Во время глобального финансового кризиса, когда столь многие страдают от финансовых затруднений, в большинстве стран наблюдается увеличение числа долларовых миллиардеров. Число «лиц, имеющих значительный собственный капитал» в Индии, за последние годы почти удвоилось, согласно отчёту Capgemini and Merrill Lynch Wealth Management. В 2008—2009-м годах в Индии было 84 тысячи таких собственников. К 2010 году их число выросло на 50% — это наибольший прирост из всех стран.
В мировом списке долларовых миллиардеров за 2010 год Индия занимает третье место — 69 человек, после Китая (128) и США (403). Однако Forbes отмечает, что 100 самых богатых индийцев совместно «стоят» 276 млрд. долларов, а 100 богатейших китайцев — 170 млрд. долларов. Три самых богатых индийца богаче 24 самых богатых китайцев, вместе взятых.
За доказательствами их богатства далеко ходить не надо: в Мумбаи выросло более 30 шикарных небоскрёбов. Для богатых жителей чем выше, тем лучше, это отдаляет их от реальной Индии там, внизу — железнодорожных путей, малоэтажного жилья, плотного потока машин и 55 процентов городского населения, живущего в трущобах. Люди платят два миллиона долларов за дизайнерскую квартиру с собственным кинотеатром, бассейном, теннисным кортом с прожекторным освещением, а также службой охраны высокого уровня. Застройщики считают, что каждый год Мумбаи может вбирать от 30 до 40 тысяч домов ценовой категории более миллиона долларов. (Надувается ещё один жилищный пузырь?)
Такое богатство не остаётся незамеченным. В Великобритании люди подвергают сомнению решение о продолжении оказывать ежегодную помощь Индии в размере примерно 460 миллионов, что делает Индию крупнейшим получателем британской помощи. Многие рядовые британцы задаются вопросом, справедлива ли передача этих сумм от угнетённых британских налогоплательщиков стране, которая может похвастаться таким богатством, хотя и весьма сконцентрированным.
Выкачивание богатств страны
Наиболее убийственный комментарий по поводу Индии дал французский автор Доминик Лапьер, чей авторский гонорар за книгу «Город радости» был передан на финансирование программ для неимущих в Индии. Он был поражён жадностью и коррупцией, с которыми ему пришлось столкнуться.
Некоммерческая организация «Город помощи успеху» управляет сетью клиник, школ, центров реабилитации и санитарных лодок. Организация ведёт 14 проектов в Индии, преимущественно в районе Сандербанс. Однако 90 процентов бесплатных лекарств были украдены по пути из Дели в Калькутту, и организаторам в итоге пришлось покупать их по высокой цене на рынке.
Read More
Метка: АдЪ
король и Шут
«И истину царям с улыбкой говорить...» Г.Р.Державин
Цари боятся. Цари боятся настолько сильно, что шикают на шутов — не дай Б-г, шуты озвучат истину. А они озвучат, потому что на то они и шуты. Как вы думаете, зачем человек становится шутом? Именно «зачем». Шутом не становятся «почему». Шутом, скоморохом, жонглером (в исконном смысле этого слова) и даже шпильманом или гистрионом становятся не для того, чтобы петь под окнами прекрасных дам слезливые песенки, сочиненные под заказ их очередного воздыхателя. Не для того, чтобы мотаться по белу свету с балаганчиком и обходить с шапкой спешащих разойтись благодарных зрителей. Не для того, чтобы месить осеннюю грязь пешкодралом после очередного изгнания с глаз долой обозленных показом собственного нутра горожан. И даже не для того, чтобы соблазнить, страшно сказать, королеву, опечаленную отсутствием внимания со стороны увлеченного очередной войной короля. Шутами становятся затем, чтобы иметь возможность хотя бы так говорить истину. Маска шутовства позволяет не быть наказанным чуть дольше, чем любому другому серьезному гражданину, вздумай он говорить обществу правду о нем.
