Action directe: замалчиваемый опыт полномасштабной городской герильи

«Аксьон директ» и ее место среди европейских боевых групп 60-х—80-х годов

Прежде чем перейти к причинам создания АД, нужно кратко описать сложившуюся политическую обстановку во Франции после 1968 года. Несмотря на все разговоры о «демократичности» французского государства в то время, конец 70-х—начало 80-х годов ознаменовались откровенно расистскими антииммигрантскими репрессиями, подавлением рабочих забастовок и массовыми увольнениями, продолжающейся агрессивной неоколониальной политикой в Африке (например, вторжением в Чад в 1983 году), открытым блокированием Франции с политикой НАТО в «холодной войне» и ее постоянной военной и финансовой поддержкой действий США и Израиля (например, в Ливане, Намибии, Анголе, Никарагуа), негласными связями французского правительства с расистами из ЮАР. Еще свежа была память об откровенно фашистских методах расправы над мирным населением Алжира, примененных голлистами во время неудавшегося им подавления национально-освободительной революции — об «эскадронах смерти» и массовых пытках, а также об откровенной травле всех противников войны в самой Франции (при этом никто из власть имущих и не думал ни в чем оправдываться!). Единство французского, американского и израильского империализмов (при том, что с 1981 года у власти находились т.н. социалисты, а с 1983 года — и коммунисты!) впервые начало представлять собой свершившийся факт. Стоит прибавить, что французские спецслужбы всегда были самыми верными проводниками неоколониальной политики «первого мира», и они до сих пор остаются самыми жестокими и безжалостными в Европе — далеко не случайно они принимали самое тесное участие во всех переворотах в Мавритании (где Франция негласно поддерживает натуральное рабовладение!), в развязывании недавней гражданской войны и свержении законной власти в Ливии, не говоря уже об их зловещей роли в продолжающемся конфликте в Сирии. Не менее важным на тот момент также было то обстоятельство, что реальная левая политика во Франции оказалась полностью дискредитирована — «старые» левые успешно разделили власть с «социалистами», а «новые» левые так и не смогли предложить им внятной альтернативы. Огромное число былых героев-леворадикалов мая 1968 года открыто предавали идеи своей юности, интегрируясь в большую политику: Анри Вебер, Андре Глюксманн, Серж Жюли... Что хуже того, большинство их фактически передало классовому врагу мощнейшее оружие, переработав часть своих былых левых идей и использовав их для укрепления господствующей буржуазной идеологии в ходе неолиберальных реформ. Сформировавшийся буржуазно-реакционный консенсус с участием социалистов, коммунистов и бывших радикальных левых не оставлял никакой возможности бороться против империализма в легальном поле, а французские спецслужбы продолжали избавляться от опасных участников молодежной левой «автономной» среды. Идеи прямой вооруженной борьбы со лживым буржуазным, латентно расистским, империалистическим государством по примеру РАФ и «Красных бригад», а также вооруженной поддержки борьбы народов «третьего мира» набирали все большую популярность. Сыграло свою роль в то время и освобождение от иллюзий многих левых во всем мире после инспирированного буржуазией военного переворота против прогрессивного режима Альенде в Чили в 1973 году, когда всем радикальным социалистам стало ясно, что никакого мирного пути к социализму отныне не существует; участница АД Жоэлль Оброн в одном из своих последних перед смертью интервью по этому поводу даже заявила, что после прихода к власти Пиночета говорить о каком-либо мирном пути для революционеров стало «просто безответственно»[16].

На этом фоне создание координационной сети АД в конце 1978 года участниками антифранкисткого ультралевого течения МИЛ-ГАРИ вместе с «неортодоксальными» маоистами из организации «Интернациональные бригады» (Brigades Internationales), которые к этому моменту провели ряд успешных боевых операций, среди которых выделяются казнь посла Боливии, генерала Хоакина Сентено Анайя, причастного к преследованию и убийству Че Гевары, а также приведенный в исполнение смертный приговор палачу уругвайских «Тупамарос» полковнику Трабалю, и «автономами» из группы НАПАП (NAPAP, Noyaux Armés pour l’Autonomie Populaire – «Вооруженных ячеек народной автономии»), в 1977 году казнивших сотрудника службы безопасности «Рено» за хладнокровное убийство маоиста Пьера Оверню в 1972 году, вполне отвечало тогдашним тенденциям леворадикального движения в Западной Европе, чьими идейными и организационными ориентирами были «Красные бригады» и РАФ, с той поправкой, что французские городские партизаны прекрасно понимали — действовать им придется в условиях очередного кризиса капиталистической модели и надвигающейся волны реакции. Необходимость объединения радикальных левых, ведущих прямую борьбу с капиталистическим государством, тогда прекрасно осознавалась всеми вооруженными левыми группами Франции.

