая по их мнению, от евреев.
Хорошо известны снимки, демонстрирующие встречи Гитлера с Амином-аль Хусейни, иерусалимским муфтием, или фотографии мусульманских солдат-боснийцев из дивизии Ваффен СС «Хандшар», с черепами на фесках. Однако истинные причины, заставлявшие нацистское руководство искать тесных контактов с мусульманами Восточной Европы, СССР и арабского мира, и ежедневная работа по обе стороны фронта, известны в большинстве случаев, гораздо меньше.
«Мусульмане Гитлера — история одного безбожного союза», так назвал Фолькер Кооп свою книгу, призванную закрыть некоторые пробелы в данной теме. 208-страничная работа свободного журналиста, родившегося в 1945 году, и уже выпустившего в свет несколько солидных трудов по периоду национал-социализма, отчётливо показывает противоречивое с самого начала отношение фашистов к этой религии и её последователям. «Мусульмане», пишет он, с одной стороны, «имели безусловно иррациональное очарование в глазах верхушки национал-социалистов. Гитлер был сильно увлечён „исламскими небесами“, которые казались ему более оживлёнными, чем христианские. А рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер считал мусульман идеальными солдатами, которые сражаются фанатично за то, чтобы стать мучениками и попасть в вожделенный рай». С другой стороны, у нацистов «не было никаких сомнений в превосходстве „немецкости“ над мусульманами, независимо от их происхождения». Кооп вновь приводит откровения высших функционеров Рейха, в том числе и Гитлера, в которых сквозит скептицизм, пренебрежение и даже презрение к мусульманам.
Тюркское население Кавказа и Средней Азии должно было заполнять ряды воюющих на Восточном фронте
Read More
Как обосрались эксперты. Мы, оглядываясь, видим лишь руины..
Прогнозы на 2012-й: Путин уйдёт в мае, оранжевый переворот
Вопреки традиции, сложившейся в российских СМИ, Блог Толкователя продолжает не только давать прогнозы на следующий год, но и смотреть, насколько сбылись они в уходящем году. В 2011-и начале 2012-го медиа были преисполнены ожиданием скорого апокалипсиса: госпереворота и экономического коллапса.
В России отменно судят о прошлом, плюют на настоящее и любят фантазировать о будущем. Прогнозы никогда не были сильной стороной российских политиков, экономистов, общественных деятелей, обычно сводясь к очередным сказочным россказням, где у одних Россия рисуется в качестве страны Кукании, а других – Мордором. Блог Толкователя собрал лишь небольшую часть всего, что предрекали эти люди в конце 2011-го – начале 2012-го
Экономист Михаил Делягин из года в год продолжает неблагодарное дело: описывать скорое будущее. Прогнозы его оказываются далеки от действительности, но он упорно не желает сдаваться. Вот его видение 2012 года:
«Президентом России станет Владимир Путин. Вскоре после его назначения Алексей Кудрин займёт пост председателя Банка России, а нынешнему – Сергею Игнатьеву – подберут какую-нибудь малозначимую синекуру.
После своей инаугурации Путин кардинальным образом пересмотрит личный состав правительства, образованного по итогам парламентских выборов, превратив его в самое короткое правительство в истории России. Дмитрий Медведев возглавит правительство, но уже до конца 2012 года может перейти на новую ответственную работу – председателя Конституционного или Верховного суда с целью личного плотного контроля реформы судебной системы страны».
Американо-российская журналистка Маша Гессен в своей широко разрекламированной книге «Человек без лица: невероятное восхождение Владимира Путина», которая была опубликовано в США, предсказала падение режима Путина в 2012 году:
«Под влиянием массовых протестов россиян против результатов парламентских выборов, которые прошли с нарушениями, премьер-министр Владимир Путин вдруг является неизбежным лидером. Он может думать, что его изберут президентом, в должности которого он находился с 2000 по 2008 годы, и он будет служить на этом посту ещё до 12 лет. Но я, как и многие россияне, думаю, что его режим упадёт до майских выборов, или сразу после них », – отметила Гессен конце декабря 2011 года.
ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ..
