Как военно-промышленный комплекс пришел в Силиконовую долину

Как и в большинстве других аспектов современного общества, компьютеризация, усовершенствование и автоматизация гиперускорили темпы ведения войн — и кто лучше поможет преобразовать вооруженные силы США в боевую силу 21-го века, чем целая отрасль, сосредоточенная на быстром движении и сломе тенденции?  Ниже исследуется роль крупных технологий в преобразованиях Пентагона в сфере высоких технологий.
План был простым, но амбициозным: использовать лучшие и самые яркие идеи из технологической индустрии для Пентагона. Предпосылка заключалась в том, что новые коммерческие компании превзошли способность Министерства обороны создавать передовые технологии. Министр обороны Картер провел несколько лет в Стэнфордском университете до своего назначения, и был глубоко впечатлен новаторским духом района залива и его магнатами-миллионерами.

«Они изобретают новые технологии, создавая процветание, связь и свободу», — говорил Картер. - Они чувствуют, что они тоже государственные служащие, и они хотели бы иметь кого-то в Вашингтоне, с кем они могли бы связаться».

Удивительно, но Картер стал первым действующим министром обороны, посетившим Силиконовую долину за более чем двадцать лет.

У Пентагона есть собственное агентство исследований и разработок, DARPA, но его проекты, как правило, преследуют цели, которые находятся на расстоянии десятилетий, а не месяцев. Чего хотел новый министр обороны, так это оперативного, оптимизированного офиса, который мог бы служить своего рода посредником, направляющим десятки или даже сотни миллионов долларов из огромного бюджета Министерства обороны в перспективные фирмы, разрабатывающие технологии, находящиеся на грани завершения. В идеале DIUx должен был бы служить своего рода связующим звеном, согласовывая потребности Пентагона, а также инженеров и предпринимателей в толстовках. В течение года DIUx открыла филиалы еще в двух местах с растущим технологическим сектором: в Бостоне, штат Массачусетс, и в Остине, штат Техас.

В краткосрочной перспективе Картер надеялся, что DIUx наладит отношения с местными стартапами, привлечет лучших специалистов, привлечет к проектам военных резервистов и упростит печально известные громоздкие процессы закупок Пентагона. Его долгосрочные цели были еще более амбициозными: взять кадровых военных и направить их на работу над футуристическими проектами в Силиконовой долине в течение нескольких месяцев, чтобы познакомить их с новыми культурами и идеями, которые они могут принести в Пентагон и пригласить технарей провести время в Министерстве обороны.

В марте 2016 года Картер организовал Совет по оборонным инновациям (DIB), элитный мозговой трест гражданских лиц, которому было поручено давать советы и рекомендации руководству Пентагона. Картер назначил бывшего генерального директора Google (и члена правления Alphabet) Эрика Шмидта председателем DIB, в который, среди прочего, входят нынешние и бывшие руководители Facebook, Google и Instagram.

Через три года после того, как Картер запустил DIUx, он был переименован в Отдел оборонных инноваций (DIU), что указывает на то, что он больше не является экспериментальным. Это свидетельствовало о широкой поддержке офиса со стороны руководителей Пентагона. Министерство обороны выделило почти 100 миллионов долларов на проекты сорока пяти компаний, почти ни одна из которых не была крупным оборонным подрядчиком. Несмотря на трудности на начальных этапах — и предположения о том, что администрация Трампа может не поддержать инициативу, ориентированную на регионы, склонные к перекосу в сторону Демократической партии, — DIUx был проверенным и ценным активом Министерства обороны. Сама организация больше не являлась экспериментом; DIU по-прежнему имеет жизненно важное значение для продвижения инноваций в Департаменте и преобразования способов, с помощью которых Министерство обороны создает более смертоносную силу.

Министр обороны при Трампе Джеймс Мэттис посетил штаб-квартиру Amazon в Сиэтле и офис Google в Пало-Альто в августе 2017 года и не выразил ничего, кроме похвалы технологической отрасли. В начале 2018 года администрация Трампа запросила резкое увеличение бюджета DIU на 2019 финансовый год с 30 миллионов долларов до 71 миллиона долларов. На 2020 год администрация запросила 164 миллиона долларов, что более чем вдвое превышает запрос предыдущего года.

Q ФИЛИАЛ

Хотя чиновники Пентагона изображали DIUx как новаторскую организацию, на самом деле она была создана по образцу другой фирмы, созданной для обслуживания разведывательного сообщества США аналогичным образом. В конце 1990-х годов Рут Дэвид, заместитель директора ЦРУ по науке и технологиям, предположила, что агентству необходимо двигаться в радикально новом направлении, чтобы оно могло извлечь выгоду из инноваций, разрабатываемых в частном секторе, с особым упором на кремний. Фирмы долины. В 1999 году под руководством своего директора Джорджа Тенета ЦРУ учредило некоммерческое юридическое лицо под названием Peleus для выполнения этой задачи с помощью бывшего генерального директора Lockheed Martin Нормана Августина. Вскоре после этого организация была переименована в In-Q-Tel.

Первый генеральный директор, Гилман Луи, был нетрадиционным выбором для руководства предприятием. Луи провел почти двадцать лет в качестве разработчика видеоигр, который, среди прочего, создал популярную серию авиасимуляторов Falcon F-16. В то время, когда он согласился присоединиться к новой фирме, он был главным креативным директором компании по производству игрушек Hasbro. В презентации 2017 года в Стэнфордском университете Луи заявил, что предложил In-Q-Tel принять форму венчурного фонда. Он также описал, как по своей сути организация создавалась для решения «проблемы больших данных»:

Проблема, которую руководители ЦРУ пытались решить, заключалась в следующем: как заставить технологические компании, которые исторически никогда не взаимодействовали с федеральным правительством, фактически предоставлять технологии, особенно в области ИТ, которые правительство может использовать. Потому что очень боялись того, что они называли в то время перспективами «цифрового Перл-Харбора».