Read More

«Ponayexali!», или британский полонез

«Британию сметет волна польских иммигрантов!» – заходились газетные заголовки в 2004 году. «Не беспокойтесь, – с уверенной и чуть снисходительной, как всегда, улыбкой заявляло своим гражданам правительство Великобритании, – все под контролем: наши аналитики предсказывают не более тринадцати тысяч польских иммигрантов в год».
Ошиблись и те, и другие.

За последние годы имела мес­то несомненная «славянизация» Британии. Стали привычными понятные славянские слова, так часто звучащие на британских улицах (даже в глубинке), объявления на поль­ском в британских бан­ках, польские магазины, рес­тораны. Польские строители, слесари, официанты. Польские иммигранты стали героями британских комедий и анекдотов. Вот, например такой, о непроизносимости польских фамилий, рассказанный мне англичанином: «Ре­шил поляк проверить зрение. Окулист просит его прочесть буквы первой строчки: WZZWYCSK. «Буквы первой строчки? Да я этого парня знаю!»

Но не все так безмятежно. Полякам в Альбионе приш­лось узнать и эксплуатацию, и унижения и привыкнуть к выкрикам «Go home!». Крича­ли это зачастую те британские «островитяне», которым «бенефиты» обеспечивали при­ятное времяпрепровождение практически в течение всей жизни, только изредка преры­ваемое прогулкой в Job Cent­re. За эту прогулку госу­дарст­во предоставляло им достаточно, чтобы они могли продолжать излюбленное солодово-холестериновое питание и платить за SkySport – эдакий современный вариант древне­римского «хлеба и зре­лищ». Естественно, они за­бес­покоились, что придется де­литься с «понаехавшими».

Но их стра­хи оказались нео­боснованными. Огромное большинство польских иммигрантов не стало выстраиваться за «бенефитами», а засучило ру­кава и взялось за работу.

И облегченно вздохнули по­жизненно безработные груди под хорошо растянутыми спор­тивными куртками hoody: их содержание составля­лось в том числе и из налогов мигрантов.
Read More

Наполеон в Москве

Русские не понаслышке знали, что такое имущественные споры, пьяные дра­ки и сексуальные домогательства, сопровождающие солдатский постой среди мирного населения. Но то, что случилось в Москве в 1812 году, вышло за все возможные рамки. Великая армия, на тот момент состоявшая из 100 000 солдат64, вошла в город во всем своем грозном блеске, но дисциплина в ней вскоре ослабла. Почти мгновенно она распалась на группы, которые рассыпались по огромному городу, грабя дома и нападая на мирных жителей. Солдаты объедали и раздевали население. Голодные, грязные и оборванные, они поразили русских, которые все французское считали утонченным, а все военное — парадным65.

В своих кампаниях войска Наполеона обычно относились с уважением к вражеским офицерам и мирным представителям знати и старались соблюдать приличия в чужих городах. Однако отсутствие продовольствия превра­тило мародерство в неизбежную и постоянную составляющую их походов, а там, где, по их мнению, было много бандитов и невежественных реакционеров (например, в Вандее, Италии и Испании), они действовали совершенно безжалостно66. Безблагодатные, почти безлюдные земли, заброшенные и сгоревшие деревни убедили их — как немцев в Первую мировую — в том, что Россия — дикая, варварская страна67. Они были измотаны своим марафонским походом, в особенности после бородинского кошмара, и надеялись восстано­вить силы в Москве, насладившись всеми благами цивилизованного города. Обнаружив, что москвичи покинули город и, по-видимому, подожгли его, французские солдаты оставили всякую надежду и утвердились в своем мне­нии о дикости русских.

