Описание законов Крымской страны


Если род Османов идёт в поход, татарским ханам присылают «сапожные деньги», а также доставляют двенадцать тысяч алтунов для жалования этим капу-кулу. Деньги делят между капу-кулу. По благословенному хассу, падишахскому закону, наравне с бейлер-беем Румелии содержание ханов составляет сто тысяч акче. Их берут от кефинской таможни, счёт ведут эмин с дефтердарами и секретарями. Таков падишахский закон.

Ханам было пожаловано два знамени, два санджака и байрака и военный оркестр в семь рядов. Он играет перед войсками в оставшиеся от предков афросиябовы трубы, джемшидовы зурны и барабаны.

Ханы являются предводителями очень боеспособного войска, в котором нет и признака конюшен, складов и кладовых, кухонь, повозок, верблюдов и упряжек, пушек и ружей, палаток и шатров. Войско составляет восемьдесят тысяч конных воинов с колчанами и вооружением, с плетьми в руках. Шестьдесят-семьдесят тысяч коней связываются друг с другом хвостами. Через каждые сто шагов, называемые кошунами, на спины грузовых животных токмакскими ремешками привязывают казаны под названием хушчи.

На некоторых лошадей навьючивают завёрнутые в бараньи и козьи шкуры сушёное просо и сухой творог. А больше ничего съедобного нет. Т

атары, ветроподобные охотники за врагом, привыкли к этому. В день они делают по десять дневных переходов, и удивительно, но лошадей не кормят и не ухаживают за ними. Как только они сходят с лошадей, они отпускают их в степь с мальчиками. Кони там валяются, играют в траве и пасутся. В зимнем же походе кони разгребают снег, находят под ним траву, то есть сухую траву, оставшуюся с прошлого года, и едят её. Коням совсем не дают ячменя. А когда лошадей привязывают и готовят к походу, то сорок-пятьдесят дней им не дают ни сена, ни соломы, но днём и ночью не отрывают их головы от торб, полных ячменём.

Даже в холодные зимы, которые бывают в тех краях, у татар нет шатров. Они связывают токмакскими ремешками концы четырёх прутов, нижние концы тех прутов втыкают в землю, накидывают сверху на пруты дождевые накидки, которые носят на спине, и получается подобие шатра. Седельные подушки, или чиркисы, они расстилают на снегу, седло кладут под голову, а под седельный домик привязывают саблю или колчан, называемый теркеш. Сами снимают даже рубаху, укрываются штанами и ложатся спать совершенно голыми. Утром они надевают рубашки из красной и голубой бязи, вскакивают и сразу надевают свою накидку-шатёр из войлока, кладут седло на коня, протягивают одну подпругу через передние ноги коня, а другую через пах, и в мгновение ока садятся верхом, меч и колчан прилаживают уже на коне, стегают два раза коня плетью, погоняют и скачут, разогревая на морозе и себя, и коня.

В общем, они созданы для походов. Этот народ подобен полку. Теперь у хана, калгинуреддина и Ширин-бея есть войлочные кибитки, а у хана есть восемь шатёрчиков для казны. И на этом всё.

Эвлия Челеби, «Книга путешествия»