История, как водится, повторяется в виде фарса. Мавры снова осаждают Испанию, теперь уже идеологически. Ислам, надо отдать ему должное, как идеология воинственная до предела, выбирает тактику очень современно и своевременно. Когда Испанию можно было сломить и захватить лишь силой — ислам копил (и накопил) эту силу. Когда Испании достаточно для поражения обычной казуистики — зачем напрягаться и затрачивать огромные денежные и людские ресурсы (хотя ислам их не особо и считает), если всё можно сделать с помощью завихрений в испанских головах?
Сыр-бор, как водится, начался с евреев.
А то кто-то сомневался! Сообщение о решении правительства Испании замять былые грешки в отношении евреев (ну, это когда резко закончился «золотой век» — ограблением, изгнанием и насильственным крещением не успевших убраться вон. Впрочем, был еще вариант для еврея сохранить веру предков, правда, перейдя в жаренное состояние) больно ударило по мусульманской общине Испании и мира. Собственно, речь не шла ни об извинениях, ни, упаси Г-споди, о возврате немалого имущества (да и то сказать, отнято было столько, что не расплатишься, бюджет Испании и ЕС и так трещит от разнообразных соцэкспериментов). Желающим того евреям-сефардам просто предложили вернуть испанское гражданство, некогда отнятое у их предков. Первый вопрос мусульман, как обычно был «А нам?!» Слегка опомнившись от хамства испанцев, слуги ислама перешли в активное идеологическое наступление. Тихое блеяние испанских официальных лиц насчет исторической правды и справедливости только раззадорило напористых просителей гражданства. Жалкие попытки напомнить, что, если евреи были стороной пострадавшей, как ни посмотри, то носители ислама отметились на Иберийском полуострове, совсем даже напротив, в качестве завоевателей, успеха не имели. Мусульмане так прочно обжили на Западе статус вечно-обиженных, что согнать их с привычного идеологического насеста уже нереально. Не, ну силой, конечно, запросто, и сила есть, да кто же решится?
Зарвавшиеся мусульмане уже объявили решение испанского правительства (напомню, касающееся исключительно Испании и являющееся ее сугубо внутренним делом) «откровенно бесчестным и дискриминационным» на том основании, что он не касается мусульман. То есть, раз уж, господа, восстанавливаете историческую справедливость в отношении гонимых — пожалуйте те же бонусы вашим собственным гонителям. Применительно к СССР это примерно как дать равные льготы советским ветеранам ВОВ и ветеранам войск СС. Представьте себе картину маслом — ветеранов с обеих сторон, дружно и без очереди отоваривающихся в советском гастрономе. Да, если Испания не поторопится с бонусами потомкам некогда победоносных мавров, ее ждут крупные неприятности — согласно обещаниям этих самых потомков. Особенно раздосадовало мусульман то, что, признав право на гражданство за маранами, испанцы обошли в нем морисков (и, соответственно, потомков тех и других). Объяснюсь — мараны, это перешедшие под страхом смерти в христианство евреи и их потомки. Собственно, слово это переводится с испанского как «свинья», что то ли выражает недоверие к насильно обращенным, то ли является попросту призывом отведать недоступного доселе блюда. Иди знай. За маранами поначалу пристально следили, но потом расслабились и даже стали брать на государственные должности, причем вполне высокие. С одной стороны, уж очень мараны были образованные, видимо, происхождение сказывалось, с другой — вреда короне никогда не чинили и служили исправно и с толком. Во всяком случае, под закон о чистоте крови мараны не подпадали. Иное дело с морисками. Это — потомки крестившихся мавров, мусульман. Именно они, претендуя на должности или воинские звания, обязаны были доказать, что они сами и их родственники не являются потомками мавров. «В его/ее крови есть капля чернил» — такой приговор навсегда закрывал перед испанцем очень многие двери. Фраза означала родство с маврами. Впрочем, испанцы довольно долго пытались сосуществовать с крещеными потомками давно побежденных ими маврами, но дело все равно закончилось поголовной высылкой морисков за пределы страны, аж через 100 с лишним лет после высылки