Попса. Часть 2

«Лесоповал» «Я куплю тебе дом» (1993)

Это тот случай, когда я пишу, не «застав» (лично, в воспоминаниях) саму песню. Но общее впечатление от только-только включённого «шансона» («про зону и тюрягу, про всё что русскому положено») помню. «Вот они, значит, нам чего». С тех пор поганому «шансону» только выкручивают ручку громкости — громче, громче, ГРОМЧЕ. «Ничего не должно быть, кроме шансона».

Песню я услышал после двухтысячного, в азерботском кабаке. Оказалось — песня про лоховское счастье.

Олег Газманов «Офицеры» (1993)

Слышал впервые на «альфовском» собрании не помню в каком году, но поскольку песня долгоиграющая и к тому же рассчитана на определённую аудиторию, в данном конкретном случае это не столь важно.

Начнём с формального. Текстовка кажется халтурной до крайности: «по натянутым нервам я аккордами веры эту песню пою» — это кажется написанным левой ногой. Да и рифмы через три строчки не украшают.

При этом текст, где надо, очень продуманный, это видно по деталькам. Например, последняя строчка припева – «пусть свобода воссияет, заставляя в унисон звучать сердца». Вообще-то сердца стучат, а не «звучат». Но поскольку слово «стучать» у нас понимается более чем однозначно, а уж среди военных и подавно, его заменили на «звучат».

Или, скажем, отсылки к культурному контексту. Например, «уходят ребята, растворяясь в закатах». Это сознательная отсылка к туристско-бардовскому репертуару. А «офицеры, матерей пожалевших» — это тоже отсылка, только уже к блатной песне, с её сквозной темой «мамы, которая ждёт сына» — равно как и специфическая псевдорелигиозность.

Особенно же замечательно это «офицеры, россияне»: чётко построенная формула, разрушающая устойчивое словосочетание «русский офицер», выжившее даже при совке и в перестройку начавшее входить в оборот. Поскольку наверху было принято решение, что со словом «русский» допустимы только негативные коннотации [1], то, разумеется, офицеры чуть ли не первые стали «россиянами», и прописал их в таком качестве именно Газманов. Read More

Попса. Часть 1

Я начал было писать этот постинг, когда увидел в сети вот этот список самых топ-топ-топовых попсовых песенок, с 1991 по 2011 годы. Потом писать расхотелось (уж больно тема противная), но потом в дневнике одной милой женщины я увидел вот эту ссылку (с комментарием «вот где ад»), и понял, что темы не избежать.

Чтобы два раза не вставать — скажу несколько слов о попсе как таковой. Попса – во всяком случае, в России — является инструментом государственной пропаганды. Нужна она для внедрения и закрепления, а также изучения и диагностирования определённых общественных настроений. Не мыслей, не идей – этого в попсе нет – а именно настроений. Которые попса не то чтобы даже вызывает, а, как бы это сказать, легализует. Потому что если о чём-то поётся в популярной песенке, значит, это МОЖНО. Не «можно делать», это совсем другая тема, не «можно думать», это иногда даже и вредно – можно ЧУВСТВОВАТЬ. Можно испытывать и выражать определённые чувства, «никого не боясь, ничего не тая».Правда, для того, чтобы понять, какие именно эмоции были легализованы и продвинуты той или иной попсовой песенкой, нужно хорошо чувствовать (повторяю, чувствовать!) время, когда она стала популярной. Сколько-нибудь правильно рассуждать на эти темы может человек, который лично застал появление очередной песенки на свет и помнит свои тогдашние (не сегодняшние!) впечатления по этому поводу. «Иначе никак».

Короче говоря, я собрался написать про те песенки, которые попали в список самых-самых и которые я помню. Помню – в смысле, не «слышал сейчас», а слышал тогда и запомнил, вместе с впечатлением.

Итак. В списке – 99 вокально-музыкальных, так сказать, композиций. (Песнями или музыкой это называть не хочется). Большую часть этого добра я вообще никогда не слышал и не стремлюсь. Меньшую – слышал сильно позже, чем нужно. И только некоторые оставили в памяти достаточно заметный след, чтобы иметь возможность на эту тему высказаться. Read More

Как Еврорадива у меня интервию брало

Вышел на меня через Иносми.бу журналист Еврорадива Павел Свердлов. Записали мы с ним интервью по скайпу.

Думаю, имею право транскрипт выложыть, хуле.

Вспомнить «свои» отборы на «Евровидение» мы попросили Александра Зимовского, возглавлявшего Белтелерадиокомпанию с 2005 по 2010 год. Сейчас бывший чиновник ведет собственный  сайт «Иносми» и работает медиаконсультантом в Санкт-Петербурге.

Александр Зимовский: «На „Евровидении“ при мне отправили трех конкурсантов: Диму Колдуна, Руслана Алехно и Петра Елфимова. Полину Смолову успели выбрать еще до меня. Все трое упомянутых исполнителей были выбраны в соответствии со стандартами „Евровидения“. То есть это лучшее, что у нас было на тот момент.

Колдун взял 6-е место, и это целиком заслуга его, Белтелерадиокомпании и команды, которую в качестве продюсера возглавлял Филипп Киркоров».

Еврорадио: Ну, к Колдуну вопросов нет. А остальные двое?

Александр Зимовский: «У Алехно шансов было мало, потому что как раз изменился формат конкурса. Он вылетел из финала, куда, по старым правилам, попал бы автоматически благодаря успеху Колдуна. И я даже накануне конкурса писал президенту письмо о том, что нам ничего не светит. Чтобы там не было атмосферы завышенных ожиданий.

Елфимов хотел работать только со своим продюсером. Это противоречило условиям его контракта с БТ, и мы имели право вообще „выкинуть“ его из конкурса, как человека, который отказался подписать договор. Но по просьбе из Администрации президента мы пошли ему навстречу. Разве что предупредили, что, если дела пойдут плохо, все стрелки переведем на них, и будет скандал. Так и произошло.

Кстати, еще после провала ОНТ в 2010 году нам предлагали забрать конкурс назад. Я отказался. Не знаю, зачем БТ снова „повелось“, люди ведь опытные».

Еврорадио: Всегда ли вы на 100% были уверены в цифрах, которые высвечивались на экранах в конкурсной студии?

Александр Зимовский: «Я никогда не контролировал процесс голосования. Там были комиссии, жюри, которые „варились“ в своем котле, и соответствующие технические решения. Мое дело было — организационно обеспечить все обстоятельства. А кого выберут, может ли он (или она) петь — это меня никогда не беспокоило».

Еврорадио: Что вы можете сказать о продюсере Дмитрии Баранове, которого обвиняют в фальсификации результатов «Еврофеста»?
Read More

1 2