Наполеон нередко сомневался — наносить ли ему удар по режиму завое­ванной страны или сотрудничать с ним; в России было иначе. У него не было стремления осуществить здесь революцию; только отступление русской армии заманило его в самое сердце страны, и он добровольно лишился мощного оружия, решив не провозглашать отмену крепостного права68. Тем не менее, когда общественный порядок и основы городской жизни были разрушены, москвичи претерпевали при французах те же ужасы и страдания, которые выпали на долю Европы в революционных потрясениях XVIII—XIX веков69.

Как только французская армия вошла в город, она немедленно принялась за грабежи, и Наполеон был так обеспокоен крахом военной дисциплины, что вместо того, чтобы остановить мародерство, всего лишь приказал армейским корпусам грабить по очереди70.
Read More

Расцвет гомосексуализма в России в начале ХХ века

Госдума приняла в первом чтении закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Как обычно в последнее время, любая консервативная инициатива оправдывается некой «традицией». Но если бы думцы знали: традиция прошлой России – это как раз безудержный гомосексуальный разврат.

Очень плохо, что в России совсем не изучают историю обе противостоящие друг другу стороны: ни креаклы, ни автохтонная бюрократия. А знали бы – слились в экстазе (уж по вопросу гомосексуализма – точно).

Обратимся к прекрасному исследованию американского историка Дана Хили «Гомосексуальное влечение в революционной России».

Пусть вас не смущает название книги – Хили в своей книге очень долго подбирается к самой Революции. Он начинает описание гомосексуальных практик в России с середины XIX века, показывая, что они были обыденной частью общества. А в 1917 году новые власти лишь узаконили то, чему предавались миллионы сограждан.

Американский историк говорит, что бурный расцвет гомосексуализма в России был вызван крепостничеством. «Однополый эрос между мужчинами отражал модель доминирования и подчинения», – пишет он. И если в сельской местности мужеложество оставалось скрытым от посторонних глаз, то в российских городах особо никто не таился.

Хили подробно описывает т.н. «Артель развратников» – фактически гильдию профессиональных гомосексуалистов, практиковавшую в больших городах. «Артельщики» были в основном сосредоточены в банях. Исследованием этой гильдии занимался врач-венеролог Тарнавский. Он даже несколько идеализировал профессиональных гомосексуалистов: «Молодые банщики (кинеды) очень сообразительны, что сумели сделать бани местом хорошего заработка. Ещё снисходительнее простой человек относится к предложению врождённых или старческих кинедов. Три четверти банщиков за деньги соглашаются быть активными педерастами». В мужской проституции Тарнавский видел экономические начала, точнее – ужасающую бедность, толкавшую низшие сословия к продаже своего тела. В книге приводится множество полицейских отчётов 1870-90-х годов, вот некоторые выдержки из них:
Read More

Польское восстание 1863г. как вражеское нашествие

Кровавое подавление польского «мятежа» вызвало неблагоприятный для России международный резонанс. Франция, Англия и Австрия трижды — в апреле, июне и августе 1863 года — одновременно посылали дипломатиче­ские ноты в Петербург, требуя уступок восставшим и мирного решения поль­ского кризиса49. Согласованные действия трех держав, а также осуждение российской политики в печати и парламентах других европейских стран освещались в патриотической прессе под знаком застарелой враждебности Запада к России. Как писали обе газеты, Европа берет под защиту Польшу — свой верный аванпост в славянском мире, — чтобы подорвать престиж Рос­сийской империи, лишить ее статуса великой державы и даже захватить ее земли. Этот стандартный конспирологический подход афористично сформу­лировал славянофил Ю.Ф. Самарин в своей программной статье в газете «День». «В отплату за расчленение Польши, — писал он, — Европа призывает теперь к расчленению России»50. Хотя Катков и Аксаков прекрасно разбира­лись в международной политике и знали о непримиримых разногласиях между европейскими странами, обе газеты рисовали Запад как монолитного противника России.

