В результате падения коммунистического режима в Центральной Европе возникла отчетливая потребность в возрождении идеи среднего класса. Одновременно с этим благодаря новой экономической системе начала возникать новая социальная группа, которую формально можно считать средним классом. Социологи-позитивисты, которые определяют средний класс исходя из дохода и рода занятий, сразу же заметили появление этой новой группы. Предполагалось, что эта группа заменит старую интеллигенцию и те ее ипостаси, которые существовали при коммунизме: «рабочую интеллигенцию» и технократов. Согласно этой точке зрения, основанной на теории модернизации, подъем среднего класса, как и закат интеллигенции, определяется логикой посткоммунистических трансформаций, в результате действия которой социальные иерархии Центральной Европы неизбежным образом станут похожи на те, которые мы наблюдаем в Западной Европе.
Трудно оценить, насколько данный процесс продвинулся в ожидаемом направлении. Любая попытка произвести такую оценку всегда может быть рассмотрена как вмешательство в идеологическое противостояние между разными идеями идентичности класса, которые в то же время связаны с конкретными представлениями о социальной структуре. Таким образом, есть, с одной стороны, вышеупомянутые социологи-функционалисты и их союзники из других областей знания, которые рассматривают Центральную Европу через призму классических западных социологических моделей; причем последние принимаются за образец. Исследователи уже обнаружили в этом регионе большое количество людей, принадлежащих к среднему классу, и еще большее количество тех, кто только вскоре к нему присоединится. С другой стороны, есть не менее влиятельные защитники интеллигенции, как либерального, так и традиционалистского толка, которые утверждают, что интеллигенция все еще играет важную роль. Защитников идентичности старой интеллигенции можно обнаружить среди различных частей элиты; однако больше всего их среди представителей элиты культурной. Они утверждают, что именно интеллигенцию можно рассматривать в качестве исторически обусловленной формы существования среднего класса в Центральной Европе. Они полагают, что каждому, кто стремится стать членом элиты современного среднего класса в Центральной Европе, так называемого upper middle class, следует также считать себя частью интеллигенции.
Убеждение в том, что идентичность интеллигенции и сегодня играет важную роль, широко распространено; однако это не означает, что интеллигенцию, ее идентичность, наследие и традиции никто не критикует. Эти противоположные тенденции, которые, как кажется, служат укреплению идентичности интеллигенции, довольно сильно заметны в Польше. Большая часть критики, направленной в адрес интеллигенции, в действительности исходит от представителей самой интеллигенции; в основном они критикуют соперничающие представления об интеллигенции и отдельные группировки внутри этого сообщества. Другая ситуация сложилась в России, где нет недостатка в голосах, порицающих интеллигенцию как таковую. В Польше те люди, кто сменил род занятий на профессии, связанные с бизнесом, подвергаются двойному давлению. С одной стороны, они сталкиваются со все еще влиятельными дискурсами интеллигенции, содействующими распространению определенных ценностей, стилей жизни и определенной социальной среды. Те, кто стремится занять высокое положение в обществе, должны не только быть успешными в материальном смысле; ожидается, что они будут «культурными» в соответствии со стандартами, предлагаемыми интеллигенцией. Тех, кто не оправдывает этих ожиданий, могут иронически называть «недавно обученными» (newly-educated), не заслуживающими того, чтобы называться «настоящей интеллигенцией», и даже «нуворишами». С другой стороны, ожидания самих представителей нового среднего класса связаны с напрямую заимствованной моделью западного среднего класса, его представлениями и жизненными стилями.
Я не собираюсь защищать интеллигенцию так, как это обычно делается; я хотел бы показать, что некоторая степень исторической и культурной обусловленности необходима, чтобы сформировать идентичность тех, кто стремится взять на себя роль среднего класса.
Read More