Поле исследований по продвижению демократии

Термины и контексты внешних исследований демократии

Исследования переходного периода в первые годы очень часто страдали систематическим пренебрежением международным аспектом (напр., Huntington 1991; Beyme 1994; Linz/Stepan 1996). Только в конце 1990-х годов исследователи начали уделять внимание внешнему измерению демократизации. Интерес к международным делам нарастал с невероятной скоростью. На январь 2010 года библиография американских работ по продвижению демократии насчитывала уже более 340 трудов по теме, от консультативных докладов и политических заявлений до десятков непрерывно появляющихся книг и монографий.

Наш обзор посвящен области исследований т.н. «продвижения демократии извне». Как и в предшествующих литературных обзорах (Schraeder 2003; Cardwell 2011; Simmons 2011), в нашем обзоре рассматриваются главенствующие понятия и тенденции реального мира, связанные с «демократизацией извне». Упор делается на различные механизмы т.н. «поддержки» демократии: «принуждение», «выставление условий», «социализация» и «убеждение».

Такие классификации частично совпадают с уже представленными в научной литературе (Schimmelfennig/Sedelmeier 2005a; Börzel/Risse 2009; Magen/McFaul 2009). Преимущество в обзоре отдается «специалистам» по продвижению демократии — ЕС и США. Одна из наших задач — выяснить, соответствуют ли различия между типами «распространителей» демократии различию между способами «продвижения» демократии. Различие между стилями США и ЕС в продвижении демократии часто характеризовали слишком категорично: говорилось, что США привержены «продвижению демократии», тогда как Европа предпочитает «помощь демократиям» (Merkel 2010: 438). Но я не провожу различия между «продвижением» и «помощью», следуя за теми авторами, которые употребляют эти термины как взаимозаменимые (Burnell 2000; Finkel/Perez-Linan/Seligson 2007).

Исследование т.н. «продвижения» демократии можно возвести к двум научным программам, интерес в которых подпитывается из различных источников, — изучению международных отношений и изучению переходных периодов. При изучении международных отношений в центре внимания оказываются акторы продвижения демократии. Чаще всего выдвигается рабочая гипотеза, что акторы международной политики всегда имеют дело с заранее заданной ситуацией и принимают решения в соответствии с какой-либо умозрительной моделью, в диапазоне от неореализма до конструктивизма. Эти умозрительные модели и надлежит эксплицировать, чтобы лучше понять исходные предпосылки международной демократизации, «расширения демократии» в мире. При изучении переходных периодов важно понимать характер и динамику развития политических режимов в каждой стране. Исследователями в этой области чаще всего становятся специалисты по сравнительной политологии, которые пытаются разобраться со множеством векторов влияний внутри изучаемых явлений.

По большей части в исследованиях по т.н. «продвижению» демократии рассматривается вопрос, при каких условиях взаимодействие внешних и внутренних акторов заставит режим в стране стать более «либеральным», «свободным» или же более «устойчивым».

Здесь невольно предполагается, что внешний актор намеренно пытается повлиять на качество политического режима в другой стране. Внешний актор рассматривается как «агент продвижения» (Lawson 1999; Ethier 2003; Burnell 2004), «апостол» (Börzel/Risse 2009) или «благодетель» (Freise 2004; Jünemann/Knodt 2007; Grävingholt/Leininger/Schlumberger 2009) демократии. Все эти три выражения неизбежно ассоциируются с намеренным действием; и исходя из этого мы можем выносить в отдельную группу всю литературу, в которой демократизация рассматривается как т.н. «процесс распространения демократии» (Bunce/Wolchik 2006; Brinks/Coppedge 2007; Lauth/Pickel 2009; Elkink 2011).

