Украина не в состоянии обучать своих военнослужащих, особенно только что мобилизованных, как использовать тысячи переносных противотанковых систем Javelin, которые США отправили Киеву.
В Пентагоне считают, что украинские новобранцы не в состоянии освоить эти ПЗРК стоимостью 200 000 долларов каждый, поскольку не имеют обученных инструкторов и системной тренировочной базы.
Украинское командование полагает, что в настоящее время Россия в ходе специальной военной операции активно применяет в боях более 500 танков одновременно. Однако на линии фронта украинское командование сталкивается с обычной болезнью ВСУ:
«солдаты есть — стрелять нечем» и наоборот,
«стрелять есть чем — солдат нет»
Ранее США уже предоставили Украине около 5000 «Джавелинов» и 1400 «Стингеров» или около трети запасов Javelin США и около четверти запасов Stinger.
Генеральный директор Raytheon Грег Хейс сообщил, что быстрое пополнение американских арсеналов сейчас вряд ли возможно. Raytheon не может производить Stinger'ы достаточно быстро — проблемы с цепочкой поставок.
Пентагон не покупал комплексы Stinger около 18 лет, а некоторые компоненты больше не производятся вообще. Нечем снаряжать головки самонаведения. Поиск и замена компонентов займет у Raytheon и Lockheed Martin (производитель Javelin) довольно много времени. Raytheon нарастит производство не раньше, чем в 2023—2024 гг., когда объем новых заказов выйдет для корпорации на кривую безубыточности. Проблема усугубляется тем, что Stinger в значительной степени является продуктом ручной сборки, в то время как большая часть рабочей силы Raytheon обучена созданию Tomahawk или ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM.
Желание увеличить производство «Джавелинов» и «Стингеров» — это одно. Сделать это — совсем другое. Когда речь идет о «Джавелинах» и «Стингерах», а также о других управляемых ракетных комплексах и более совершенных системах вооружения, производственные мощности — это не просто вопрос того, насколько быстро рабочие смогут их собрать. Речь также идет о поиске множества специализированных компонентов и базовых материалов, которые часто пользуются повышенным спросом (полупроводники, редкоземельные металлы и т. д.)
Когда всё это порешают, производство Javelin может увеличиться до 6480 ракет в год. Но это будет связано с непредвиденными расходами, которые приведут к увеличению цены за единицу продукции. Оптимальная производительность, при которой затраты на единицу продукции могли быть сведены к минимуму, составляла около 3960 ракет.
В бюджетной заявке Пентагона на 2022 финансовый год цена одной ракеты Javelin оценивается в 192772 доллара по сравнению со 175203 долларами в 2021 финансовом году. Стоимость перезаряжаемой командно-пусковой установки (CLU), которую в крайнем случае можно использовать для общего наблюдения благодаря встроенной оптике, увеличивает общую стоимость ПТРК Javelin на десятки тысяч долларов.
В то время как Raytheon и Lockheed Martin столкнулись с проблемами, связанными со спросом на их оружие для стрельбы с плеча, пакет помощи в размере 33 миллиарда долларов, предложенный Украине Джо Байденом, призван, как надеются в Вашингтоне, решить большинство внезапно возникших вопросов.
Большая часть этих денег — 20 миллиардов долларов — пойдет на помощь украинским военным, а также покроет расходы по восполнению арсеналов Пентагона. Деньги также будут оформлены как долг Украины за оплату младшим партнерам по НАТО за поставки их устаревшего оружия Киеву.
Такова их дислокация.