Парадокс европейской демократии

Сначала Греция спихнет с обрыва французские банки, но и немецким банкам этого не избежать. И все это добьет Италию окончательно. Если повезет, Италия утянет с собой в бездну Испанию. За Испанией последует Португалия, а за ней — Ирландия… Затем банки стран континентальной Европы закрывают свои двери, банкоматы пустеют. На улицах Рима появляются кухни для бедных… Когда в апреле 2012 года Греция без предупреждения объявляет о дефолте и отказывается от своих долгов, в Люксембурге собирается Комитет по спасению Европы и временно приостанавливает действие всех договоров.

Именно так видный британский историк Норман Дэвис представляет себе, как учебники истории в будущем опишут закат и падение Европы, свидетелями которого мы сейчас являемся [1]. Я подозреваю, что Дэвис ошибся в деталях: чтобы похоронить Европейский Союз, не будут создавать никакой Комитет по спасению Европы, и вообще вряд ли будет иметь место нечто столь демократическое. Однако, мне кажется, он прав в том, что еще один «вчерашний мир» исчез еще до того, как мы заметим его угасание. Когда рукотворным мирам политики и культуры приходит конец, они исчезают достаточно быстро. И действительно, тот Евросоюз, каким мы знали его один-два года назад, больше не существует. Элиты сбились с пути, а у общественности лопнуло терпение. В официальной мантре элиты Евросоюза («граждане Европы спасут Евросоюз»), больше напоминающей стенания, сквозит такое отчаянье, что, заслышав ее, немногие избранные европейцы-космополиты думают, что их лидеры способны воссоздать (на этот раз полностью и без промахов) нечто, похожее на федерализацию долга Александром Гамильтоном в Америке после гражданской войны, чтобы дать жизнь успешному пан-европейскому правлению [2].

Однако Александр Гамильтон не может спасти еврозону, да и в любом случае людей, ощущающих себя гражданами Европы, крайне мало. Скорее истинные граждане отдельных стран Европы при первой же возможности разрушат то, что от Европы осталось, — будь то на выборах или, что вероятнее, на улицах. Текущий кризис через боль показал, что несмотря на все слова о солидарности, которые мы слышим на протяжении многих лет, готовность европейской общественности взять на себя часть чужого бремени редко выходит за границы государства.

Давайте не будем ходить вокруг да около: Европа страдает не от финансово-экономического кризиса, но от гораздо более глубокого, социально-политического, а финансово-экономические проявления в нем — всего лишь симптом. Этот глубокий кризис сложился не только из-за того, что между центром и отдельными частями Евросоюза образовался дефицит демократии или нынешние лидеры стран Европы меньше преданы федеральному союзу, чем их предшественники. Он сложился из-за совокупных колоссальных изменений самой природы либерально-демократических режимов Европы. Гражданам Евросоюза не спасти его, потому что не существует европейского «демоса». Не выжить ему и как элитному проекту, поскольку кризис резко подстегнул процесс распада самих европейских демократических режимов, во главе которых стоят элиты.

Мы с готовностью соглашаемся с тем, что демократическое правительство — это результат социального и исторического развития, характерного для конкретного региона и общества, с тем, что условия для возникновения демократии (наличие необходимых институтов и отношение общества) распределены в мире неравномерно, как о том и говорили Монтескье, Локк и большинство представителей их поколения политических философов. Иными словами, мы признаем то, что перспективы утверждения демократии у любого народа неодинаковы по горизонтали. Однако мы остаемся на удивление слепыми относительно разнообразия демократических перспектив во времени по вертикальной оси, если можно так сказать. Общественные принципы демократии непрестанно, хотя и медленно, перемешиваются. И даже когда вся формальная структура остается косной, концентрация факторов, благоприятных для утверждения демократии, в какой-то момент может измениться [3]. А в результате получается медленный «тектонический» перекос между социальными реалиями и политическими средствами, который в конечном итоге может поставить под удар саму демократию. Раньше мы все время говорили о распаде социальных институтов на протяжении истории, но при этом как-то ухитрились внушить себе, что с нами ничего подобного случиться не может.

Однако именно это в Европе и случилось. Не слишком слабая, а чрезмерная социальная демократия, управляемая элитой, подорвала жизненно важное равновесие и социальную гармонию, которые так необходимы европейцам, чтобы поддерживать зрелую политическую демократию. А суть европейского проекта, для которого характерна политическая стратегия без политической кухни на европейском уровне и политическая кухня без стратегии на уровне национальных государств, — это самоотречение: иными словами, пример культурных противоречий не капитализма, а демократии. (В этом вопросе меня лично интересует в основном Европа, но некоторые аспекты этого анализа можно перенести и на американское общество, и на прочие форпосты либеральной демократии в мире.)

