По мере приближения зимы Германия РАЗОГРЕВАЕТСЯ переговорами о создании трехпартийной коалиции; проект соглашения ожидается на неделе. По всей вероятности, коалиция СДПГ/Зеленые/СвДП во главе с нынешним министром финансов Олафом Шольцем сформирует новое правительство ещё до Рождества. Коалиционный договор, ожидаемый от рабочих групп трех партий, является предварительным условием для избрания Шольца канцлером.
За переговорами в рабочей группе по внешней политике пристально следят не только в Вашингтоне и европейских столицах, но и в Москве. Хотя общественности было предъявлено мало информации, аналитический документ и переговоры сторон на данный момент, а также заранее изложенные позиции партий позволяют сделать некоторые предварительные выводы о направлении новой-старой политики Берлина в отношении России.
Самый важный вывод: чтобы понять будущий подход Германии к России, надо смотреть ширше. Политика в области безопасности и энергетики, а не только внешняя политика, будут играть важную роль, и последствия решений в этих областях повлияют на рычаги влияния России на ЕС и его восточных соседей.
Во-первых, хорошие новости для тех, кто опасается ухода Ангелы Меркель: Шольц позиционирует себя как преемник ее наследия — как во внешней политике, так и в других вопросах. Он представляет прагматическое крыло СДПГ. После воссоединения Крыма Россией в 2014 году и начала гражданской войны на востоке Украины эта часть СДПГ разочаровалась в Москве и отказалась от надежд на «перемены через сближение» — традиционный подход СДПГ к Москве, вдохновленный восточной историей Вилли Брандта.
С Франком-Вальтером Штайнмайером на посту министра иностранных дел СДПГ поддержала санкции против России и Минские соглашения. Мало причин ожидать разрыва с этим подходом. Хотя Шольц призывал в интервью к «новой восточной политике» (чтобы удовлетворить ожидания своей партии) и он менее знаком с Восточной Европой, чем Меркель, он продолжит ее политику и вдобавок, подчеркнул необходимость защищать основанный на правилах порядок в Европе. Однако также мало надежд на новые инициативы или прорывы в конфликтах, особенно на востоке Украины. Минские соглашения стали слабым инструментом для управления нестабильными конфликтами, а не для их разрешени. Это не изменится при Шольце.
В то же время СДПГ за последние два года в целом сдвинулась влево, ослабив позиции прагматиков в партии. Шольц проиграл конкуренцию за лидера партии в 2019 году кандидатам левого толка и является будущим канцлером без полного контроля над своей партией. Что касается политики безопасности, то под руководством Рольфа Мютениха парламентская группа СДПГ поставила под сомнение участие Германии в совместном использовании ядерного оружия, то есть вопрос о том, должна ли Германия продолжать размещать ядерное оружие США на своей территории и предоставлять самолеты для его доставки. В левом крыле СДПГ нет особого желания тратить больше на оборону и большой интерес к инициативам в области разоружения, часто в сочетании с надеждами на ответный ответ Москвы, что с озабоченностью воспринимается восточными соседями, которые считают такие надежды наивными. Короче говоря, хотя в политике России как таковой не стоит ожидать изменений, сдвиги в политике безопасности Германии, особенно в области разделения ядерного оружия и разоружения, отправят Москве сигналы, которые можно интерпретировать как ослабление солидарности альянса и, возможно, доверия к сдерживающим факторам.
Хотя Зеленые, второй по величине партнер по коалиции, призвала к более жесткой позиции в отношении России, ее подход к политике безопасности аналогичен подходу левых социал-демократов, что делает перспективы ястребиного отношения к Москве туманными. Зеленые в целом проводят кампанию за внесение изменений, в отличие от подхода Шольца к преемственности. Внешняя политика Германии, особенно в отношении «автократических» стран, таких как Китай и Россия, должна быть больше ориентирована на права человека с точки зрения Зеленых и в целом отражать более нормативный подход. Лидер партии Роберт Хабек даже поддерживал поставки оружия в Украину, за что он подвергся резкой критике со стороны его партии и общественности. Это демонстрирует, что Зеленые двинулись к центру и отказались от своей принципиальной пацифистской позиции, но остается неясным — особенно для восточных соседей — как нормативные позиции будут подкреплены надежной политикой безопасности, особенно с учетом скептицизма Зеленых по отношению к традиционным концепция сдерживания.