последнего еврея. Мориски (по сути — маврики, пренебрежительный суффикс к испанскому «моро» — «мавр») категорически не желали угомониться, постоянно поднимали мелкие и средние волнения, продолжали молиться по пять раз в день любимому метеориту, и, после захвата ими Гранады и осквернения всех тамошних церквей, испанская корона поспешила избавиться от полумиллиона своих подданных (при всего-то 8 миллионах населения!). Мавриков отправили к единоверцам в Магриб, где они до сих пор трогательно хранят ключи от своих бывших домов на Пиренеях. Будем надеяться, навечно. Таким образом, более, чем вековая история морисков дала европейцам яркий и наглядный пример проживания внутри европейской страны крупной мусульманской общины, даже донельзя вроде бы ассимилированной. Жизнь показала, что на деле никакой ассимиляции не происходят и мавры, мориски и прочие исламскоподданные смирны лишь до поры до времени — пока не ослабнет узда. Сейчас, в 21-м веке, Европы пытается проморгаться от роскошных звезд, плывущих перед ее толерантными глазами после удара старыми, но все еще крепкими и актуальными мультикультурными граблями. Грабли эти хранились в матушке-Европе поначалу только на Пиренеях, поскольку лихой поход мавров на Париж и дальше тогда сумел на корню пресечь великий Карл Мартелл (в переводе «молот», привет Маккавеям!). Тогда — но не сейчас. Упразднение границ по Европе упразднило их как для мусульман, так и для грабель, теперь и те, и те повсюду, местное население не так чтобы очень довольно. Облажавшиеся правительства усиленно делают вид, что так оно и было задумано, но верится им всё слабее.
Заявление Архиерейского Синода
На днях в российских СМИ появились сообщения о том, что президент Российской Федерации В. В. Путин высказался в связи с вопросом о мавзолее и мумифицированного тела Ленина.
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей никак не может согласиться с той формой, в которой ныне передается его мысль, и с выводами, выносимыми в броские заголовки. При кратких публикациях, где исчезает связь, мысль может даже полностью искажаться.
Согласно стенограмме, выставленной на сайте Президента РФ, В. В. Путин отвечал на одно из высказываний на встрече «доверенных лиц», в котором резко критиковалось телевидение в России. В. В. Путин признал, что проблема существует, и обозначил «утрату определенных ориентиров». Ожидая нападки «коллег левых взглядов» и называя «кодекс строителя коммунизма», он далее указал на то, что коммунисты немало заимствовали у «традиционных мировых религий»: «оттуда взято» — «традицию перехватили», причем «грамотно, в соответствии с потребностями того времени».
Время, как известно, было страшное, проливалась кровь.
В сущности, Президент обозначил воровство и обман, которые соответствовали подходу коммунистов к человеческой жизни, и оценка подобного «перехватывания», по нашему мнению, здесь подразумевается. Однако отсутствие прямой оценки в атмосфере свободной беседы обернулось недостатком, открылась возможность оставить в стороне предполагаемые различия, и так недолжным образом сблизить совершенно различные, противоположные вещи — так появился повод утверждать, что В. В. Путин якобы «сравнил» нетленные мощи Святых (а следовательно и их образ жизни) с мумифицированным телом главного «строителя коммунизма», преступная деятельность которого стоила народам бывшей Российской Империи миллионы жизней.
Через это также стала невнятной речь о том, что «нужно вернуться к корням» (каким?), «заняться воспитанием» и «в том числе воспитанием патриотизма на традиционной нашей почве». Какие конкретно «традиции», какой «патриотизм» имеются в виду? Это вопросы, которые беспокоят многих соотечественников, не только в самой России, но и русских людей в зарубежье, не в последнюю очередь наших верующих.
Ясна разница. И верующие, конечно, не ходят «посмотреть» на мощи Святых (тем более, что они под покровами), а молятся Богу, и В. В. Путину известно, что живое присутствие Святых в церковном сознании и общении имеет свое место, иное, чем в коммунистическом восприятии. Мы считаем невозможным приписывать Президенту РФ «сравнение» Киево-Печерских Святых с Лениным.