Парадокс пяти демократических революций

Главный политический парадокс нашего времени таков: ключевые факторы, которые стали одной из причин успеха европейского проекта, не дают победить нынешний кризис. Кризис доверия демократическим институтам в Европе произошел не в результате того, что демократизация и интеграция обществ провалилась, а из-за того, что то и другое удалось, но чрезмерно и неравномерно. Дениэл Белл в своей книге «Культурные противоречия капитализма», получившей заслуженное признание, принес неутешительные новости о том, что институты могут нечаянно породить проблемы, бьющие по их собственным основам. И он не был единственным и самым прозорливым аналитиком, предсказавшим это. За тридцать лет до него Лешек Колаковски писал: «Спустя много лет я снова просматривал «Открытое общество и его враги», и мне пришло в голову, что, нападая на тоталитарные идеологии и движения, Поппер забывает об обратной стороне этой угрозы. Я подразумеваю то, что можно назвать само-враждебностью открытого общества — не только врожденную неспособность демократии защитить себя от внутренних врагов одними только демократическими средствами, но также, что важнее, процесс, в результате которого развитие и соответствующее применение либеральных принципов превращает их в их полную противоположность» [4].

Акцент, который делает Колаковски на самоотравляющую природу открытых обществ, весьма важен для понимания нынешних проблем, с которыми столкнулась Европа. Полезно представить это самоотравление как непредвиденные последствия пяти революций, потрясших мир с 1968 года:

— культурная революция шестидесятых годов, которая лишила легитимности все социальные иерархии и поставила личность в центр политики;

— рыночная революция восьмидесятых, которая лишила легитимности государство как главного субъекта экономической деятельности;

— революции в Восточной и Центральной Европе в 1989 году, которые примирили культурную революцию шестидесятых (которой противились правые) и рыночную революцию восьмидесятых (которую не приняли левые) и убедили нас в антиисторичности предположения о том, что либеральная демократия бессмертна (конец истории, как тогда говорили);

— революция в области коммуникации в девяностых, которой способствовало быстрое распространение кибернетических технологий и не в последнюю очередь Интернет;

— революция двухтысячных в области нейробиологии, которая изменила наше представление о работе человеческого мозга, дала возможность более системно манипулировать эмоциями, чтобы вытеснить рациональность из сердца демократической политики.

Read More

Русский протест. Экологи пИздят охрану и ОМОН


Цаговский лес. Карта. Краткая справка.

Речь Андреаса Брейвика в свою защиту на суде. 17.04.2012

Я стою здесь, как представитель норвежского, европейского, антикоммунистического и антиисламского оппозиционного движения: Норвежско-Европейское Движение Сопротивления. А так же, как представитель Тамплиеров.
Я говорю от имени многих норвежцев, скандинавов, европейцев, которые не хотят быть лишены их прав, как коренного этноса, не хотят быть лишены культурных и территориальных прав.

Норвежские СМИ, прокуратура утверждали и продолжают утверждать, что причины по которым я провел свою акцию самозащиты 22/7 кроются в моей личности. Неоднократно писалось, что мои действия были абсолютной случайностью, что я жалкий и злобный неудачник , который не имеет никаких целей, никакого достоинства и которому совершенно нельзя доверять... Так же, неоднократно говорилось, что я лжец, что я аморальный тип, сумасшедший, что меня надо изолировать, как впрочем и других националистов и консерваторов в Норвегии. Они пытались сказать, что я потерял работу, что у меня комплексы, что я вообще ни с кем не контактировал, что я жестокий и безумный человек, который этим поступком намеревался привлечь внимание к своей персоне. СМИ и прокуратура утверждали, что я болен нарцисизмом, что я антссоциальный психопат, что я страдаю от разных фобий, которые и привели меня к такому шагу. Более того, дошло до того,что обо мне написали, что между мной и моей матерью была кровосместительная связь, что я жалкий убийца детей, хотя мною не был застрелен ни один человек моложе четырнадцати лет, утверждали так же, те же самые СМИ, что я гомосексуалист, педофил, трус, некрофил расист и социопат. Фашист, нацист, сионист и анархист одновременно. Дошло даже до того, что СМИ утверждали, что мой IQ ниже 80 пунктов... 