Read More

Система «Периметр», или «Мёртвая рука»

Система «Периметр»(Индекс УРВ РВСН — 15Э601, прозвана на Западе «Мертвая рука», а на Востоке «Рука из гроба») – система управления ракетными войсками стратегического назначения — РВСН. В документах она получила наименование «Периметр». Система предполагала создание таких технических средств и программного обеспечения, которые позволяли бы в любых условиях, даже самых неблагоприятных, довести приказ о пуске ракет непосредственно до стартовых команд. По замыслу создателей «Периметра» система могла производить подготовку и запуск ракет даже в том случае, если бы все погибли и отдавать приказ было бы уже некому. Вот этот компонент и стал неофициально называться «Мертвая рука или Рука из гроба». Read More

Демократия присвоения

Две демократии

В историческом отношении демократический проект связывался с идеалом идентификации между теми, кем правят, и теми, кто правит. То есть все вращалось вокруг проблемы качества представительной связи. Иной путь представительства, более эффективного и надежного, в течение двух веков даже не рассматривался. Если многие либеральные или консервативные теоретики противопоставляли этому устремлению более ограниченную перспективу власти, обладающую определенной легитимностью через избирательные урны, то это все равно происходило в терминах идентификации, которую граждане всегда воспринимали как то, что покрывало собой терминпредставительной демократии. История разочарования в демократии обретает здесь свой образующий фактор. Раз идентификация с неким кандидатом является одной из естественных причин электорального выбора, то на самом деле именно эта дистанция в функциональном отношении характеризует ситуацию между теми, кто правит, и теми, кем правят. Если этого не признать, то идея о постоянстве режима идентификации обязательно породит фрустрацию.

Вот где берет свое начало структурный характер разочарования граждан. Оно механически вытекает из перемены системы координат, задействованной в переходе от электорального выбора к правлению. Ключом к риторике избирательной кампании каждого кандидата является то, что он представляется как «человек-народ», сливающийся воедино со своими избирателями, тогда как позиция правящих в функциональном отношении дистанцирована. В первом случае динамика идентификации образует общую систему с неистовством волюнтаризма, структурно связанным с пониманием общества как простого и неделимого, тогда как правящие вынуждены потом оправдывать трудности своей деятельности тем, что на самом-то деле мир сложен и конфликтен. Избирательная кампания обладает демократической функцией, но функция эта специфична. Избирательный процесс отмечен противоречивыми проектами и идеями, позволяющими каждому разобраться в своих предпочтениях и неприятиях, которые и определят окончательный выбор.

Механизм идентификации, даже идентификации относительной, с кандидатом, несет в себе, таким образом, образующую функцию. Он способствует возникновению чисто политического чувства совместного производства чего-то общего. По другую сторону этого взаимоотношения с кандидатом происходит установление дифференциальной принадлежности. Идентификация в этом случае является средством производства гражданственности – она является пружиной глубоко демократического процесса. Период же правительственной деятельности, со своей стороны, отмечен тем фактом, что общество во всей его совокупности для политической власти становитсяобъектом. Проблема не только в том, что реализация проектов и идеалов может оказаться далека от данных обещаний (хотя это, конечно, тоже важно). Она также состоит в том, что характер связи власти с гражданами меняет свою природу, поскольку граждане становятся теми, кем правят. Отсюда необходимость установления с ними специфических взаимоотношений. Вместо того, чтобы искать пути обновления этой электоральной связи между теми, кто правит, и теми, кем правят, этой дистанции, признаваемой в качестве функциональной необходимости, следует, скорее, придать некую демократическую форму.

Современные демократии уже встали на этот путь.
Read More

Прощай, Уго. Текст памяти друга

Венесуэльская революция вдохновила рабочих, крестьян и молодежь по всей Латинской Америке и по всему миру. За последнее десятилетие революционные массы совершили чудеса. Но венесуэльская революция еще не завершена. И она не может быть завершена, пока не экспроприирует олигархию и национализирует землю, банки и ключевые отрасли промышленности, которые остаются в частных руках. Почти за десять лет эта задача не была выполнена, и это представляет угрозу будущему революции.