После получения первой серии нот европейских держав перспектива войны с Западом стала широко обсуждаться и в образованном обществе, и в официальном Петербурге. Многие опасались, что вслед за «дипломатиче­ским походом» на Россию последует военное вторжение Англии и Франции и что Январское восстание — это лишь прелюдия к большой европейской войне51. «Мы должны быть готовы к войне, наша кровь уже льется», — вос­клицал Катков52. Аксаков уверял читателей, что простой народ уже «гото­вится к войне с воодушевлением»53. Понятно, что в такой обстановке ассо­циации с 1812 годом получали новое оправдание. Франция потому поддер­живает Польшу, подогревая ее надежды вновь отнять у России Западный край, писал Катков, «что вместе с этим была бы отмщена гибель Великой ар­мии в 1812 году — неизгладимое пятно в истории бонапартизма»54. Объясне­ние «мятежа» подстрекательством Запада, особенно Франции, стало излюб­ленным приемом патриотической прессы. В этом контексте возродилась традиционная тема польского вероломства, циркулировавшая в русской ис­ториографии по крайней мере со времен Карамзина55. Катков «напоминал» своим читателям, что и в 1812 году Польша «предала» Россию: «Завоеватель, пред которым пала вся Европа, обратил против нас все ее силы. Польша от­крыла ему путь внутрь нашей земли, билась с нами под его орлами, и вместе с ним присутствовала при московском пожаре».

В антипольской пропаганде периода «мятежа» поляки парадоксальным образом представали одновременно и «предателями», и «завоевателями».
Read More

Окаянный город

Если мне скажут, что Окаянного города на земном шаре нет, я буду утверждать, что это — неправда. Такой город существует, и не моя вина, что, по недоразумению, он называется иначе

***********

И праздников в жизни окаянских культурных людей было гораздо больше, чем будней. Еще два-три месяца, когда пристав и священник объезжали тундру, скучный остяк так или иначе отнимал время и труд их. Выезжали из тундры, и скучные дела прекращались. Особенно широкий праздник начинался в Окаянном городе, когда трехмесячная ночь спускалась над землей.

Пили и напивались в одиночку, но чаще вместе, так как кружок держался дружно. Тогда пристав, толстенький, маленький человек, причесывавший свои редкие волосы на левый висок, как у губернатора, рассказывал свои бесконечные истории про архиереев и губернаторов, с которыми, по-видимому, он был в самых близких отношениях. В конце рассказов выходило, что не будь придворных интриг, он, пристав, не сидел бы в этой чертовой яме, а был бы уже советником, а может быть и правителем канцелярии.

Его помощник с резким остяцким типом лица, летом ловивший рыбу, а зимой точивший подсвечники из мамонтовой кости, обыкновенно молчаливый, неизменно приходил в бешенство и порывался драться.

Управляющий окаянскою почтой, длинный и унылый чахоточный человек, играл на гитаре, пел «Я лечу под парусами» и рассказывал романтические истории из своего прошлого. Доктор или плакал и лез со всеми обниматься, или весело смеялся. Священник всех угощал, пил больше всех и был трезвее всех.
Read More

Утонувшее десятилетие, или Что произошло, когда умер Брежнев

Нижеследующий текст посвящен одной теме – 1980-м годам. Автор не собирается «переоткрывать» это десятилетие, вводить на него моду или беззастенчиво предаваться ностальгии и лирическим воспоминаниям. Столь же чужд ему и подход чисто теоретический, историософский, идеологический. Это просто частные наблюдения частного человека, который жил в те годы, живет сейчас и имеет возможность сравнивать, рассуждать, комментировать, анализировать. Разные стороны 1980-х – как они сохранились в памяти, как они видятся сейчас, каковы культурные механизмы и жизненные практики, имевшие место в те годы, – вот об этом я попытаюсь рассказать по ходу ретроспективной экскурсии.