Я, признаюсь, не удивлен этим характеристикам. Но большинство людей, я надеюсь, прекрасно понимают, что это лживая пропаганда, которая граничит с комедией или даже с абсурдом. Но важно другое: все ли понимают причину того, что журналисты, прокуроры, культурная элита, редакторы газет и журналов, продолжают меня высмеивать, издеваться и лгать обо мне. Ответ прост. Я смог реализовать прекрасный план боевой операции, первый со времен Второй Мировой войны. Они все меня высмеивают потому что бояться, в них говорит страх, потому что воинствующие националисты могут нанести непоправимый ущерб их собственной идеологии «культурного марксизма» и мульткультурализму. И они сделают все от них зависящее, чтобы недопустить этого.
Они демонизируют меня и моих революционно настроенных братьев и сестер, мы все их худший в мире кошмар. Но я очень надеюсь, что националисты и «культурные консераторы» не дадут себя обмануть и не поддадуться на крючок этой лживой пропаганды.

Я буду продолжать рассказывать и начну, пожалуй с того, что произошло после Второй Мировой Войны в Европе где Норвегия и Западная Европа не имели демократии , как таковой. Я даже не берусь сравнивать ситуацию с демократией в Европе после Второй Мировой Войны с межвоенным периодом. Свобода выражения мнения в Норвегии, да и в Европе – это понятие без реального содержания. Норвегия и Европа почти полностью подавлены и в наших странах царит настоящая диктатура.
Но что произошло в межвоенный период, между Первой и Второй Мировыми войнами? Гитлер пришел к власти. Была демократия в Европе и национал-социалисты пришли к власти, это и есть причина того, что «культурные марксисты» и либералы не хотелии вводить в европейских странах подлинную демократию и свободу слова.
«Культурные марксисты» и либералы постарались оттереть националистов и консерваторов от власти, потому что они испытывают страх, что к власти может прийти новый Гитлер и начнет Третью Мировую войну.

То, что сегодня вы называете демократией не что иное, как либерально- культурно-марксисткая диктатура. 

«Культурный марксизм», который преобладает в Норвегии и вообще в Европе поднялся на небывалую высоту именно после Второй Мировой войны, присвоив себе роль победителя и направляющей силы человеческого прогресса в целом. Новой идеологией «культурного марксизма» стал мультикультурализм, по сути дела, запрет на любую критику в адресс тех, кто исповедует данные идеологические установки. Начало было положено после сорок пятого года, и очень ярко все эти принципы проявились во время коммунистических бунтов в 1968 году, о чем подробнее я скажу чуть позже.

Национализм и «культурный консерватизм» рухнули после Второй мировой войны. К сожалению в Европе не было своего Маккарти, который мог бы остановить проникновение марксистов в Средства Массовой Информации и в образовательные учреждения. Чем марксисты и пользовались как только могли. Проникновение так же в ряды соцал-демократического движения с тем, чтобы подчинить его себе, но самым эффективным способом прихода к власти в Европе был все таки путь через образовательные учреждения: школы, институты, Университеты... И это произошло не только в Норвегии, но и по всей Европе. Так называемая революция 68 года, произошла именно потому, что еще были в Европе силы, антикоммунистического характера, которые препятствовали проникновению марксистов в образовательные учреждения. Те, кто как Маккарти, пытались припятствовать этому процессу. Но проблема в том, что Маккарти был сам по себе слишком умеренным. В какой-то момент он предлагал депортировать всех марксистов в Советский Союз, но к сожалению этого не сделал.
Учреждения образования и культуры были легкой мишенью для марксистской инфильтрации у нас в Европе.

И постепенно в Европе установился новый баланс сил, который и привел нас всех к сегодняшним результатам: Либеральная буржуазия сосредоточилась на контроле за экономикой, а марксисты начали контролировать образование и культуру, но проблема в том, что эти же самые марксисты сейчас пытаются вовсю контролировать и экономику. 