Венесуэльская олигархия яростно противостоит Революции. За ее спиной стоит машина американского империализма. Рано или поздно венесуэльская революция встанет перед альтернативой: или-или. И так же, как кубинская революция оказалась способна экспроприировать помещиков и капиталистов, венесуэльская революция найдет необходимое решение следовать тем же путем. Это – единственно возможный путь.

Сегодня Боливарианская революция стоит на распутье. Настал критический момент, когда пора принимать решения, которые окажут решающее действие на судьбу Революции. Сейчас решает именно роль руководства. Но здесь мы находим самую большую слабость. Можно, не боясь противоречий, заявить, что, если бы в Венесуэле имелась подлинная марксистская партия, укорененная в рабочем классе – социалистическая революция была бы давно завершена. Но такой партии не существует, точней – существует в зародыше. Это – часть проблемы.

Вопрос руководства

После всей болтовни о «социализме», фундаментальные задачи социалистической революции так и не были выполнены. Причину следует искать на верхах. Уго Чавес показал себя бесстрашным антиимпериалистом и последовательным демократом. Но храбрости для победы недостаточно. Необходимо также иметь правильную стратегию и тактику. И то, что справедливо для обычных войн, верно и для войны классовой.

Read More

Глобальная Европа — крепкое партнёрство для открытия рынков европейским экспортёрам

В контексте Лиссабонского договора, который был подписан в декабре главами правительств 27 государств-членов Европейского Союза (ЕС), а также заключённого «нового цикла Лиссабонской стратегии» предусмотрена и новая торгово-политическая стратегия «Глобальная Европа — конкурирование в мире» («Global Europe — Competing in the World»). Данное неолиберальное видение «Глобальной Европы» стремится к укреплению европейской конкурентоспособности, которая должна повышаться путём дальнейших «реформ», «мероприятий гибкой защиты» (flexicurity-Maßnahmen) [I]на рынках труда в странах-членах ЕС и путём заключения новых торговых и инвестиционных соглашений с третьими государствами[1]. На заседании в июне 2007 г. Совет Европейского Союза принял новую стратегию внешней торговли под названием «Глобальная Европа — крепкое партнерство для открытия рынков европейским экспортёрам». Откровенно говоря, европейские предприятия в данном официальном документе были обозначены как покровительствуемая целевая группа. Эта стратегия, выражаясь на языке официального жаргона, «сидит [как на игле]на всё возрастающей активной политике открытия рынков как внутри ЕС, так и относительно третьих стран, которым Европа должна дать возможность выстоять в усиливающейся глобальной конкуренции»[2]. Так как европейские институты должны содействовать ликвидации ограничений для проникновения на рынок, необходимо добиться прочного сотрудничества между государствами — членами ЕС, Европейской Комиссией и предприятиями[3].

К повышению конкурентоспособности относятся также обеспечение снабжения сырьём, более основательное участие европейских предприятий на растущих рынках, открытие и либерализация прибыльных рынков для общественных заказов, равно как и проведение беспрепятственного права сводного выбора места жительства, что означает либерализацию инвестиционных режимов в третьих государствах, и, в конечном итоге, законодательные меры, которые будут наименьшим образом препятствовать развитию свободной торговли. Очевидной целью является ликвидация «нетарифных торговых помех» — это и многое другое представляет собой стандарты, относящиеся к области охраны окружающей среды и трудового права, как и открытие рынка для до сих про всё ещё охраняемых общедоступных мест закупки сырья и материалов.

На стол снова легли так называемые сингапурские темы (инвестиции, конкуренция, общественное материально-техническое снабжение и льготные условия торговли), которые потерпели неудачу на обсуждении в ВТО в 2003 году, натолкнувшись в Канкуне на сопротивление многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Read More

Ник Ксенофоб

В статье «Ксенофон депортирован из Малайзии» газета The Australian сообщает о том, что австралийский сенатор Ник Ксенофон был задержан в Малайзии и депортирован из страны как участник «неофициальной парламентской делегации по оценке избирательной системы».