От французов редко кто-то ждет чего-либо серьезного, но уж когда эти ребята все же делают, так они делают всерьез. Одна французская революция, сгоряча поименованная в России Великой, чего стоит! Итак, французский еженедельник Charlie Hebdo (загадочное и красивое название означается всего-навсего «еженедельный Чарли») зловредно опубликовал карикатуры на ислам и пророка его. Причем, тут надо понимать разницу — в отличие от первопроходцев-датчан, французы уже прекрасно знали, на что они идут. Более того, от отличие от общей достаточно спокойной обстановки в Дании 2005-6 годов,французская публикация пришлась аккурат в разгар натужного скандала с участием мусульман. Причем, опять таки, почувствуйте разницу — в отличие от предыдущего, этот скандал именно что с участием мусульман, только мусульман и никого, кроме мусульман. Оно конечно, можно и нужно утверждать, что копты — это вовсе даже не мусульмане, а даже напротив, притесняемое мусульманами меньшинство, да только все не так просто и однозначно. Начнем с того, что копты меньшинство лишь в процентном соотношении, статистически. А количественно-то община дай Б-же, и египетские власти избегают зря трогать этот буйный и достаточно пассионарный (читай -агрессивный) конгломерат. Так что о притеснениях говорить особо не приходится. Свои районы проживания (в том числе в городах), свои обычаи, масса церквей, словом, все не так плохо. Кто притесняемый в сегодняшнем Египте, так это евреи, которые, убей -не пойму, что там еще забыли. С нашей фирменной жестоковыйностью жалкие остатки еврейской общины Египта упорно стремятся то обеспечить сами себе миньян, то отпраздновать Рош аШана и прочие особые веселия посреди враждебной мусульманской среды. И все это, заметим, имея буквально под боком собственное еврейское государство, которое уже язык сломало звать их угомониться, наконец, и присоединиться с своим израильским братьям по вере и крови. Надо ли добавлять, что упрямство нескольких египетских евреев периодически ставит раком израильских политиков, ломающих в критические моменты головы, как бы нам выручить своих иностранных еврейских братьев, опять угодивших в очередной антисемитский переплет. Вырученные свои в очередной раз плюют на все призывы облагоразумиться наконец, и репатриироваться подобру-поздорову... До следующего раза. Ну да ладно, ничего нового в этом явлении нет, есть у нас и иранские, и афганские (там, кажется, вообще один упертый старичок, слава Б-гу, остался), российские, французские и всякие прочие шведские евреи. Всех их понять, простить и спасти в один прекрасный момент также придется израильскому МИДу и ничего мы с этим не поделаем. Правда, во всем этом есть и положительный момент — именно в таких ситуациях можно с пользой для Израиля (в кои-то веки!) использовать несомненный талант господина Переса убалтывать кого угодно, сколько угодно и по любой заявленной теме. Один упертый в своих заблуждениях еврей в очередной раз спасет от десятка до нескольких сотен других, не менее упертых, что, согласитесь символично.
Read More
Теоретики сложных систем: мы всего на расстоянии года от глобальных бунтов
Какова главная причина народных волнений? Оправданными мотивами могут быть нищета, угнетения, бесправие и так далее, но всё же главное – это голод. Если и существует фактор, способный спровоцировать гражданские беспорядки наверняка – так это либо нехватка продовольствия, либо его непомерно высокая цена. К такому выводу пришла группа теоретиков сложных систем из Кембриджа, и их утверждения вполне резонны.
В 2011 году исследователи из Института сложных систем (CSI) представили модель, которая точно объясняла, почему волны беспорядков, прокатившихся по миру в 2008 и 2011 годах, произошли именно тогда. Главным определяющим фактором был рост продовольственных цен. Модель определила точный порог мировых цен на продовольствие, нарушение которого ведёт к беспорядкам во всём мире.