Приходится сожалеть о том, к чему сейчас привело не достаточно ясное обозначение тех самых нравственных «ориентиров», о которых должна идти речь. Реакция частей общества, хотя и не точная, но все же чуткая, в свою очередь поучительна. Именно: длительная — затяжная — неясность в вопросе о подлинных русских духовных традициях, как видно, не проходит даром. Не хватает четкой нравственной оценки режима, десятилетиями подавлявшего ценность человеческой личности. Это уже более двух десятилетий губительно сказывается на жизни народа, продолжает духовно уничтожать Русь. Не может быть подлинного обновления и возрождения народа и страны без честного осмысления прошлого.
Не может быть оправдано смешение Креста Господня и богоборческой красной звезды. Попытки удержать его не смогут вывести народ на светлый путь живого творчества. Поэтому, как один из малых шагов, мы недавно поддержали инициативу (запрос в Следственный Комитет РФ) для получения оценки деятельности Ленина. Необходимо глубокое осмысление истории России ради очищения ее дальнейших путей от последствий лжи и подмен.
+ Иларион,
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.
+ Марк,
Архиепископ Берлинский и Германский,
Первый заместитель Председателя Архиерейского Синода.
+ Гавриил,
Архиепископ Монреальский и Канадский.
+ Петр,
Епископ Кливлендский, Управляющий Средне-Американской епархией.
Временные члены:
+ Георгий,
Епископ Мэйфильдский, викарий Восточно-Американской епархии.
+ Иероним,
Епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии.
Секретарь Архиерейского Синода:
+ Кирилл,
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский,
Второй заместитель Председателя Архиерейского Синода.
Источник
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: СЛОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ, ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР, ВООРУЖЕННОЕ ПОДПОЛЬЕ И БОРЬБА С НИМ
Вооруженный конфликт на Северном Кавказе – самый кровопролитный в современной Европе. Подполье, стремящееся установить в регионе политическое образование, основанное на шариате (исламском праве), совершает нападения на государственных чиновников и силовиков. До недавнего времени ответные действия властей ограничивались преимущественно жесткими силовыми мерами, направленными на уничтожение подполья и осуществляемыми за счет присутствия значительного силового контингента в регионе, что оставляло мало возможностей для диалога. И хотя такой подход обеспечил некоторый успех, уже за первые девять месяцев 2012 г. погибли как минимум 574 человека – боевики, силовики и гражданские лица, вооруженные столкновения в регионе происходят практически ежедневно, а теракты случаются даже в Москве. Несмотря на начало диалога с умеренными салафитами и попытки вернуть к мирной жизни сдавшихся боевиков, особенно в Дагестане, им препятствуют как противники мягких мер среди силовиков, так и вооруженное подполье. Глубинные причины насилия кроются в межэтнических и внутриконфессиональных противоречиях, неэффективности государственных институтов и недостаточной интеграции региона в состав России. Для того чтобы усилия по разрешению конфликта увенчались успехом, Россия должна выработать и реализовать долгосрочную комплексную стратегию, включающую продуманную национальную политику, содействие внутриконфессиональному диалогу, укрепление государственных институтов и адаптацию бывших членов вооруженного подполья.
После распада Советского Союза в регионе неуклонно растет влияние исламского фундаментализма, в основном салафитского толка. Особенности развития этого течения в отдельных республиках зависели, главным образом, от отношения правительства и силовых структур к консервативным мусульманским общинам, исторической роли религии и этнического состава населения, связей с конфликтом в Чечне и идеологией местных религиозных лидеров. Исламизация заметнее и глубже на востоке, хотя численность и влияние салафитских общин растет и на западе. На востоке острый конфликт между салафитами и приверженцами традиционного ислама, главным образом суфиями, пользующимися поддержкой государства, способствует радикализации салафитов. Большинство салафитов остаются мирными, но их интеграция в социально-экономическое пространство своих республик затруднена. С весны 2011 г. в Дагестане были предприняты попытки преодоления внутриконфессионального раскола путем гражданского диалога и укрепления сотрудничества между религиозными группами. Продолжение этого процесса оказалось под угрозой в августе 2012 г., когда террористка-смертница убила самого влиятельного на Северном Кавказе суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского.