Деконструкция старой, традиционой системы, пожалуй ключевой момент. Марскистская реформа культуры, феминизм, уничтожение церкви, сексуальнвая революция: вот несколько причин, которые лежат так же в основе революции «68» . В результате всего этого, власть в Европе постепенно перешла в руки к левым, произошло падение и пересмотр моральных норм и ценностей, был задан совершенно иной вектор социально политического развития стран Европы. 
В результате в Норвегии была установлена настоящая социалистическая система в которой право на все имеют только жертвы, жертвы насилия, жертвы власти и чем большей жертвой вы являетесь тем больше можете получить от того же государства.
В такой ситуации националисты и «культурные консерваторы» оказались не у дел, оказались совершенно бессильны. Консервативный критик сказал следующее в 1968 году: «Маркисты больше заботятся о культуре, а вот либералы больше думают об экономике.» И он прав...
Но это привело, я повторюсь к диктатуре марксистов над современным обществом.
Read More

Литва идёт в Европу, но не вся

Попавшийся на глаза ролик Аль-Джазиры о положении в Литве на первый взгляд не показывает ничего нового, однако присмотревшись можно увидеть то, что корреспонденты не смогли или незахотели увидеть. Основным посылом ролика было то, что в Литве происходит утечка мозгов. Лучшие умы дескать уезжают в Европу, в частности в Лондон в поисках лучшей доли и не хотят ждать когда в их стране произойдет кардинальное улучшение экономической ситуации.

Что ж возможно это так и есть, но как всегда за тем что показать хотят есть то, что показывать бы не хотелось. В ролике показан момент сбора в дорогу за границу семьи Робертаса Ила которая уже 10 лет работает вне пределов своей страны. Однако, вместо того чтобы показать человека умственного труда, того кого принято называть “мозгами”, нам показывают мужчину который занят в строительном бизнесе. При всем уважении к этой важной профессии, мозгами или как на Западе принято говорить bright brain этого человека назвать трудно. Хотя нужно еще раз оговориться, что профессия строителя ничуть не менее важная, чем профессия программиста, они лишь оплачиваются по-разному.

В ролике показано интервью с литовским премьером Андриусом Кубилусом который говорит, что правительство запускает новый проект по привлечению литовцев успешно работающих в мировых компаниях назад в Литву. Ссылаясь при этом на литовский клуб в лондонском Сити. Итервьюируемые в местной кофейне высказались разнонаправлено, кто-то мечтает о большой карьере и считает, что этого невозможно добиться в Литве, а стало быть нужно уезжать, а кто-то считает, что нет жизни лучшей чем в родной Литве. Вероятно оба мнения правильны.

Однако, о каком будущем для своей страны мечтают литовцы. Какой должна быть новая Литва из которой в 2010 году уехало 80 тысяч человек и в 2011 году еще 54 тысячи. 60 % из общего числа уехавших граждан находятся в возрастной категории между 15 и 34 годами. Это очень большой и больной вопрос. Read More

На сколько Москва объедает Россию

Одним из главных трендов протестного сезона стало пробуждение регионального самосознания с движущим лозунгом «Хватит кормить Москву!». Блог Толкователя решил выяснить, сколько Москва могла бы вернуть денег обратно в Россию. Только «Газпром» платит в московский бюджет 160 млрд. руб. в год, а дотации на москвича – выше, чем на чеченца.

То, что «Москва ничего не производит, но жирует» стало уже аксиомой (в России «производить» означает добывать сырьё). Примерно такие же обвинения можно услышать от большинства россиян в адрес Кавказа (хотя, справедливости ради, та же Чечня добывает немного нефти – чуть более 1 млн. тонн в год). Такое перераспределение сырьевой ренты в стране является продолжением её государственности, где на вершине пирамиды располагается служило-карательное сословие. А Москва и Кавказ – это регионы, где это сословие существует в наивысшей концентрации.

Но насколько сильно та же Москва объедает остальные регионы России, особенно русские? Обратимся к московскому бюджету – бухгалтерской книге, где относительно подробно расписаны доходы и расходы столицы.

В 2010-11 годах бюджет Москвы составлял около 1,2 трлн. рублей. Из этих денег только на перечисления «Газпрома» пришлось 159,7 млрд. рублей. Ещё 46,3 млрд. рублей в московский бюджет перечислили нефтяные компании («Роснефть», ЛУКОЙЛ и др.), энергетические компании – 11,9 млрд. Т.е. крупные компании только из этих трёх отраслей принесли москвичам 218 млрд. рублей, или примерно 18% столичного бюджета.

Запрети в России т.н. «трансфертные цены», перенеси регистрацию крупнейших сырьевых компаний из Москвы – и эти деньги могли бы получать регионы. А сейчас, наоборот, продолжается исход крупных фирм из провинции. К примеру, одной из последних регионы в 2006 году покинула «Сибнефть». Вместо Омска она встала на учёт в налоговой службе Санкт-Петербурга, и бюджет Омской области потерял 6 млрд. рублей дохода, а это 35% от всего объёма налоговых доходов.

Но Москва объедает регионы не только косвенно, но и напрямую. Read More

Трое или Он

Трое у подъезда, пиво, какие-то чипсы.