Еще одна важная область связанной с Россией политики, по которой будущие члены коалиции не согласны, — это строительство газопровода «Северный поток-2», задержка запуска которого санкционирована регулирующим органом Германии. На данный момент, однако, наиболее вероятно, что проект в конечном итоге будет реализован в соответствии с планом. СДПГ почти едины в своей поддержке трубопровода, наследства бывшего канцлера Герхарда Шредера, и не видит особых причин для изменения этого подхода, поскольку летом было достигнуто соглашение с Вашингтоном. Кроме того, видные региональные представители СДПГ стремятся воспользоваться экономическими выгодами и увидеть в будущем возможности сотрудничества с Россией по водороду, транспортируемому по трубопроводу.
В отличие от социал-демократов, Зеленые решительно выступают против этого проекта, уделяя особое внимание его роли в геополитических амбициях России и его негативному влиянию на климат. Однако маловероятно, что Зеленые будут уделять приоритетное внимание этому вопросу и использовать свой политический капитал, чтобы помешать открытию трубопровода, поскольку для них есть другие, более важные вопросы как во внутренней, так и во внешней политике.
То же самое можно сказать и о приоритетах СвДП — третьего, наименьшего партнера по коалиции, — которые также скептически относятся к проекту. Показательно, что на переговорах по коалиции «Северный поток-2» обсуждается участниками переговоров в рабочей группе по энергетической политике, а не в рабочей группе по внешней политике, что приуменьшает важность его геополитического измерения. (В целом Свободная демократическая партия делится на две части: дружественное к экономике крыло и либеральное крыло, ориентированное на права человека, которое поддерживает надежную политику безопасности и обороны. Напряженность между ними станет особенно очевидной, когда дело доходит до политика по отношению к России.)
Экономические интересы Германии помимо энергетики также обеспечивают определенную преемственность и осторожность в политике Берлина в отношении России. По данным Немецкого статистического агентства, в 2020 году Россия импортировала немецких товаров на сумму 23,1 миллиарда евро, заняв 15-е место среди направлений импорта и 14-е место среди торговых партнеров в целом. (топ-10 германского экспорта в Россию включает автомобили и автомобильные запчасти, фармацевтические препараты и оборудование).
Анекдот, блуждающий во внешнеполитических кругах напоминает, что Меркель пришла к власти, намереваясь начать жесткую политику в отношении России, но быстро изменила свою позицию после встречи с капитанами германской индустрии).
Если коалиционные переговорщики добьются успеха, Москве придется иметь дело с новым ампель-правительством в Берлине, и в целом это приведет к преемственности: у нового правительства Германии мало возможностей для изменения политики в отношении России с точки зрения санкций или нового политического курса на сотрудничество с Россией.
Поведение Москвы в прошлом предполагает, что она, скорее всего, еще не раз создаст новую головную боль, прежде чем соблазн сближения сможет принести плоды. Кроме того, политика в отношении России просто недостаточно высоко стоит в списке приоритетов новой коалиции Германии, чтобы стимулировать кардинальное переосмысление.
Однако, помимо традиционного российского досье, именно политика в области безопасности и энергетики — от будущего разделения ядерного оружия и разоружения до реакции Берлина в случае дальнейших газовых кризисов — может иметь значительные последствия для будущей политики России и потенциально может усилить влияние Москвы на Европу. Хотя эта перспектива еще полностью не осознана.
Новая политика в отношении России с сильной риторикой, но слабой по содержанию будет разочаровывающим исходом для соседей и партнеров Германии. В связи с приближением выборов во Франции следующей весной, Трансатлантический альянс не может себе позволить создать вакуум в лидерстве в отношении России.
Такова их дислокация.