1. Хронологические рамки черной дыры

Но почему 1980-е? Прежде всего автор подсознательно стремится к тому, чтобы загладить некоторую – пожалуй, даже вопиющую – несправедливость. Энтузиастические 1960-е воспевают и проклинают с неослабевающим воодушевлением. Сиреневые советские (и развеселые, в блестках глэм-рока, западные) 1970-е во многом еще не закончились; по крайней мере, они доигрываются в бесконечных цитатах из «Семнадцати мгновений весны» и невыносимых камбэках пузатых стариков из «Deep Purple» и «Pink Floyd». 1990-е... Ну, с этими все в порядке – они вообще не закончились; нынешняя российская идеологическая машинка знает только одну мелодию: «Как славно, что мы не в 1990-х!». Да и весь мир до сих пор дожевывает последствия распада СССР, Югославии, Грузии, геноцид в Руанде и так далее. А вот то, что происходило с 1980-го по 1990 год... нет, конечно же, с 1979-го по 1991-й... нет, с 1982-го по 1986-й... – уже сама путаница с хронологическими рамками, невозможность установить, когда же это десятилетие началось и когда кончилось, заставляет задуматься: в чем же трюк, куда они подевались, 1980-е?

И действительно, куда? Если говорить о нашей Родине, в широком, советском, смысле – то куда? Проблема, как выражаются историки, «хронологических рамок периода» явно преобладает над проблемой его, как говорят те же самые историки, «периодизации». Определить временные границы – значит, уже что-то сказать, неким образом обозначить то, что обносишь границей; оттого чуть ли не самые бурные баталии в историографии последних веков ведутся вокруг того, когда что-то началось и что-то кончилось. Соответственно, в нашем случае следует поразмыслить о том, что же такое должно было начаться и закончится, чтобы именоваться «1980-ми»? В чем эссенция, эликсир, суть, содержание, смысл этого десятилетия?
Read More

Война в Мали: цели заявленные и тайные

Ситуация в Мали многослойная. Интересов разных тут завязано немало. На первый взгляд – в 2012 году начата война гражданская, к которой сегодня подключаются иностранные силы: Франция, прежде всего, соседние африканские страны, и на втором плане – США, Великобритания и Германия.

Попробуем разобраться, что кому надо?

Ведь, например, скрытый для глаз конфликт вокруг Мали состоит в том, что лоб в лоб здесь столкнулись интересы Франции и США.

И это – только одна из сторон начавшейся трагедии, в ходе которой и люди будут гибнуть, и терроризм начнет стремительно распространяться по региону, и война в песках Сахары вылетит Парижу «в копеечку». Последнее гражданам Франции может особо не понравиться, и тогда вслед за «победителем Джамахирии» Саркози в политическое небытие уйдет и «борец с исламистами в Мали» Олланд.

Так что давайте разбираться в этом, на первый взгляд, локальном, но имеющим далеко идущие последствия конфликте.

Предысторию малийских событий, их корни и причины мы подробно разбирали в статье «Кавардак в Сахеле». Поэтому хотели бы обратить внимание уважаемых читателей, которые интересуются истоками событий, на этот материал.

В связи с этим сейчас не станем углубляться в подробности того, что происходило год и более назад (ниже просто напомним об этом пунктиром), а сосредоточимся на событиях сегодняшних. Тем более, что буквально за несколько дней накопилось столько информации (да ещё кое-что есть из архива), что рассказ будет не коротким.

Интервенция назначена

13 октября 2012 года Совет Безопасности ООН предоставил африканским странам 45 дней на подготовку военной операции в северных районах Мали, захваченных исламистами и сепаратистами-туарегами. Проект резолюции о военном вмешательстве в Мали в сентябре 2012 года представили Франция.

Находившийся с визитом в Сенегале президент Франции Франсуа Олланд тогда заявил: «То, что происходит в последние месяцы в Мали, где окопались террористы – уже не просто угроза для Западной Африки, всё ещё серьёзнее. Это не просто агрессия против суверенной страны – это вопрос безопасности всего африканского континента и Европы».

Что за террористы окопались в Мали, было уже известно всему миру – север страны захватили боевики экстремистского альянса, в который входят – исламистские группировки «Ансар ад-дин» («Защитники религии») и «Аль-Каида в странах исламского Магриба», а также «Движение за единство и джихад в Западной Африке». Милая такая компания.

В довершении к этим ребятам, на севере Мали появились отряды местных жителей – туарегов, которые обитают на бескрайних просторах Сахары веками, но своего государственного образования не имеют. И вот сразу же после окончания войны в Ливии, затеянной президентом Франции Саркози, бывшие на службе у полковника Каддафи малийские туареги вернулись домой и подняли восстание. Цель – создать свое государство под названием Азават, которое бы заняло две трети малийской территории. С туарегами заключили союз исламисты, но потом они разругались до такой степени, что начали друг друга убивать.