— Ты чего, реально что ли эту историю не слышал? Это как вообще – ты в нашем дворе живешь, мы тебя за пацана держим, и ты эту историю не слышал? Бля, парни, я не врубаюсь.

— Да чего ты заладил, слышал-не слышал. Ну, не слышал он, так что теперь? Расскажи лучше, все равно сидим тут, так хули.

— Ну, короче, тут надо сперва про то, как Леха-Хиляк разозлился. То есть, серьезно завелся чувак. Он в принципе злой был, и все хотел в авторитетные вылезти. То есть не то, чтобы там к успеху, или как, ну как у нормальных, а вот чисто чтобы уважали его. Чтобы боялись. Мобилу там отжать или лопатник вытрясти – вообще не про него, хер знает, чем и жил, типа на зарплату, охранником что ли где-то сидел. Вообще, тут объяснять надо. Он так-то здоровый был, наоборот, как лось, но, понимаешь, не бычара такой, то есть как бы и не здоровый. Блин. Сбился. Короче. Не в том смысле здоровый, что вот жлоб, понимаешь, скорее, даже, мелкий, но такой, жилистый, да, вот, правильно, жилистый. И как-то так умел, — не занимался ничем сроду, то есть и не учился специально там бокс или карате, вот эта вот херня вся, но как-то в нем от природы что ли это было. Ну то есть пару раз туда-сюда качнет так, оп, ты еще и замахнуться не успел, а лежишь уже, зубы собираешь. Какой-то, он говорил, в деревне в детстве его учил мужик. Коровин, не то Кобылин. Да неважно. Короче, вот он, Леха-Хиляк-то, ну тут с подъебкой погоняло, он на фоне кабанов здоровых так себе и выглядел, а подойдет, типа, большие шкафы громко падают, — еблысь и любого первым ударом в аут. И вот, говорю же, тормознуть там кого, — не про него совсем, а если чисто махач где, так он вообще из ниоткуда, сразу, туда, сюда, тому, этому, — все лежат. Все хотел, чтоб его уважали.

Но которые постарше, которым уже вроде в подворотне и махаться западло, они как-то все равно к нему так это. Ну и хули, что ты копытами трясешь, а кто ты есть? Никто. В общем, опасаться-то его все опасались, потому что он вообще бешеный был, слово скажешь, хуяк уже, все, отдыхай на песочке, но чтобы уважения, особенно от старших – не, этого не было.
Хотя, конечно, если где поговорить с кем по-серьезному, его, конечно, звали. Куда без него вообще. Ну типа если Хилый за спиной маячит, — как-то и тебе спокойнее, и эти, которые, ну с которыми базар, короче, не вые. Кости-то хули ни у кого не казенные, как говорится.

И вот, короче, Леха этот однажды разозлился. Всерьез так. Вот про это, в принципе…

— Да ты вообще неправильно все. Не сначала. То докопался до человека – знаешь-не знаешь, прям, куда деваться, а то блин начал. Леха у него разозлился.

— Яшка-Гимор так всегда рассказывал, а он вообще там был. 

— Был, не был. Хрень какая-то. Чего разозлился, на кого разозлился. Тут же, еба, по порядку надо. Путаешь только людей. 

— Ну давай, бля, сам расскажи как надо. Путаю я.

— Короче. Во-первых, разозлился он на Гуссейнова, Али Алигусейновича. В нашем доме, четвертый подъезд, наверху. Живет. Как живет. Жил. Его жена родная ебнула, прикинь. Read More

Длинные волны

На днях я прочитал данные Национального бюро статистики Китая: в конце 2011-го года впервые в истории этой страны городское население там превысило сельское. В городах теперь живёт 690 млн. человек (на 21 млн. больше, чем годом ранее). На селе – 656,5 млн. чел. (на 14,5 меньше чем в конце 2010-го года ). В 1979-ом году доля сельского населения в Китае составляла 81%. Понадобилось 32 года, чтобы треть населения огромной страны переместилась в города. При этом доходы городского жителя втрое выше, чем сельского. По некоторым прогнозам, за последующие 20 лет в города переселится ещё 300–400 млн. человек. Тогда доля городского населения повысится где-то до 75–80%.
В России подобные процессы индустриализации происходили в 1921–1990 гг. где-то в первой половине 60-х гг. город превзошёл село по числу жителей, тогда как к концу гражданской войны в селе жило 80% населения: перемещение трети населения за 40 лет. Гигантские перемены. Сейчас они происходят в Индии.