В обзоре Массачусетского технологического института объясняется, как работает эта модель: «Доказательство базируется на двух источниках. Во-первых, это данные, собранные Организацией объединённых наций, и составляющие так называемый индекс цен на продукты питания Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. А второй – дата беспорядков, какова бы ни была их причина». Сложите данные, и они будут выглядеть вот так:
Довольно просто. Черными точками обозначены цены на продукты питания, красными линиями – беспорядки. Иными словами, всякий раз, когда индекс цен на продовольствие, измеряющий месячное изменение корзины продовольственных товаров, поднимается выше 210, назревают условия для социальных беспорядков по всему миру. CSI не утверждает, что любой всплеск до 210 приведёт к беспорядкам. Он говорит о том, что при достижении этой планки возможность бунтов существенно возрастает. Для миллиардов людей по всему миру расходы на еду составляют около 80 процентов их обычных трат (для людей в богатых странах эта доля около 15 процентов). Когда цены взлетают, люди не могут позволить себе ничего другого, а иногда даже и сама еда становится им не по карману. А если вам нечего есть, или ещё хуже, когда нечего есть вашей семье – вы начинаете борьбу.
Но насколько модель точна? Исследователи пишут: «13 декабря 2010 года мы представили правительству доклад с анализом последствий мирового финансового кризиса, и прямо указали на риск социальных волнений и политической нестабильности из-за цен на продовольствие. Четыре дня спустя Мухамед Буазизи в Тунисе поджёг себя в знак протеста. Ну а что началось дальше, мы все помним.
Сегодня индекс цен на продукты питания колеблется около 213 пунктов – то есть перед самым своим пороговым значением. Низкий урожай кукурузы в США, являющихся крупнейшим мировым производителем этой культуры, оказывает повышающее давление на цены.
«Недавняя засуха в средне-западной части Соединённых штатов угрожает вызвать глобальную катастрофу, – писал недавно в Аль-Джазире Янир Бар-Ям. – Когда люди не могут прокормить себя и свои семьи, происходят масштабные социальные потрясения. Мы стоим на краю следующего кризиса, уже третьего за пять лет, и, возможно, наихудшего, способного вызвать новые голодные бунты и нестабильность масштабов Арабской весны».
Хотя пока что цены и не выросли до катастрофических уровней прошлого года. Во время революционных беспорядков прошлого года цены превысили отметку 220 пунктов и даже достигали 240 пунктов. В этом году они довольно стабильно колебались в диапазоне 210-216 – на опасно близком расстоянии к критическому уровню. Но в CSI ожидают, что тенденция роста цен на продовольствие продолжится. Ещё до того, как экстремальная погода повлияла в этом году на продовольственные цены, их обзор от 2011 года предсказывал, что следующий риск глобальных беспорядков падает на август 2013-го, и что эти беспорядки могут охватить большее количество стран. Так что если тренд будет держаться, то, по мнению теоретиков сложных систем, до начала глобальных волнений нам осталось меньше года.
Но реальность такова, что сейчас такие прогнозы делать практически невозможно. Невозможно предсказать экстремальную погоду вроде нынешней засухи в США. Всего два года назад жара погубила часть урожая в России и нанесла сокрушительный удар по глобальным продовольственным рынкам.
Идёт голод, а с ним и бунты
Источник
перевод для mixednews – molten
Победитель
Андерс Беринг Брейвик войдет в историю, как эпический герой.
В самом буквальном и полном смысле термина. Ни один из эпических героев не прославился своей толерантностью. Все они стяжали свою славу тем, что убивали врагов — причем именно в эпических масштабах и количествах, в одиночку громя целые армии. А 77 человек (число-то какое! так и просится в балладу или сагу!) за один день, да что там — за полтора часа боев — это, по меркам современных войн, именно что армейские потери, и весьма ощутимые. Особенно учитывая, что противоположная сторона потерь не понесла вовсе. Если бы речь шла о событиях тысячелетней давности, сейчас многомудрые историки непременно говорили бы — как говорят они про всех былинных богатырей — что на самом деле, конечно, сражались два войска, но народная молва приписала все успехи победившей стороны единственному герою — который, вполне возможно, был вообще выдуман. И мы бы согласно кивали: ну в самом деле, кто поверит, что такое смог совершить один человек?
Брейвик смог.