У Белого дома была часть информации, у военно-морской разведки была часть информации, у послов была часть информации, у Государственного департамента была часть информации, но они не могли собрать все это вместе В 1998 году они начали понимать, что информация была разбросана по всем этим различным разведывательным агентствам, из которых они никогда не могли собрать ее воедино, по сути то, что они пытались решить, было проблемой больших данных. Как вы сшиваете это вместе, чтобы получить интеллект из этих данных?

Направляя средства от разведывательных агентств в зарождающиеся фирмы, создающие технологии, которые могут быть полезны для наблюдения, сбора разведывательных данных, анализа данных, кибервойны и кибербезопасности, ЦРУ надеялось получить преимущество над своими глобальными конкурентами, используя инвестиционные фонды для кооптации творческих инженеров, хакеров, ученых и программистов. In-Q-Tel был разработан с заложенным набором противоречий. Он независим от ЦРУ, но полностью подчиняется ему. Это некоммерческая организация, однако ее сотрудники могут получать, иногда солидную, прибыль от ее работы. Он действует публично, но его продукты строго секретны. В 2005 году ЦРУ вложило в In-Q-Tel примерно 37 миллионов долларов.

И In-Q-Tel, и DIUx были созданы для передачи новейших технологий частного сектора разведывательным и военным ведомствам США соответственно. Несколько иная интерпретация заключается в том, что эти организации были созданы для захвата технологических инноваций и для захвата новых идей. С точки зрения ЦРУ, эти договоренности были беспроигрышными, но критики охарактеризовали их как бесполезную работу — отсутствие прозрачности, надзора, а оптимизированные закупки означают, что существует большой потенциал для конфликта интересов. Другие критики называют In-Q-Tel ярким примером милитаризации технологической индустрии.

Между DIUx и In-Q-Tel есть важное различие. DIUx является частью Министерства обороны и поэтому финансово зависит от средств Пентагона. Напротив, In-Q-Tel с юридической и финансовой точек зрения является отдельной организацией. Инвестируя в перспективные компании, In-Q-Tel также становится совладельцем этих фирм. С денежной и технологической точки зрения, наиболее прибыльной инвестицией In-Q-Tel, вероятно, было финансирование Keyhole, компании из Сан-Франциско, которая разработала программное обеспечение, способное объединять спутниковые изображения и аэрофотоснимки для создания трехмерных моделей поверхности Земли.

Программа была способна создать виртуальную карту всей планеты с высоким разрешением. In-Q-Tel предоставила финансирование в 2003 году, и через несколько месяцев военные США использовали программное обеспечение для поддержки американских войск в Ираке.

Официальные источники никогда не сообщали, сколько In-Q-Tel инвестировала в Keyhole. Google купил этот стартап за нераскрытую сумму и переименовал его в Google Earth. Приобретение было значительным. Сделка Keyhole-Google ознаменовала момент, когда компания перестала быть интернет-компанией, ориентированной исключительно на потребителя, и начала интегрироваться с правительством США, которое вошло в долю с глубокими связями в мире разведки и военных контрактов. Уже к 2006 и 2007 годам Google активно искала государственные контракты, равномерно распределенные между военными, разведывательными и гражданскими агентствами.

Помимо Google, несколько других крупных технологических фирм приобрели стартапы, финансируемые In-Q-Tel:

— в том числе IBM, которая приобрела компанию по хранению данных Cleversafe; 
— Cisco Systems, которая поглотила стартап с интерфейсом диалогового ИИ под названием MindMeld; 
— Samsung, зацепившая нанотехнологическую фирму QD Vision; 
— и Amazon, которая купила компанию Elemental Technologies, занимающуюся доставкой многоэкранного видео. 

В то время как эти инвестиции пошли на финансирование относительно приземленных технологий, портфель In-Q-Tel включает фирмы с футуристическими проектами:

— Cyphy, которая производит привязанные дроны, которые могут выполнять разведывательные миссии в течение длительного времени благодаря постоянному источнику питания; 
— Atlas Wearables, производящая интеллектуальные фитнес-трекеры, которые внимательно отслеживают движения тела и показатели жизнедеятельности; 
— Fuel3d, который продает портативное устройство, мгновенно производящее подробные трехмерные сканы структур или других объектов; 
— и Sonitus, разработавшая систему беспроводной связи, часть которой помещается во рту пользователя.

Если DIUx делала ставку на компании, занимающиеся робототехникой и искусственным интеллектом, то In-Q-Tel особенно интересовалась теми, кто создает технологии наблюдения — фирмы, производящие геопространственные спутники, передовые датчики, биометрическое оборудование, анализаторы ДНК, устройства языкового перевода и системы киберзащиты.

Совсем недавно In-Q-Tel переключилась на фирмы, специализирующиеся на интеллектуальном анализе данных в социальных сетях и других интернет-платформах. К ним относятся:

— Dataminr, который передает данные Twitter для выявления тенденций и потенциальных угроз; 
— Geofeedia, которая собирает географически проиндексированные сообщения социальных сетей, связанные с последними новостями, такими как протесты; 
— PATHAR, компания, специализирующаяся на анализе социальных сетей; 
— и TransVoyant, фирма по интеграции данных, которая сопоставляет данные со спутников, радаров, дронов и других датчиков.

In-Q-Tel также создала Lab41, технологический центр Кремниевой долины, специализирующийся на анализе больших данных и машинном обучении.

Такова их дислокация.