На самом же деле, сенатор Ксенофон был участником мероприятий Запада по оказанию помощи малайзийской оппозиции, за которой стоит Уолл-стрит, что является частью более широкой геополитической стратегии, направленной на сдерживание роста регионального влияния Китая путём выстраивания против него стран Юго-Восточной Азии.

The Australian подтвердила эту версию, сообщив, помимо прочего, следующее:

 «Он, а также другие члены австралийского парламента должны были встретиться с лидером оппозиции Анваром Ибрагимом, малайзийским министром по делам парламента Мохаммедом Назри и членами группы «Берси» – Коалиции за чистые и справедливые выборы».

Несмотря на то, что «Берси» прилагает максимум усилий, чтобы изобразить себя находящейся вне политики, она явным образом управляется в интересах и силами малайзийской оппозиции, пользующейся поддержкой США, а руководит коалицией человек МВФ Анвар Ибрагим.

Как и следовало ожидать, «Берси», по общему признанию, финансируется Государственным департаментом США через Национальный фонд в поддержку демократии (NED), а также Институтом открытого общества Джорджа Сороса, преступная природа которого уже не вызывает сомнений.
Read More

Эквадор построил государство будущего

В Эквадоре на президентских выборах, прошедших 17 февраля, победил нынешний президент страны Рафаэль Корреа, представляющий левое движение «Гражданская революция». Он набрал на 10 процентов больше голосов, чем в 2009 году. Опыт правительства Корреа по преодолению кризиса и построению социально ориентированного государства является уникальным.

Помимо президента, эквадорцы избирали 137 законодателей Национальной Ассамблеи. Блок президента завоевал там абсолютное большинство (60-65 процентов, согласно данным агентства EFE). В выборах приняли участие около 11,6 миллиона избирателей, для которых процедура участия в голосовании была обязательной. Победа в борьбе за президентское кресло не оспаривалась. Все предварительные опросы общественного мнения показывали большой отрыв 49-летнего Корреа (в результате он набрал 60 процентов голосов) от ближайшего соперника, экс-банкира Гильермо Лассо, который получил поддержку 24 процентов эквадорцев.

Экономист по образованию Рафаэль Корреа впервые победил на выборах 2006 года с лозунгом борьбы против бедности и строительства социализма ХХI века. Он принял страну в совершенно разобранном состоянии после неолиберальных реформ Лусио Гутьереса и в 2008 году столкнулся с финансовым мировым кризисом, последствия которого были разрушительными для Эквадора. Цены на нефть (дает 62 процента экспорта и 34 процента доходной части госбюджета) упали почти на 80 процентов. Резко сократились и поступления от других экспортных отраслей и от работающих за рубежом эквадорцев.

Однако уже в 2010 году ВВП страны вырос на 3,6 процента, а в 2011 году на 7,8 процента, согласно данным CIA World Factbook.

Государственный долг в декабре 2011 года составил 10 миллиардов долларов, это менее 10 процентов от ВВП страны. По данным Центрального банка Эквадора, в 2012 году безработица была на уровне 5 процентов — это рекордно низкий показатель в регионе за 25-летний период. Уровень бедности снизился до 16 процентов (против 25,5 процента — пика в сентябре 2009 года).

Read More

Стратегия экономических санкций в мировой политике

Использование рестриктивных мер экономического характера в качестве средства давления одного государства на другое с целью вынудить его правительство пойти на уступки и внести коррективы в свою политику известно еще со времен «мегарской псефисмы», когда в 432 г. до н. э. афинский стратег Перикл наложил запрет на торговлю с Мегарой, что стало одним из поводов к началу Пелопонесской войны1. С тех пор такие ограничения время от времени применялись разными странами для достижения тех или иных внешнеполитических целей. В ХХ в. их использование в международных отношениях стало обыденным делом. Появились многосторонние механизмы применения санкций, связанные с деятельностью крупных международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций.