Чем больше проходит времени, тем меньше возмущения вызывает его поступок. Приходится напоминать себе, что убивать политических противников, если они не применили насилие первыми — это все же недопустимо. Разум нехотя соглашается с этим (с гораздо большей неохотой, чем с необходимостью платить налоги), но чувства отказываются следовать за ним. Первой реакцией на «ужасные теракты в Норвегии» было — «ну конечно же, это мусульмане, кто же еще?» Потом, как только выяснилось, что не мусульмане, а строго наоборот — «что наделал этот идиот?! Он же всех нас подставил! Дискредитировал правые идеи на годы вперед! Леваки о таком подарке и мечтать не могли! Какого черта он пошел убивать детей?! Шел бы в мечеть, если такой смелый! А может, он вообще провокатор?» Потом... стали выясняться подробности. Что «не то чтоб эти детки были просто малолетки» (действительных малолеток, кстати, Брейвик принципиально не трогал), а представляли они собой весьма близкое подобие путинских селигерышей1, собравшееся не отдохнуть на природе, а клеймить Израиль и поддерживать палестинских террористов. Что уже, некоторым образом, ставит под сомнение их статус нонкомбатантов. Сильно бы возмущались ненавидящие Брейвика «антифашисты», узнав, что во время Второй мировой кто-то расстрелял лагерь хитлерюгенда? Сдается мне, что не очень. И «почему не в мечеть», тоже понятно: потому что толерасты являются худшими врагами, нежели их подзащитные.
Конечно же, главную угрозу для разрушаемой толерастами европейской (по происхождению, а не нынешней географии) цивилизации — частью и, более того, форпостом которой является Израиль — представляют не эти молодые недоумки, а их кукловоды (против которых, впрочем, был направлен первый удар Брейвика — взрыв правительственных зданий). Но на войне гибнут не только (и, увы, не столько) ее разжигатели, но и рядовые. А то, что две тоталитарные (и на самом деле очень похожие) идеологии — ислам и социализм — ведут против нас войну, есть очевидный факт, мусульманами (в отличие от вечно лживых социалистов) даже и не скрываемый (собственно, такая война — «пока весь мир не будет принадлежать Аллаху» — прямо предписана Кораном2). И оттого, что другая сторона от этого факта трусливо открещивается, он никуда не денется — наоборот. И Брейвик, разумеется, не преступник в общеуголовном смысле. Он не имеет ничего общего с серийными убийцами и психами, учинявшими расстрелы в колледжах. Он даже и не террорист — террористы, в современном понимании этого термина, убивают действительно ни в чем не повинных мирных жителей. Он солдат (если угодно — партизан), осуществивший боевую операцию.
Read More
ЗАДАЧИ ОТРЯДОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ АРМИИ
1) Самостоятельные военные действия.
2) Руководство толпой.
Отряды могли бы быть всяких размеров, начиная от двух-трех человек.
Отряды должны вооружаться сами, кто чем может (ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка, тряпка с керосином для поджога, веревка или веревочная лестница, лопата для стройки баррикад, пироксилиновая шашка, колючая проволока, гвозди (против кавалерии) и пр. и т.д.). Ни в каком случае не ждать со стороны, сверху, извне, помощи, а раздобывать все самим. Read More
Ядовитый укус Гроссмейстера
Если серьезно рассмотреть некоторых представителей
нашей интеллигенции, то можно будет увидеть,
что они еще не вышли даже из неорганического состояния…
Преподобный Иустин (Попович)
Недавно один английский писатель (не помню его имени) по каналу Ren TV делился своими впечатлениями от происходящих в мире событий. Мне писатель показался симпатичным, и я решил прислушаться к тому, что он говорит. Англичанин поразительно точно оценивал действия Запада по отношению к тем, кого он, т.е. этот самый Запад, считает своими врагами. Например, писатель однозначно резко осудил убийство натовцами ливийского лидера Муаммара Каддафи. Он подчеркнул абсолютную аморальность подобных действий. Я тогда подумал: удивительный какой англичанин. Не боится ничего и режет правду матку, словно он давний автор РНЛ. А ведь за такие речи на Западе можно весьма сильно поплатиться, и если не сесть в тюрьму, хотя и такое возможно, то уж точно стать изгоем цивилизованного общества. Я был заинтригован и стал слушать еще внимательнее. И тут я понял, что не перевелись еще юродивые на нашей грешной земле.
