На прошлой неделе утверждали что криптовалюты ждёт стагнация. И надо бы объяснить некоторым криптовалютчикам, почему часть мейнстрима экономики и финансового мира не воспринимает их серьезно. Да просто потому, что многие из них не очень хорошо понимают принципы экономики денег.
Есть две распространенные ошибки.
Во-первых, доллар не находится на грани краха и не будет заменен криптоактивами. США — одна из двух крупнейших экономик мира и центр англоязычного мира. У страны есть возможность взимать налоги, самая сильная сеть союзов и самые мощные вооруженные силы. Да, с 2008 года США напечатали много долларов, но они также предприняли шаги по снижению скорости обращения этих долларов.
Темпы инфляции цен, вероятно, будут выше в течение следующих двух лет или около того, но уже сейчас некоторые из непосредственных инфляционных факторов ослабевают; цены на пиломатериалы, например, сейчас резко падают. В 10-летнем временном горизонте правительство США может брать кредиты по почти нулевой реальной ставке процента, что вряд ли является признаком обреченной империи.
Правительство США также не собирается разоряться и не находится на грани гиперинфляции. Отношение долга США к ВВП вполне может достигнуть 200%, но более бедная и маленькая Япония справляется с аналогичным уровнем долга. Следует помнить, что национальное богатство, хотя его трудно оценить, может превышать ВВП в шесть-восемь раз. Таким образом, отношение долга к доходу в 200% может означать, что отношение долга к богатству составляет всего 25%. Вряд ли это конец света. Подумайте, насколько комфортно вам будет, если вы выплатите «всего» 75% ипотечного кредита.
Если что и случится, то криптовалюты скорее навредят валютам стран, у которых дела идут очень плохо, например, Венесуэлы. Фиатные валюты просто так не исчезнут, поэтому в долгосрочной перспективе криптовалюты могут повысить стоимость доллара, сдерживая рост потенциальных конкурентов.
Второй момент, который часто игнорируется криптосообществом, заключается в том, что цены на криптовалюты не будут вечно расти высокими темпами. Не имеет значения, встроена ли дефляция денежной массы в криптовалютную систему, или что каждый год будут открываться новые и ценные способы использования. В какой-то момент рынок поймет ценность криптовалют и включит эту информацию в высокий уровень цен на эти активы. С этого момента ожидаемая доходность станет — осмелюсь сказать — стандартной.
Сравните криптовалютный рынок с рынком искусства, который долгое время не понимал потенциальной ценности картин Энди Уорхола. В течение многих лет цены сильно росли. Однако на данный момент сохраняется ликвидный рынок, и ожидаемая стоимость инвестиций в Уорхола не обязательно больше или меньше, чем стоимость инвестиций в другие известные произведения искусства.
Это вполне обоснованное (хотя и спорное) мнение, что рынок все еще не оценил всю ценность криптовалют. Такое положение дел еще может продлиться некоторое время, но не десятилетия.
Ирония заключается в том, что многие аргументы, приводимые сторонниками криптовалют, подразумевают особенно низкую денежную доходность криптовалют. В той мере, в какой криптовалюта будет полезна в качестве залога или для целей ликвидности, люди будут охотнее держать криптовалюту при более низких денежных ставках доходности, точно так же, как они хотят держать наличные деньги, или точно так же, как использование казначейских облигаций США в качестве залога повышает их цену и снижает их ожидаемую доходность.
Если в конечном итоге мы придем к миру, в котором акции будут расти на 5-7 % в год, а биткоин — на 1 %, то это будет признаком того, что криптовалюта добилась успеха. Более общий смысл заключается в том, что хотя криптовалюта была весьма необычным классом активов на протяжении всей своей истории, она не будет вести себя как необычный класс активов вечно.
Я понимаю, почему сторонники криптовалют могут с опаской смотреть на критику со стороны основных экономистов, занимающихся денежным обращением. Немногие экономисты сделали много для продвижения или развития идей криптовалют, а иногда они их высмеивали. Сатоши и Виталик Бутерин — не только значительные новаторы, но и два самых важных экономиста-монетариста нашего времени. И какой бы ни была долгосрочная стоимость криптовалют, рынки ошибаются.
При всем этом нормализация — как теории криптовалют, так и их стоимости — уже на подходе. Это будет не так весело, как радикальное и перевернутое крипто-статус-кво. Но, тем не менее, это повод для радости.