В 2007 г., с образованием «Имарата Кавказ», вооруженное подполье, ответственное за большинство вооруженных столкновений и терактов, не дающих покоя местным жителям, провозгласило себя единой силой с общими целями, методами осуществления операций, коммуникациями, кадрами и источниками финансирования, разрозненные группы боевиков были объединены под центральным командованием. Значительная часть лидеров, стоявших у истоков подполья, уже уничтожена силовыми структурами, им на смену пришли более молодые, менее опытные и менее сплоченные командиры. Они уже в меньшей степени способны устраивать масштабные, демонстративные теракты или вести продолжительные боевые действия против силовых структур, однако пока не отказались от тактики проведения терактов в других регионах России, в особенности на транспорте, как это было в аэропорту Домодедово в 2011 г. и в московском метро в 2010 г. Подавляющее большинство нападений на Северном Кавказе сегодня нацелено на сотрудников силовых структур, представителей региональной власти и официальное духовенство и осуществляется с помощью огнестрельного оружия, самодельных взрывных устройств, а иногда террористами-смертниками.
Борьба с вооруженным подпольем осуществляется главным образом силами МВД и ФСБ, которые делают основной упор на силовые меры. Силовикам предоставлены достаточно широкие возможности для маневра: включая объявление обширной территории зоной проведения контртеррористической операции, где временно ограничены многие гражданские права и свободы. До недавнего времени предполагаемых боевиков, как правило, убивали или задерживали в ходе спецопераций. Для получения информации или признательных показаний в интересах следствия широко применяются пытки, жертвами насильственных исчезновений становятся не только предполагаемые боевики, но и их вероятные пособники или имеющие значительное влияние исламисты, а в отношении членов их семей в некоторых республиках проводятся карательные операции. Такие жесткие меры не могут убедить радикально настроенную часть населения лояльно относиться к российской власти. Напротив, они побуждают новое поколение разочарованной молодежи «уходить в лес», т.е. присоединяться к вооруженному подполью, в поисках возмездия или иного, более справедливого политического устройства.
Многие в российском правительстве осознают ограниченность стратегии борьбы с вооруженным подпольем, которая предполагает исключительно применение жестких силовых методов и уделяет минимальное внимание действиям по завоеванию сердец и умов местного населения. В Дагестане местные власти выбрали другой подход, предполагающий диалог и бóльшую терпимость к умеренным салафитам, а также переговоры с целью убедить боевиков сложить оружие и вернуться к мирной жизни. Аналогичный подход в Ингушетии способствовал существенному улучшению ситуации с 2009 г. Чеченские власти тоже не ограничиваются лишь жесткими силовыми методами, но используют совершенно иной подход, насаждая суфийский ислам, при этом искореняя салафитскую идеологию и применяя крайне жесткие меры против предполагаемых боевиков, а зачастую и против их пособников.
Этот, второй, доклад нового проекта Международной кризисной группы по Северному Кавказу анализирует исламский фактор: рост фундаментализма, радикализацию части общин, вооруженное подполье и борьбу государства с ним. Этот доклад составляет единое целое с первым докладом, который публикуется одновременно с ним и в котором анализируются этнические и национальные группы в регионе, их претензии и разногласия, в том числе более подробно рассматривается чеченский конфликт. Следующий, третий, доклад будет посвящен государственной региональной политике, качеству государственного управления и развитию местной экономики, а также будет содержать рекомендации.
Москва/Стамбул/Брюссель, 19 октября 2012 г.