Судите сами. Английский писатель с обаятельной улыбкой стал давать свое объяснение аморальной политике Запада. Оказывается все политические вожди западного мира вовсе не люди, а рептилии, да-да, именно рептилии, очень неприятные существа, покрытые пупырчатой чешуйчатой толстенной шкурой, на коротких и крепких когтистых лапах, с отвратительными желтыми глазами и омерзительным похотливым языком. В качестве доказательства писатель предложил сравнить глаза Джорджа Буша и какого-то ящера. И, действительно, на представленном фото глаза американского президента и рептилии оказались совершенно одинаковыми. Подобных фотографий писатель представил множество. Но дальше еще интереснее. Оказывается, что кровь представителей древних правящих кланов Запада, всех этих Рокфеллеров, Ротшильдов и прочих, действительно имеет голубоватый цвет, точно такой же, как и у рептилий. Английский писатель сделал на этом особый акцент.
Молодец англичанин. Не мог же он напрямую обвинить западный истеблишмент в педерастии. Хотя, если посмотреть на рассуждения английского писателя с метафизической и духовной стороны, то получится, что он совершенно прав. Ведь человек, согласно святоотеческому учению, может подняться выше своего человеческого естества, обожиться и превзойти ангелов, став сыном Божиим по благодати. Но человек так же может и пасть ниже своего естества, осатанеть и стать даже хуже и страшнее демонов.
Преподобный Иустин (Попович) говорит в этой связи: «Безбожник – всегда неминуемо и без-человек, а тем самым и не-человек…Возводя себя на высоту человек исчезает в божественной беспредельности; низводя в пучину, тонет в демоническом беспределе». Рептилия у английского писателя – замечательная художественная метафора падения человека ниже своего естества.
Но я хотел бы дальше развить мысли замечательного английского писателя, чем-то напоминающего моего любимого Честертона.
Read More
Холодящий кровь сценарий «конца привычного нам мира»
Сенатор Том Кобурн в своей книге «Долговая бомба» представил холодящий кровь сценарий «конца привычного нам мира». ЦРУ следовало бы принять её во внимание. Возможно, они это уже сделали.
Приведём здесь некоторые выдержки из этой книги.
Вымышленный Кобурном «конец мира» берет начало 4 августа 2014 года в Токио, где руководство большого взаимного фонда проводит встречу с представителями дюжины частных фондов и чиновниками иностранных правительств. Взаимный фонд – крупный покупатель американских казначейских векселей, продажи которых финансируют американские долговые расходы.
Представители японский взаимный фонд, разочарованные тем, что США не сокращает расходы, выражают опасение, что Федеральная резервная система будет печатать все больше денег, чтобы не выплачивать в полном объеме долги держателям своих векселей. Глава японского взаимного фонда открыто поддерживает распродажу казначейских векселей США «прежде чем американцы получат возможность и дальше девальвировать свою валюту».
Узнав, что некоторые американские инвесторы так же отказываются покупать казначейские бумаги США, японский взаимный фонд официально голосует за продажу своих ГКО (государственные казначейские обязательства; прим. mixednews.ru), о чём сообщают на следующее утро новостные агентства Азии.
Первая реакция оказывается спокойной. Но позже еще один крупный азиатский фонд принимает решение продать свою долю американских векселей. В тот же день Сингапур так же продаёт свои запасы этих ценных бумаг. В это время открываются европейские рынки, и все крупные частные компании неистово избавляются от своих ГКО. Даже Япония, второй по величине кредитор Соединённых Штатов продаёт свою часть векселей, в то время как Китай решает выждать.
Позднеё ночью чиновники США разбужены сообщениями о финансовом кризисе невероятных масштабов. Недавно избранный от республиканской партии президент, находящийся в отпуске, многозначительно изрекает: «В моём расписании ничего не говорится о мерах по спасению».
Следующий день, в который просыпаются американцы, запомнится им лучше дня убийства Кеннеди или террористических атак 11 сентября. Всё, чем они владеют, обесценилось на треть в сравнении со сбережениями владельцев других валют.
На пресс-конференции в Белом доме президент США говорит о сильных основах американской экономики и о том, что всё будет в порядке. Затем открываются торги на Уолл-стрит, индекс Доу-Джонса в первые же минуты снижается на 10 процентов. Торги останавливаются на час. После возобновления торгов индекс Доу падает еще на 20 процентов, и американцы спешат к банкоматам. Вебсайты банков зависают от огромного количества запросов, от побережья к побережью люди снимают с банковских счетов свои сбережения.
