В последние недели тысячи беженцев из Гаити прибывают на американо-мексиканскую границу в поисках лучшей жизни. Большинство из них покинули свою Родину несколько лет назад, после того как землетрясение 2010 года разрушило и без того одну из самых бедных экономик в мире. Первоначально они селились в таких местах, как Чили, но политика региона заставила их чувствовать себя там нежеланными гостями, подвергаться дискриминации и опасаться за своё будущее.
Гаитянские беженцы надеялись, что Соединенные Штаты при президенте Байдене бросят им спасательный круг. Они ошиблись. Администрация Байдена отправляет тысячи людей обратно на Гаити, хотя сегодня это зона бедствия, и многие беженцы покинули ее много лет назад. Некоторые из тех, кого правительство США насильно отправило на Гаити — дети, которые никогда там не жили.
Посол Дэниел Фут, назначенный президентом Байденом специальным посланником США на Гаити в июле, подал в отставку в знак протеста против политики своей администрации. «Я не хочу ассоциироваться с бесчеловечным, контрпродуктивным решением Соединенных Штатов депортировать тысячи гаитянских беженцев» — написал Фут в своем заявлении об отставке.
Гаити, куда высылают беженцев — это страна, переживающая кризис. Плохое географическое расположение, слабая инфраструктура, плюс в последние годы страна подверглась разрушительному воздействию многочисленных ураганов и землетрясений, включая землетрясение магнитудой 7,2 баллов по шкале Рихтера в августе. В июле президент Гаити Жовенель Мойсе был убит колумбийскими наемниками, некоторые из которых прошли военную подготовку в США. По сообщениям СМИ, охранная компания из Флориды связала того, кто хотел убить Мойсе, с наемниками, но детали того, почему был убит Мойсе и кто руководил наемниками, остаются загадкой.
Однако ясно, что убийство Мойсе продолжает длящуюся веками политическую нестабильность на Гаити. В 2015 году Всемирный банк пришел к выводу, что самая большая политическая проблема страны заключается в том, что «отсутствует социальный контракт между государством и его гражданами». Посол Фут в своем письме об отставке обвинил Соединенные Штаты и другие страны в том, что они в очередной раз саботировали решение этой проблемы, бессовестно поддерживая неизбранную замену Мойсе, Ариэля Генри. Генри был назначен Мойсе премьер-министром в июле, а после убийства президента взял на себя новую роль. Главный прокурор Гаити заявил, что он нашел доказательства, связывающие Генри с убийством — и Генри немедленно уволил его. Некоторые гаитянские чиновники потребовали от Генри уйти в отставку и обратились к международному сообществу с просьбой прекратить его поддержку. «Этот цикл международных политических интервенций в Гаити неизменно приводит к катастрофическим результатам» — пишет Фут.
Гаити — одна из беднейших наций в мире, и богатые страны приложили руку к текущему положению дел. Соединенные Штаты работали над изоляцией новой независимого Гаити в начале 19 века и насильственно оккупировали островное государство в течение 19 лет в начале 20 века. Хотя США официально покинули Гаити в 1934 году, они продолжали контролировать государственные финансы страны до 1947 года, выкачивая около 40% национального дохода на обслуживание долговых обязательств перед США и Францией.
Большая часть этого долга перед Францией была наследием того, что ученый из Университета Вирджинии Марлен Даут называет «величайшим ограблением в истории»: окруженное французскими канонерскими лодками, новое независимое Гаити было вынуждено платить репарации своим рабовладельцам. Вы правильно прочитали. Именно бывшие рабы Гаити, а не французские рабовладельцы, были вынуждены выплатить репарации. Гаитяне выплатили компенсацию своим угнетателям и потомкам своих угнетателей за привилегию быть свободными. Стране потребовалось более века, чтобы выплатить долги по репарациям.
Трагическая надежда революционного Гаити
Гаити получила независимость от Франции в 1804 году, и почти сразу же мировые державы сделали страну государством-изгоем. Это была независимая, возглавляемая чернокожими нация, созданная рабами, которые сбросили свои цепи и боролись с угнетателями за свою свободу, в то время, когда страны, возглавляемые белыми, насаждали жестокие, расистские системы эксплуатации по всему миру.
Гаити, тогда известное как Сен-Доминго, было жемчужиной французской империи. Это была самая прибыльная колония во всем мире. Французские плантаторы заставляли африканских рабов выращивать сахар, кофе и другие востребованные культуры для мирового рынка. Система, казалось, работала хорошо. Так было до тех пор, пока французская и американская революции не вдохновили в 1791 году крупнейшее в мире и самое успешное восстание рабов. Вопреки всему рабы победили, обратили рабовладельцев в бегство во Францию и Америку, а затем успешно отбились от последующих попыток вновь поработить их. Гаити стала первым государством, которое навсегда запретило рабство.
Но как государство освобожденных черных рабов, Гаити представляло угрозу существующему мировому порядку. Президент Томас Джефферсон стремился изолировать Гаити дипломатически и задушить экономически, опасаясь, что успех страны вдохновит уже американских рабов на восстание. С изобретением и распространением хлопкового джина рабство стало гораздо более прибыльным в то самое время, когда появилось свободное Гаити, и рабовладельцы в США и других странах цеплялись за бесчеловечные средства производства и расширяли их. Успех Гаити десятилетиями воспринимался как угроза этой системе, и Соединенные Штаты официально признали Гаити только в 1862 году, когда рабство начали отменять сами.
Во время критического периода развития Гаити Франция вмешалась даже более прямо, чем США, чтобы помешать успеху страны. В июле 1825 года французский король Карл X направил вооруженную флотилию военных кораблей к Гаити с сообщением, что молодое государство должно заплатить Франции 150 миллионов франков, дабы обеспечить свою независимость, или пострадать от последствий. Эта сумма в 10 раз превышала ту, которую Соединенные Штаты заплатили Франции в ходе Луизианской сделки, удвоившей размеры США.
Почти буквально под дулом пистолета Гаити уступило требованиям Франции, чтобы обеспечить свою независимость. Сумма была слишком велика для молодого государства, чтобы заплатить ее сразу, поэтому пришлось взять кредит под большие проценты во французском банке. В течение следующего столетия Гаити выплатила французским рабовладельцам и их потомкам сумму, эквивалентную 20–30 миллиардам долларов США в пересчете на сегодняшние цены. Гаити потребовалось 122 года, чтобы расплатиться по этим долгам. Профессор Марлен Даут пишет, что это «нанесло серьезный ущерб способности новой независимой страны к развитию».
Исправление ошибок
После того как землетрясение 2010 года полностью разрушило Гаити, ученые и журналисты написали письмо французскому президенту с требованием, чтобы Франция вернула Гаити этот долг. Французский экономист Томас Пикетти возродил эту идею в 2020 году, утверждая, что Франция должна Гаити не менее 28 миллиардов долларов. Французское правительство, при нескольких президентах отказывалось от этой идеи, и вряд ли оно вернет Гаити долг в ближайшее время.
Но если богатый мир хочет искупить преступления, совершённые в отношении Гаити в прошлом, возможно, наиболее эффективной политикой сейчас было бы принятие большего числа гаитянских беженцев. Это не только гуманная политика, которая улучшит жизнь их самих и их будущих семей. Это также может стать толчком для развития экономики Гаити. По данным Всемирного банка, в 2018 году гаитянские экспатрианты отправили домой 3 миллиарда долларов в виде денежных переводов, что составило почти треть всего ВВП островного государства.