Мюнхен 1970—1972: кровавая олимпийская бойня и предшествовавшая ей вакханалия антисемитского террора
Олимпиада и неонацисты
В одной из прошлых статей речь шла, в частности, о том, какими надуманными «сенсациями» журнал «Шпигель» заполняет «летнюю дыру». Одной из таких «сенсаций» стала информация о том, что на Олимпиаде в Мюнхене палестинским террористам, оказывается, вовсю «помогали неонацисты». Теперь эта же «информация» с подачи «Шпигеля» в статье, посвященной захвату заложников 40-летней давности, стоит на видном месте и в левой Википедии, в начале статьи о захвате заложников. Сразу вслед за этим, еще до описания всех событий, следует указание на то, что в ходе операции возмездия «Гнев Б-жий» нехороший Моссад убил как минимум двух невинных жертв. Обычно в качестве невинной жертвы всегда приводят пример марокканского официанта Бучики, которого агенты Моссада приняли за Саламе, хотя давным-давно известно, что Бучики тоже был членом «Черного сентября»). В качестве единственного примера помощи неонацистов приводится тот факт, что киднепперам помогал некий Вилли Поль, немецкий националист, который снабдил их поддельными паспортами и возил главаря банды Абу Дауда по Мюнхену и на конспиративные встречи во Франкфурт и Кельн, сам в этих встречах не участвуя и не зная даже, для чего именно Абу Дауд приехал в Германию. Эта информация перетиралась «Шпигелем» и другими СМИ, ссылавшимися на него, несколько недель, причем нигде даже не упоминается, в какой именно неонацистской организации состоял Поль.
Между тем, вся эта «сенсационная» информация известна уже давным-давно. Вилли Поль, давно выбывший из среды экстремистов и ставший довольно успешным писателем, об этом эпизоде своей биографии рассказал еще в 1979 г. в вышедших в Швейцарии под псевдонимом Плесс мемуарах «Ослепленный. Из подлинных записок террориста». С Абу Даудом его познакомил вор, террорист и грабитель банков Удо Альбрехт, которого тоже скорее можно отнести к левым террористам, чем к правым. В 1970 году Альбрехт вместе с другими немецкими левыми в тот самый «черный сентябрь» воевал на стороне Арафата против правительственных войск Иордании, попал в плен и был вызволен оттуда специально прилетевшим за ним главой немецкого МИДа Вишневским.
Позже Поль писал сценарии для ряда сериалов, с успехом шедших по немецкому телевидению, таких, как „Großstadtrevier“ и „Tatort“. Правда, хотя роль Поля в Мюнхене-72 сводилась лишь к тому, что он возил Абу-Дауда по Германии и помог ему добыть фальшивые документы, позднее он действительно участвовал в организации новых терактов палестинцев. По заданию главы разведки ООП Вилли Поль должен был подготовить захваты заложников в Кельнском соборе и ратушах крупных немецких городов. В конце октября 1972 года Поля и его сообщника Абрамовского задержали в Мюнхене и нашли у них автоматы, ручные гранаты и другое оружие, происхождение которого свидетельствовало об их причастности к деятельности палестинских убийц. Кроме того, у них было найдено письмо с угрозами расправы от «Черного сентября», адресованное следователю, который вел расследование по делу трех выживших террористов, взявших в заложники израильских спортсменов. Однако, несмотря на все доказательства, Вилли Поля осудили только за незаконное хранение оружия и приговорили в 1974 г. к двум годам и двум месяцам тюрьмы, которые он уже успел к тому времени отсидеть. Выдвинутое против него обвинение, что он хотел с помощью шантажа вызволить из тюрьмы вышеупомянутого Удо Альбрехта, доказать не удалось. Уже через 4 дня после приговора Поль вышел из тюрьмы и смылся в Бейрут, где, впрочем, вскоре посвятил свою жизнь писанию детективов и политтриллеров.
А между тем, есть куда более интересные фигуры и организации, роль которых в событиях сентября 1972 г. малоизвестна, не прояснена или проясняется только сейчас. В частности, буквально пару недель назад были рассекречены документы следствия, дипломатические депеши, а также протоколы заседаний правительства Германии, которые от администрации канцлера, федеральной и баварской Ведомств защиты конституции, а также министерства иностранных дел получил тот же «Шпигель».
Читая эти документы, порой хочется протереть глаза и спросить: эти люди и вправду были такими идиотами или их кто-то подкупил?
Read More
Православие и идеал государства
Вот что сказал сегодня на выставке-форуме «Православная Русь». Буду рад откликам.
Прот. Всеволод Чаплин
Антицерковная кампания, развернувшаяся в этом году, не достигла цели. Православные верующие не только не «прогнулись» перед лицом беспрецедентного давления, не только не отказались от утверждения своего общественного идеала, но и научились формулировать его в ясных, кратких, ярких словах, а главное – в действиях.