Спустя неделю после начала кризиса доллар теряет 50 процентов своей стоимости, а нефть дорожает с 80 до 240 долларов за баррель.
Read More
Бунт официанта
Культура стала заискивать перед шпаной, хамом, фашистом, перед оголтелым невеждой. Теперь приходится оправдываться за то, что веришь в Бога, в семью, в законы общежития
В искусстве есть понятие «контрапункт», кульминация сюжета. Пункт против пункта, утверждение против утверждения, две темы столкнулись.
Если не нужно разрешить вопрос, разобраться в переживаниях, отличить хорошее от плохого — то обращаться к искусству нет нужды.
Тварь дрожащая — или право имею, быть — или не быть, война — или мир, красное — или черное, коварство — и любовь, Дон Кихот — и Санчо, Карлсон — и Малыш; одновременное развитие двух тем необходимо и в детской книжке. Даже в бесконфликтном романе «Винни-Пух» представлены полярные взгляды: Пятачок предлагает положить в ловушку для Слонопотама желуди, Пух настаивает на меде, в итоге Пух кладет в ловушку горшок, но мед съедает. Ловушка с пустым горшком — контрапункт произведения, образ собирает противоречия воедино. Классическое искусство использует прием контрапункта, наделяя образ двойной природой: великие скульптуры имеют разнонаправленные векторы движения — Дискобол закручивает движение форм в двух противоположных направлениях; герои романов вступают в противоречие сами с собой — Гобсек скуп и благороден, Лир безумен и мудр. Щека Богоматери — розовая и живая щека, прижатая к желтой мертвой щеке Христа, — есть величайший контрапункт живописи Возрождения, кульминация пластического искусства. Контраст в живописи придуман, чтобы сделать контрапункт зримым. Ван Гог так виртуозно пользовался противоречиями палитры, что умел найти точку в картине, где представлены все контрастные цвета. В его портретах эта точка — глаз персонажа: изжелта-белый белок, темно-фиолетовый глаз, голубая тень под глазом, охристое веко, розово-красный уголок глаза; Ван Гог умеет в кульминационной точке повествования соединить все контрасты. Образ, в котором положительное начало и отрицательное (добродетель и гордыня, героизм и беспутство) сплелись воедино, есть условие убедительности героя. Мы называем персонажа плакатным, если автор показывает только положительные стороны характера. В искусстве убедителен тот герой, который являет нерасторжимое целое из непримиримых противоречий. В этом отношении (то есть в сочетании несочетаемого) эстетика светской культуры повторяет основной постулат христианской религии. Контрапунктом всей христианской культуры — и живописи, и музыки, и литературы, и философии — является образ самого Иисуса Христа. Недаром Христа изображают в одеждах контрастных цветов: красный цвет символизирует земную природу, голубой — природу небесную. В эти контрастные цвета Христос облачен всегда, в картине «Явление Христа народу» вы еще не видите Его лица, но контраст цветов уже явлен. Спаситель сразу дает нам понять, что Он есть точка схода противоречий мира, Он есть контрапункт бытия. Образ Спасителя соединяет две природы, божественную и человеческую, в противоречивое единство, которое именуют «неслиянно нераздельным». Образ Иисуса, по сути, и есть наиболее точное определение контрапункта. Одно начало делается понятным лишь по отношению к другому началу: мы никогда не поймем неба, не зная земли; божественным началом задается измерение человеческого, и наоборот. Все образы, созданные в искусстве стран христианского круга, безусловно исходят из этой двуприродности — само искусство по определению двуприродно: бренная материя (краска, бумага, камень) преобразуется в нетленное. Высказывание образное не существует вне контрапункта — иначе превратится в приказ или орнамент, в нечто служебное. Скажем, в уголовной хронике драмы нет, поскольку нет образа: в случае Чикатило нет драмы, а в случае Отелло — драма есть. В плакате нет драмы: «Не стой под стрелой!» — тревожное сообщение, но в отсутствие контрапункта — сообщение не драматическое. А в картине «Возвращение блудного сына» драма есть, потому что есть полнокровный образ. И за отца, и за сына на картине переживаешь