НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ

На выборах 2016 года, сознательно или нет, большинство белых проголосовали за кандидата, который откровенно апеллировал к характеристике того аспекта самоидентификации, который дает им наибольшую власть и статус в иерархии. По данным экзит-поллинга 24 537 респондентов «Нью-Йорк таймс», 58 процентов белых избирателей выбрали республиканца Дональда Трампа и только 37 процентов – демократа Хиллари Клинтон. Хотя она набрала почти на 3 миллиона голосов больше, чем Трамп, по народным подсчетам, она получила меньшую долю белых голосов, чем любой кандидат от Демократической партии, кроме Джимми Картера в его неудавшейся заявке на переизбрание против Рональда Рейгана в 1980 году.

«Партии стали настолько разделенными по признаку расы, – пишет политолог Лилиана Мейсон, – что простой расовой идентичности без политического содержания достаточно, чтобы предсказать идентичность партийную».

Большинство из них – 53 процента – игнорировали общие потребности женщин и выступили против другой белой женщины, чтобы проголосовать за сохранение белой идентичности и ее черт, к которым апеллировал Трамп, вместо того чтобы помочь опытной женщине и самим себе творить историю.

«Трампа привели к власти белые, озабоченные своим статусом, – пишет Жардина, – и его политические приоритеты явно направлены как на защиту расовой иерархии, так и на укрепление ее границ».

Это люди, которые чувствуют, что «почва уходит у них из-под ног, и все те преимущества, которыми они пользуются благодаря своей расе, преимущества их группы и положения на вершине расовой иерархии, находятся под угрозой».

Подсознательное осознание силы касты (несмотря на редкое, если вообще имеющее место, использование этого термина), по-видимому, также влияет в некоторой степени на то, как стороны воспринимают свои базовые группы поддержки. Республиканское почтение к своей базе белых евангелистов резко контрастирует с безразличием, которое часто демонстрирует демократическая база к афроамериканцам, которые обесцениваются по множеству причин, в том числе из-за их унизительного положения в нижней части социальной иерархии.

Для республиканцев фокусировка, ощущение сплоченности вокруг реальной угрозы в сочетании с присущими им кастовыми преимуществами коллективного богатства и влияния ее избирателей в целом дает Республиканской партии кажущееся преимущество в подстрекательстве своих сторонников против демократической оппозиции.

Со своей стороны, демократы составляют рассредоточенное большинство электората, но временами кажутся равнодушными к базе, которой партия часто читала лекции или воспринимала как должное. Та же партия упрекала свой электорат, если явка была ниже ожидаемой, несмотря на подавление избирателей, к сожалению, покупаясь на кастовые предположения, в отличие от республиканцев лишаясь таким образом поддержки своих самых лояльных избирателей. Демократы растрачивают энергию и ослабляют свою власть, с некоторой завистью воспринимая преданность избирателей своих оппонентов, воспринимающих партию с уважением. Сами же демократы воспринимают как должное то большинство, что у них есть.

Белые евангелисты являются самыми лояльными сторонниками своей Республиканской партии, каковыми являются и афроамериканцы для демократов, хотя обе эти группы составляют меньшинство от общего электората. Но главные вопросы самого надежного избирательного блока демократов – доступное жилье, чистая вода, жестокость полиции, разрыв в расовом благосостоянии и компенсация за санкционированную государством дискриминацию (каковая уже принята для других групп, дискриминируемых в Соединенных Штатах) – и по сей день остаются вопросами второго плана или вовсе считаются проблемными для партии, которую эти афроамериканцы помогали поддерживать. Для тех, кто считает, что это было бы непрактично, – партия, представляющая интересы подчиненной касты и зависящая от нее, должна открыть глаза своим соотечественникам и выступить за более эгалитарную страну.

Между тем приоритеты белых евангелистов – прекращение абортов, ограничение иммиграции, защита прав на оружие, ограничение правительства, а в последнее время пренебрежение наукой и отрицание изменения климата – обрели чуть ли не священное значение для Республиканской партии.

«Что больше всего отличает белых американских евангелистов от других христиан, других религиозных групп и неверующих, так это не теология, а политика. В течение XX века евангелическая коалиция объединила богословие, белизну и консервативную политику… Идентификация себя как евангелистов в начале XXI века означает приверженность правам на оружие, отмене легальных абортов и низким налогам».

Люди, идентифицирующие себя как белые евангелисты, независимо от их личной религиозности, сплотились вокруг Трампа, чтобы защитить белую протестантскую нацию. Они доказали, что являются верными солдатами в битве против нелегальных иммигрантов и мусульман. Торжество прав геев, сохранение законности абортов и избрание Барака Обамы стало для них сигналом о необходимости бороться за Америку, которую они когда-то знали.

Изабель Уилкерсон, «Касты. Истоки неравенства в XXI веке»