И именно в этот год, когда мы празднуем 1150-летие Российской государственности, настает время сказать о том, какой идеал государства свойствен православной традиции, православному миропониманию. При этом стоит оговориться, что некоторые богословы прошлого века, пытаясь приспособиться к навязанным западными элитами идеологемам плюрализма, эгоизма, потребительства и «деидеологизации», попытались от этого идеала отказаться. Но сегодня сама жизнь показывает нам, что именно целостное, последовательное православное понимание государственности, выстраданное двадцатью веками христианской истории, предоставляет нашей цивилизации единственный шанс выжить, остаться самой собой и принять решающее участие в переустройстве мира.
Православный человек в своих мыслях и поступках стремится к Царству Божию, желает быть его подданным, гражданином Неба. Он знает, что это Царство недостижимо на искаженной грехом нынешней Земле; более того, он знает, что зло в мире в конце концов восторжествует. Но в любых своих поступках он стремится делать все, чтобы земная жизнь была, насколько возможно, устроена по тому образу Божия Царства, который Сам Господь нам открыл через Священное Писание Нового Завета и церковное Предание.
Это царство иерархично. Оно предполагает единоначалие. В нем нет никакого «плюрализма истин», оно подразумевает единственность правды и осуждение лжи. В этом царстве занимают более высокое положение те, кто послужил Богу и людям. В нем вряд ли будет много людей, живших по преимуществу для себя, но ближе всех к Богу станут те, кто исполнил Его заповеди: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32); «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 44); «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Наконец, в него не войдут все, кто желал, но оказался недостойным. Многие остались вне этого Царства, и Царь Царей – Господь – на Своем суде не допустил их туда, даже если они хотели войти. Для этих людей закончилась свобода, они обречены на вечное наказание.
Read More
Тип государства как производное от этнографии семейных отношений
Почему англичане и американцы без построения нации успешны в мире, а немцам и японцам для этого пришлось строить нацию? Почему русские вынуждены вечно прозябать в омуте имперскости и что нас роднит с южноевропейцами? Французский политолог Тодд выводит ответы на эти вопросы из этнографии семейных отношений в стране.
Очередной «Русский марш» вновь заставил образованную публику спорить о национальных перспективах в стране. Можно ли построить русскую нацию и чем нам это грозит? Будет ли она в этом случае успешна? И с какого бока вообще приступить к нацбилдингу? Как это обычно бывает в России, интеллигенция напрасно расшибает лбы – ответы на эти и другие вопросы давно уже есть: в академическом западном мире. Чуть приподнимемся над «борьбой нанайской мальчиков» и посмотрим, какую трактовку даёт, к примеру, французский политолог Эммануэль Тодд в своей книге «После империи. Pax Americana – начало конца» (изд-во «Международные отношения», 2004 г.)
Книга Тодда процентов на 80 посвящена описанию оснований американского государства. Для ответа на поставленные выше вопросы Тодд отвёл не так много страниц, но и этот материал выглядит исчерпывающе. Французский политолог сначала кратко говорит, что объединяет демократии и полудемократии в эпоху модерна (к последним он относит Россию, Японию и Турцию) – высокий уровень грамотности, идущая на спад рождаемость, политическая активность масс – сопровождаемая растерянностью и насилием в переходный период. Но вот почему на этом общем фундаменте образуются различные подтипы демократических режимов? Тодд тут отвечает примером доминирующего варианта семейных отношений в той или иной стране.
«Семейные системы крестьянства, оторванного от привычной среды в результате модернизации, были носителями самых различных ценностей: либеральных и авторитарных, эгалитарных и неэгалитарных. Затем именно они стали строительным материалом для формирования идеологий периода модернизации.
-Англосаксонский либерализм перенёс в политическую область идеал взаимной независимости, который был характерным для отношений между родителями и детьми в английской семье, где также отсутствовало равенство между братьями.
-Французская революция преобразовала либерализм взаимоотношений между родителями и детьми и типичный для крестьян Парижского бассейна XVIII века эгалитаризм в отношениях между братьями в универсальную доктрину свободы и равенства людей.