больше, нежели за человечка на плакате, который неосторожно встал под стрелой крана. За человечка на плакате не переживаешь, а переживать надо — искусство ведь затем и существует! — но переживание пробуждается лишь контрапунктом, зритель проникается тем, что соучаствует в разрешении противоречий. Данное положение принципиально важно для понимания того, что произошло в секулярном искусстве Запада, которое в XX веке сделало шаг в сторону язычества, то есть возвратный шаг. Был пересмотрен тот основной аспект эстетики, который Ницше именовал «рождением трагедии». Как это ни парадоксально прозвучит, в эстетике авангарда исчез героизм, исчезли конфликт и трагедия. Борьба перестала быть героической и трагедийной, поскольку из нее исчез образ, а трагедию может воплощать только образ. Дело здесь не в революции как таковой и не в протесте как таковом. Протестного искусства было предостаточно — вот, скажем, «Расстрел 3 мая» Франсиско Гойи, главный герой воплощает трагедию. А «Черный квадрат» — тоже революционное искусство, а трагедию не воплощает. Может ли квадрат поведать нам о трагедии? Может ли знак представить столкновение убеждений? Какие убеждения в знаках треугольника и призмы? Данные слова не критика эстетики авангарда, но лишь констатация того, что новая эстетика не трагедийна: нет страдательного субъекта, нет конфликта. Без-образный авангард поставил серьезный вопрос перед христианской образной эстетикой: может ли быть мятеж без контрапункта, протест без трагедии, пафос без героя? Возможно ли такое в принципе или это нонсенс? Можно быть неверующим (многие художники и были неверующими), но находиться вне христианской эстетики — невозможно, коль скоро художник работает в так называемой христианской цивилизации. Все, о чем говорилось выше, это законы кровообращения искусства, это условие создания образа. И вот революционный авангард, пересматривая основные положения классической эстетики, устранил фундаментальный принцип христианского искусства. Авангардная эстетика отказалась от контрапункта. Казалось бы, от авангарда следует ждать взрыва мятежных провокаций! Произведение бунтарское явит изобилие контрапунктов: что ни загогулина, то контрапункт. На деле же авангардная продукция — абсолютно бесконфликтная вещь. В мастерской авангардиста царит вечный штиль: ничего более покойного, нежели «Черный квадрат», и вообразить нельзя — это вам не изглоданный скорбями старик Рембрандта. Конфликт вынесен авангардом из самого произведения вовне — во внешнюю среду. То, как воспринимают черный квадрат или нарисованный пенис, — это и есть отныне контрапункт. В самом же произведении авангарда контрапункта не существует. Официант всегда невозмутим.
Протест заказывали?
Вот произведение: мастер изобразил на стене половой член. Рисунок не передает больших чувств, в общественных туалетах подобных изображений много, их оставляют дурные люди, часто маньяки. Однако рисунок помещен напротив здания Федеральной службы безопасности, и этот жест превращает туалетный рисунок в протестное произведение. Иными словами, произведение опознали как высказывание в контексте культуры общества. Так произошло с писсуаром, выставленным Дюшаном. Этот писсуар критика признала ярким произведением XX века, хотя высказывание имеет внешний характер: мастер эпатирует общественное мнение, утверждает, что люди — стадо, готовое поклоняться чему угодно, и люди подтверждают эту мысль, начинают поклоняться писсуару. Писсуар или рисунок члена не есть произведения. Произведением является эпатирующий жест.
Read More
Как P.Riot смогут добиться пересмотра своего приговора
В делах о мыслепреступлениях самое сложное — установление криминального мотива. Когдал судят за слова, важно учесть, в каком смысле обвиняемый эти слова употреблял.
В этом отличие разбирательства мыслепреступлений от разбирательства преступлений обычных. Раз речь идет о том, что происходит в мире символов, с символами и при помощи символов, значит мы ушли в мир заведомо конвенциональный (условно-договорной). И тут важно уточнять — один и тот же ли смысл разные стороны вкладывают в одни и те же слова и символы.