Вот этот альянс и стал в начале 2012 года головной болью, с которой Франция пришла в Совет Безопасности. У правительства самой Мали болели другие места тела, поскольку в те же самые дни в столице Бамако произошел военный переворот, и президента с его командой просто выгнали местные солдаты под командованием некоего младшего офицера, получившего, к слову, военное образование в США.

Так что у Парижа появилась даже головная боль «в квадрате»: его бывшая колония, а ныне зона влияния – Мали, вышла из-под контроля и в столице, и на периферии. Да ещё и разделилась надвое…

С давних колониальных пор ответ на подобные вызовы у метрополии всегда один – железный кулак!

Это во времена Советского Союза Африка пошла по пути самостоятельного развития при активной помощи Москвы, а теперь лихие нравы неоколониализма возвращаются на Черный континент со скоростью лесного пожара, захватывающего все новые территории, – Ливия, Сирия, Кот д’Ивуар, Судан…

После Года Африки (1960 год) прошло всего полвека, и вот опять: «Барин! — страстно замычал Тихон.- Из Парижа!» (И.Ильф и Е.Петров. «12 стульев»).

…Итак, в октябре 2012 года «для освобождения севера Мали от исламских экстремистов» Совет Безопасности ООН санкционировал развертывание в стране африканского миротворческого контингента под эгидой стран ЭКОВАС (Экономического сообщества стран Западной Африки). В принятой резолюции подчеркивалось, что миротворческий контингент будет действовать, «соблюдая суверенитет, территориальную целостность и единство Мали».

Члены ЭКОВАС (15 западноафриканских государств) были готовы направить в Мали около 3 тысяч солдат. В задачи контингента должно входить «содействие армии Мали в возвращении контроля над северными районами страны», «защита населения» и «обеспечение безопасности гуманитарных грузов».

Ни о каких военных действиях сил ЭКОВАС упомянуто. Да и о бомбежках французской авиации слова не сказано…

Зато в конце ноября генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун предупредил о нецелесообразности финансирования операции из бюджета ООН (кто ж ему это насоветовал?), что вызвало резкое недовольство ряда африканских стран. Начался торг…
Read More

Идеология пишет историю

1

Читатель, ум которого не оскоплен идеологией, уже из заглавия предугадывает, что в этой статье речь пойдет еще об одном разоблачении фальсификации, столь повседневной и привычной в восточноевропейских и иных странах, где власть и идеология творят неразделимую, монопольную суть партийной олигархии.

Эта догадка рождается не на пустом месте, хоть я и ограничил свою тему почти до доказательства того, что с идеологических позиций, — я имею в виду главным образом марксизм-ленинизм, — невозможно, даже при наилучших намерениях, писать истинную историю, хотя бы речь шла о доисторических временах. Идеологии как таковые неизбежно ослеплены собою, доказательством своей непогрешимости, и реальность в их интерпретации неминуемо искажена.

Термин «идеология» идет от Дестюта де Траси и появился в 1796 году. Де Траси и его коллеги понимали под «идеологией» изучение идей, что очевидно из самого строения термина. Маркс же стремился под это выражение подвести так называемую общественную надстройку, «правовые, политические, религиозные, художественные или философские, короче говоря,... идеологические формы». Этот термин и определенное им у Маркса понятие становятся потом определением целостной духовной специфики всякого класса. Впоследствии, под влиянием Ленина и коммунистических движений, этот термин приобретает нынешнее, суженное значение: принадлежность к определенной доктрине, к идеологии как взаимосвязи теории и действия. Термин «идеология» с его производными («идеологическое единство», «идеологическая работа», «идеологическая принадлежность», «идеологическая борьба», «идеологический уклон» и т. д.) из марксизма и социалистических движений переносится на другие («фашистская идеология», «католическая идеология», «российская идеология» и т. д.) и входит в повседневное употребление. […]

Идеология проникла в будни современного «индустриального» человека как упрощенная, поверхностная замена религии и философии, не будучи притом ни первой, ни второю, хотя предлагая и откровения, и рациональность. Идеология — не одно только замкнутое, тотальное воззрение на мир и человека, но и адекватная, тотальная деятельность, «философия», которая в конечном счете изменяет мир. Мир и человек существуют как бы не благодаря себе, но благодаря идеологии: в ней они якобы наконец находят и реализуют себя.