-Русские мужики обращались со своими сыновьями одинаково, но оставляли их под своей властью до собственной смерти, будь они женатыми или нет: идеология русского перехода к современности, коммунизма, была таким образом не только эгалитарной, как во Франции, но и авторитарной. И эта формула была принята повсюду, где доминировали семейные структуры русского типа: в Югославии, Вьетнаме и даже нескольких европейских регионах – Тоскане, Лимузене и Финляндии.
-В Германии неэгалитарные и авторитарные ценности семейного рода, который назначал в каждом поколении одного-единственного наследника, обеспечили мощный подъём нацизма. Япония и Швеция представляют собой смягчённые варианты этого антропологического типа.
-Структура арабо-мусульманской семьи позволяет объяснить некоторые аспекты радикального исламизма, который, будучи такой же переходной идеологией, как и другие, характеризуется уникальным сочетанием эгалитаризма и общинных начал, причём сочетанию этому никак не удаётся достичь уровня этатизма. Этот специфический антропологический тип помимо арабского распространён в Иране, Пакистане, Афганистане, Средней Азии и на части территории Турции. Униженное положение женщины в этом семейном типе является его самым очевидным элементом. Он близок с русской моделью в его общинном типе, объединяющей отца и женатых сыновей, но и заметно отличается от неё в силу эндогамных (близкородственных) браков между двоюродными родственниками. Такие браки вносят в семью весьма специфические отношения авторитарного типа. Отношения отец-сын не являются подлинно авторитарными. Обычай берёт верх над отцом, и горизонтальные связи между братьями приобретают решающее значение. Система не поощряет уважение к власти вообще и власти государства в частности.
Read More
Новость или вброс? Мифы и реальность интернета
Должен ли священник давать комментарий СМИ, если от любого неосторожного слова может вспыхнуть новый информационный конфликт? Что делать, если ваша епархия оказалась втянута в неприятную историю с участием прессы? Для того чтобы грамотно действовать на медийном поле, нужно знать, как оно устроено. О том, как рождается и функционирует информация в интернете, говорили на фестивале «Вера и слово» участники круглого стола «Чем новость отличается от вброса?»
Интернет под микроскопом
В последнее время об информационной ситуации интернете говорят, используя военную терминологию. Как же выглядят «военные действия» с точки зрения специалиста?
Игорь Ашманов, специалист в области искусственного интеллекта и интернет-технологий, рассказал, что его компания осуществляет является мониторинг СМИ с использованием современных технологий, которые, позволяют обнаружить появление новой темы и дают возможность следить за ее развитием. Делается это с помощью продвинутых поисковых систем, дающих возможность не только анализировать огромные массивы информации, но и распознавать ее эмоциональную составляющую, проще говоря, понимать, как оценивают в интернете определенную персону или событие — ругают, или хвалят.
Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости [2]
Ругают не только политиков
По наблюдениям специалистов в интернете гораздо чаще ругают, чем хвалят. Среднее соотношение комплиментов и критики обычно 1:2. Так что, если вас в два раза чаще ругают, чем хвалят, радуйтесь — вы человек среднестатистический.
Когда речь заходит о политике, критические суждения встречаются в соотношении 7:1. Единственная область обсуждений, где комплименты преобладают над критикой —шоу-бизнес.
Большие данные
Специалист рассказал гостям фестиваля «Вера и слово» о том, что такое «большие данные» и выводах, которые можно сделать с их помощью. Анализ значительных массивов информации позволяет увидеть гораздо больше, чем видно обычному пользователю. При таких исследованиях как с высоты птичьего полета, открываются новые подробности и соответствия.
Например, изучая «творчество» отдельного блогера в контексте информации всего интернета можно, узнать о его склонности к рекламным постам, которая совершенно незаметна «невооруженным глазом». Можно увидеть оригиналы и копии, сообщений, найти источник информации и выяснить периодичность ее появления.
Игорь Станиславович заметил, что когда сотрудники его компании начали заниматься изучением блогосферы, они с удивлением заметили, что изнутри Интернет выглядит несколько иначе, чем представляется снаружи.