Весь приговор строится на весьма шатком основании — на утверждении, что участники панк-группы испытывают ненависть ко всем православным христианам и к православию как таковому.
Утверждать наличие мотива в действии человека при условии, что сам этот человек именно этот мотив в себе отрицает – значит претендовать на роль Бога. Ибо только Бог - Сердцеведец (Деян 1,24). Но Хамовнический суд решил, что ему виднее, и что он тоже может взирать не на лица, а на сердца.
Но вот пришел «момент истины». В Киеве защитница PR устроила акцию в их поддержку. Акция состояла в обрушении поклонного Креста, установленного в память жертв сталинских репрессий. Памятный крест установлен на холме над майданом Незалежности возле Октябрьского дворца в Киеве, где до войны находилось управление НКВД и в котором проходили расстрелы. Поражают и место и дата события:
Акция произошла накануне 18 августа – дня, когда православные поминают жертв террора и сталинских репрессий.
Read More
Был порядок, говорят..
Общим местом в общественном сознании стала мысль, что «при Сталине не воровали», что тогда был порядок и не было коррупции. О том, каков был порядок, основанный на терроре и беззаконии, мы сейчас знаем уже довольно много — благодаря многочисленным публикациям документов и воспоминаний, работам историков, которые сосредоточивались преимущественно на исследовании репрессивного аппарата и механизмов тоталитарной власти. Про коррупцию в сталинские времена написано и опубликовано пока еще слишком мало. Архивы советских контрольных органов обследованы лишь фрагментарно. Потому-то и сохраняется иллюзия, что коррупции при Сталине не было.
В условиях общенародной собственности на средства производства, которая вела к обесценению денег и росту дефицита товаров и услуг, взятки часто приобретали натуральную форму. Собственно, для Российской империи здесь не было ничего нового. Еще ревизоры Петра Великого брали взятки икрой и рыбой. А в советское время можно было, например, отремонтировать начальнику автомобиль за казенный счет, устроить ему банкет, достать дефицитные билеты в театр и т. п. Если речь шла о более высоком уровне, то дорогими подарками могли быть картины, антиквариат, роскошные халаты, породистые скакуны и т. п. Единственный период, когда коррупция приобрела преимущественно денежный характер, — эпоха нэпа. Тогда многие коммунисты-начальники совместно с нэпманами проворачивали миллионные аферы. После того как нэп прикончили, коррупция опять стала преимущественно натуральной. В таком виде она, кстати, была значительно менее уязвимой для судебного преследования. Тут надо заметить, что призванная контролировать власть Рабоче-крестьянская инспекция своей функции не выполняла, потому что на практике она не могла привлекать к ответственности коммунистов без решения соответствующих партийных органов. А большинство начальников были членами партии. Поэтому гораздо большую роль играла Центральная Контрольная Комиссия ВКП(б), но дела о коррупции туда попадали редко. В 1934 году РККИ и ЦКК слили в Комитет партийного контроля, но в 1940 году опять выделили Наркомат Государственного Контроля. Его главой был назначен Лев Захарович Мех-лис, один из ближайших к Сталину людей. Но активно действовать в этой должности он начал только после Второй мировой войны. 19 марта 1946 года Наркомат госконтроля переименовали а Министерство госконтроля.
Характерный эпизод, отчетливо показывающий как размах коррупции в сталинскую эпоху, так и нежелание верховного владыки действительно с ней бороться, относится к послевоенной эпохе[1]. Очевидно, Мехлис получил указание вождя немного припугнуть номенклатуру, которая хотела расслабиться после тягот военного времени и пожить в свое удовольствие. Так, в сентябре 1946 года он доложил заместителю председателя Совета Министров и члену Политбюро Лаврентию Берии о злоупотреблении служебным положением заместителями министра трудовых ресурсов СССР П. Г. Москатовым и Г. И. Зеленко, которые потратили на строительство собственных дач более 80 тыс. рублей государственных средств и использовали бесплатный труд учащихся ремесленных училищ. Замечу, кстати, что 80 тыс. рублей по тем временам — не такие уж большие деньги. Примерно столько же стоил тогда хороший автомобиль.
Read More