Примерно в то же время, когда в Китае число горожан превысило число сельских жителей, в России прошли парламентские выборы, на которых большинство избирателей, на ¾ горожане, выразили свою волю жить в условиях демократии, предусматривающей сменяемость властей. Произошло это второй раз за последние 20 лет, хотя многие «мыслители» уже полагали, что народы России по своей ментальности традиционно склонны к подчинению и сакрализации власти. Как выяснилось, отнюдь!
Процессы, которым положили начало выборы 4 декабря, играют исключительно важную роль для нашей страны и не только для неё. Нам предстоят интересные, но непростые времена. Нужно, чтобы перемены носили мирный и конструктивный характер.

Чтобы лучше понимать что происходит, стоит оглянуться назад и подумать о том, какую роль переживаемые нами ныне события будут играть в судьбах нашей страны. Подозреваю, что и в Китае ещё через 15–20 лет будет происходить нечто подобное.

Тридцатилетний период индустриализации или двадцатилетний разрыв между рыночными реформами и новой волной демократизации – это «длинные волны». Пока они идут, кажется, что ничего изменить нельзя. Read More

Я не пойду на шествие 4 февраля. И вот причины

В кои-то веки логические рассуждения приведены

  1. Всё это похоже на какую-то разводку. Опять пошли какие-то лидеры-пидеры, опять какой-то торг народной яростью, какие-то ёбаные хипстеры истерят в соцсетях, которые и сисек-то живых не трогали, а не то, чтобы похороны Брежнева застать. Состав организаторов и самых яростных активистов очень похож на говно.
  2. У ряда особо охуевших от своей важности граждан крышак сорвало окончательно. Причём ещё до Болотной. Вспомним, как Немцов орал в прослушанных записях — «Давайте определимся, куда мы выводим людей!!!» — вы поняли, не? Вас это не покоробило? Это не мы выходим, это нас выводят. А хуя не понюхаешь, ельцинский министр? Нашёлся, блядь, буревестник сраный. Пархоменко ещё этот козлом скачет, глаз народа хуев.
  3. Про ельцинского министра: само шествие приурочено к событию 22-летней давности. После него отменили 6 статью Конституции СССР (в общем-то, несправедливую), но взамен ничего не предложили, вследствие чего Машин Папа и Дунин Муж очень быстро дали просраться всей стране уже всего каких-то пару лет спустя. А три года спустя избранные на волне энтузиазма народные герои всех этих отменяльщиков сначала разъебали из танков, прямо в том же здании, где они отменяли, а потом почесали репу и полетели бомбить Чечню. Дальше вы знаете. Простите, но я такие годовщины срал и ебал и уж точно против того, чтобы события декабря 2011 как-то соотносили с событиями февраля 1990. Во-первых, сами события были хуёвыми, а, во-вторых, это соотнесение очень чётко работает на вполне конкретные политические силы, которые мне отвратительны да и вообще я не за политические силы.
  4. Read More

Европейцев в России – 13%, оплот евразийства – москвичи

По-прежнему наибольшую гордость у россиян вызывает время Сталина, а самой счастливой им кажется эпоха Брежнева. От 20-летия реформ выиграли 10%, проиграли – 25% населения. Европейцами себя считают только 13% россиян.

Продолжаем публиковать отрывки из книги «Российское общество как оно есть», (2011 г., изд-во «Новый хронограф», 1 тыс. экз.), в которой приведено масштабное исследование российского общества, сделанное Институтом социологии РАН. В прошлых постах мы привели данные о числе бедняков в России (их оказалось 59% населения) и об условиях их жизни, а также о численности среднего класса, которого по российским методикам подсчёта оказалось 34% населения, а по западным – до 11% (при этом 61% ядра среднего класса работают в госструктурах).

В этот раз мы приводим исследование об отношении россиян к событиям ХХ века, а также их видение того, какой должна быть Россия. Но для начала полезно будет узнать, как отразилось двадцатилетие реформ на самоощущении россиян. Социологи приводят такие цифры: доля выигравших от реформ составляет 10%, проигравших – 25%, ещё около трети опрошенных «остались при своих» (остальные не смогли ответить на вопрос или отказались отвечать). При таком результате неудивительно, что подавляющая часть россиян ищет спасение в фигурах и событиях прошлого.

Самым важным событием ХХ века 81% россиян считают победу в Великой Отечественной. Но это событие, как оказалось, не рекордсмен по числу положительных голосов. Read More

1 2 3 4 5 6 7