В системе международного права санкции являются одной из наиболее распространенных форм ответственности государств, которая наступает в результате нарушения ими общепризнанных норм, имеющих важное занчение для мирового сообщества. Санкции могут затрагивать различные стороны международной деятельности государства — от дипломатической (сокращение персонала посольств, отзыв посла, ограничение передвижений и.т.д.) до культурной (прекращение обменов, отказ в допуске на престижные мероприятия, например, на Олимпийские игры и др.). В отличие от дипломатических или политических методов воздействия, нацеленных прежде всего на снижение легитимности или авторитета страны-нарушительницы, экономические санкции призваны побудить ее отказаться от приведших к их наложению действий посредством нанесения ей материального ущерба. По своему содержанию экономические санкции, как считают американские эксперты Е. Хафбауэр, Дж. Шотт и К. Эллиотт, представляют собой «преднамеренный, инициированный государством разрыв или угрозу разрыва нормальных торгово-финансовьгх отношений»2.

Эпохой «расцвета» экономических санкций стало последнее десятилетие XX в. После окончания «холодной войны» в условиях информационной революции, резкого ускорения процессов глобализации и углубления взаимозависимости национальных хозяйственных комплексов значение «экономической дипломатии» существенно возросло. Не случайно, что из 14 случаев применения экономических санкций ООН 12 приходятся на период после 1990 г. Еще более рельефно данная тенденция проявилась во внешней политике Соединенных Штатов Америки, которые, оставшись после распада СССР единственной «сверхдержавой», использовали санкции в качестве одного из инструментов в формировании благоприятного для себя мирового порядка. По данным Национальной ассоциации промышленников, только в течение первого срока президентства Уильяма Клинтона в 1993—1996 гг. Вашингтон более 60 раз прибегал к санкциям3. В начале XXI американские санкции распространялись на 75 стран, население которых составляет 52% человечества4.

Read More

Ведущие экономические эксперты прогнозируют войну и беспорядки

В сущности, ряд стран уже находятся в состоянии войны. Ведущие экономисты предупреждают, что экономические факторы могут усугубить ситуацию и привести к новой мировой войне.

Кайл Басс  пишет:

 Триллионы долларов долга будут реструктурированы и миллионы бережливых и благоразумных граждан потеряют значительную часть своей покупательской способности в самое неподходящее для них время. Конечно, это будет не конец света,    но общественный строй некоторых стран изменится или вовсе рухнет. Грустно, просматривая страницы экономической истории, видишь, что слишком часто войны становились олицетворением и логическим завершением простой экономической энтропии. Мы считаем, что война – неизбежное следствие нынешней глобальной экономической ситуации.

Ларри Эдельсон написал своим подписчикам письмо, в котором говорится:

С 1980-х годов я занимался изучением так называемых «циклов войны» – естественных ритмов, по которым можно рассчитать, когда общество предрасположено к скатыванию в хаос, ненависть, гражданскую или международную войну.

Я определённо не первый человек, обративший внимание на такую очевидную модель исторического развития. Тем не менее, найдётся немного людей, которые захотят обсуждать эту тему в настоящее время. И судя по тому, что я вижу, последствия в 2013 году будут действительно чудовищными.

Бывший аналитик Goldman Sachs, который в своё время сделал несколько важных и точных предсказаний, утверждает, что в конце 2012 – 2013 году начнётся глобальная война.

Авторитетный консультант инвесторов Джеймс Дайнс предсказывает войну, сопоставимую по масштабам с Первой и Второй мировыми войнами, которая начнётся на Ближнем Востоке.