Но даже если бы мои размышления об идеологии были неверны, нет сомнения, что марксизм, а позднее коммунизм, первым превратился в идео­логию и этим открыл эпоху, самую мрачную, повседневную и жестокую сторону которой характеризуют именно идеологии и идеологические расправы. […]

Read More

Израиль как совместный русско-американский проект

Таким образом ещё до появления на свет и обретения «суверенности» и «независимости» Израиль стал предметом государственных интересов США и СССР, планировавших в отдалённой перспективе использовать его друг против друга, однако что касалось перспективы ближайшей, то интересы обеих появившихся по итогам Второй Мировой сверхдержав в отношении еврейского государства совпадали полностью — на карте Ближнего Востока Израилем как ластиком хотели где «подтереть», а где и стереть напрочь, «до бела», британское влияние.

Обращаю ваше внимание на то, что речь идёт о середине 1948 года, Холодная Война сторонами уже прокламирована, она, правда, ещё не достигла накала начала 50-х, но тем не менее газеты что в Москве, что в Вашингтоне пишут друг о дружке всякое разное и при этом непременно нелицеприятное и пишут в соответствующих выражениях, однако же о собственных интересах ни в Кремле, ни в Белом Доме не забывают и в том, что касается ближневосточного региона, США и СССР не только закулисно договариваются, но и согласовывают свои действия и распределяют обязанности.

США взяли на себя дипломатическое «прикрытие» Израиля и создание нужной «атмосферы» в ООН, а СССР взял на себя то, что поприземлённее — матчасть. Причём матчасть не только в смысле техники, но и в смысле живой силы. Поскольку вопрос был щекотлив, так как те же самые государственные интересы диктовали и США, и СССР по возможности не портить отношений с арабами «бесповоротно», то поставлять оружие «сионистам» напрямую стороны не хотели (со стороны США серьёзные военные поставки Израилю начались только при Кеннеди), однако СССР нашёл лазейку, пустив в ход обретённый по ходу войны трофей, сателлита — Чехословакию.

Первая арабо-израильская война началась одновременно с провозглашением Израилем независимости 15 мая 1948 года, а уже к концу мая Чехословакия поставила Израилю 20000 винтовок, 2800 пулемётов и 27 млн. патронов. Винтовки (Karabiner 98k) и пулемёты (MG-34) были производимыми на чешских заводах во время войны немецкими винтовками и пулемётами. Через две недели чехи поставили дополнительно ещё около 10000 винтовок,1800 пулемётов и 20 млн. патронов к ним. И это ещё не всё. Чехи отправили в Израиль 25 собранных на заводе Авиа и заводе им. Димитрова немецких истребителя Мессершмитт Bf 109 и 61 истребитель Спитфайр, подаренный Чехословакии после войны Англией. И это тоже ещё не всё, Чехословакия экстренно обучила доставленных из Израиля 81 пилота и 69 механиков для обслуживания поставленной техники. Форма, в которую были одеты обучаемые израильские пилоты и механики тоже была пошита на чешских фабриках во время войны и предназначалась она для экипировки немецких лётчиков.

(СССР прибегнет к тому же трюку через десять лет, вооружая не напрямую, а посредством Чехословакии кубинских революционеров. А что до Чехословакии, то чехи показали себя самой, пожалуй, ловкой нацией Восточной Европы, они умудрились оказаться любезными всем — и немцам, и русским, и коммунистам, и капиталистам, и Западу, и Востоку. Что тут скажешь... Им такой хоккей оказался нужен и Яромир Ягр, взявший себе сакраментальный номер «68» в память об известных событиях, сорвал по этому поводу аплодисмент в Питтсбурге, а потом как ни в чём не бывало отправился в Омск играть за команду «Авангард» и забивал там голы, и получал с богатых омичан миллионы, и пил шампанское, и никакие воспоминания детства о «1968» его не мучали. Завидная у чехов крепость нервной системы, не иначе чешское пиво тому причиной и следствием.)
Read More

1 13 14 15 16 17 51