Нуриэль Рубини предупреждал относительно войны с Ираном. Теперь он задаёт вопрос:

К чему это всё приведёт? В обозримом будущем это риск ещё одной Великой Депрессии. Но даже уважаемые европейские политики говорят не только о депрессии, но и о возможности худших последствий, которые мы увидим в следующее десятилетие.

Помня европейскую историю, куда это всё нас приведёт?

И отвечает:

Read More

Дроны захватят небеса мегаполисов

Ранним утром 15 ноября в Зуккотти парке царил хаос. Нью-Йоркские полицейские окружили парк в Нижнем Манхэттене, где в рамках общенационального протеста проживали сотни активистов движения Оккупай. Полицейский рейд стал возможен в результате постановления суда позволяющего городу ограничивать проживание в палатках на территории частных парков.

Многие протестующие оказали сопротивление и около 200 были арестованы. Журналисты, спешившие к парку, были незаконно оттеснены полицией. Команды двух новостных агентств одна от CBS, другая от NBC получили приказ от полицейского управления города Нью-Йорка покинуть воздушное пространство над парком. Позднее представители NBC утверждали, что команда неправильно поняла распоряжение начальства. «Полиция не могла, и не закрывала воздушное пространство. Только Федеральное авиационное управление имеет на это право», — прокомментировал представитель полиции по связям с общественностью изданию Columbia Journalism Review. ФАУ сказали, что не накладывали никаких ограничений на полеты. Вне зависимости от этого, большие медиа де-факто оказались в пролете. Только у одного репортера была возможность запечатлеть полицейскую операцию с высоты птичьего полета. Тим Пол, 26-летний независимый видео-журналист, в начале декабря стал запускать над головами полицейских и протестующих усовершенствованного двухфутового робота, который был произведен французской компанией Parrot. Камера, прикрепленная к борту, транслировала видео на смартфон Пола, который передавал съемки в интернет в прямом эфире.

Даже если полицейские и заметили эту небольшую штуковину, очевидно, что они никак не могли остановить её. В отличие от CBS и NBC, юный Пол, в своей «фирменной» черной вязаной шапке знал закон. Он понимал, что новаторские полеты его дрона не переходят границу закона, хоть и приближаются к ней почти вплотную.

Высота Эмпаир стейт билдинг — 1,454 фута. Модели гражданских дронов смогут летать на высоте до 400 футов. По закону они не могут подниматься выше этой отметки. От 2,500 футов и выше будут летать только военные аппараты.

Пол со своим роботом предвосхитил будущее: быстрое развитие дешевых технологий по производству дронов совместно с ослаблением юридических ограничений, скорее всего, приведет к широкому распространению летающих роботов в течение ближайших трех лет. Распространение diy-робототехники может радикально изменить новости, полицию, бизнес и политику. Так же это может инициировать своеобразную гонку вооружения, когда владельцы роботов будут пытаться обогнать своих конкурентов.

Представьте себе полицейские дроны, патрулирующие городские улицы на высоте верхушек деревьев, их камеры сканируют толпу в поисках оружия или подозрительной активности. «Новостные боты» несут вахту, транслируя видео происшествий в прямой эфир. Дроны протестных групп парят над теми и другими, наблюдая за наблюдающими. Поблизости дроны агентств недвижимости присматриваются к горячим предложениям. Роботы курьеры доставляют пиццу, следуя за сигналами телефонов покупателей. В то время как анти-дроновые «защитники свободы», поднятые по тревоге специальными чипами выходят на охоту, вооружившись ружьями и дробовиками.

Это не просто фантазии. Все это происходит уже сегодня, хоть с меньшей частотой и иногда незаконно. Единственное, что сдерживает роботов – правительственные ограничения, которые будут отменены в интересах развития технологий. Правила должны измениться в 2015 году. Это будет год, когда дроны смогут показать себя в полную силу. «Все уже к этому готовы», — говорит Пол, — «Все просто станет безумней».

Прошлое роботов
Read More

1 9 10 11 12 13 40