Вполне себе предсказуемая тема — в ближайшее время на военные аэродромы Белоруссии будут переброшены российские истребители, предположительно это будут Су-30 и Су-35, их количество может составить 18 единиц.
— Несколько слов об истории вопроса, — прокомментировал «СП» «базовую тему» политолог Александр Зимовский.- Общеизвестно, что в 2015 году Белоруссия отказалась заключать с Россией «Соглашение о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь» (официальное название). Ну, отказалась и отказалась. И в конце того же года во время одной из посиделок Путина и Лукашенко источник российского происхождения, близкий к теме, сообщил, что «вопрос снят».
Вопрос был снят до лета 2020 года, когда какие-то ничтожные телеграм-ресурсы взялись шатать фундамент белорусской государственности и довели до того, что он пошел трещинами.
В Минске проснулись, и увидели, что они находятся в клещах западных врагов-натовцев, а солнце для республики встаёт только на востоке. И однажды белорусская разведка из польских газет узнала, что в Польшу переброшены 18 истребителей F-16 из состава 480-й экспедиционной истребительной эскадрильи 52-го истребительного авиакрыла ВВС США.
F-16 хоть и древний, как помёт белорусского мамонта, но всё ещё крепок и способен нести тактические атомные бомбы мощностью от 0,3 килотонны до 340 килотонн. Словом, после серии авральных заявлений Минск, что называется, вздыбил тему российского военного авиаприсутствия на белорусских аэродромах.
Что до боевых возможностей Су-35 и F-16, то их оценкой пусть занимаются профильные эксперты. Единственный район воздушного пространства, где эти самолеты находятся и маневрируют на дальности визуального контакта, расположен между КНР и Тайванем. До стрельбы дело не доходило, но по всем пилотажным характеристикам и возможностям бортовых систем, очевидно, что Су-35 позволяют китайским летчикам сильно нервировать тайваньских пилотов.
Касательно Белоруссии, там всего три аэродрома, способных принимать тяжелые российские Су-30 и Су-35. Это аэродромы «Лида», «Мачулищи» и «Барановичи», места расположения которых соответствуют топонимам, и кто любит играть в спутниковые карты, тот легко найдет эти объекты самостоятельно и оценит степень их готовности и загруженности. Фактически, Минск, на фоне активности НАТО у белорусских границ, запросил у Москвы военно-воздушную поддержку. Таковая была предоставлена.
Я бы не советовал рассматривать эти военные решения России как «нажим» на нашего союзника с целью вернуться к документам 2015 года. Несколько истребительных звеньев ВКС России, рассредоточенных по белорусским аэродромам, не требуют создания особой юрисдикции и особого статуса пребывания, как это могло быть в случае с полновесной авиабазой. И напротив, если белорусская сторона хочет утверждать, что ВКС РФ находятся в республике временно, то и здесь легко согласиться. Да, конкретные аэропланы и пилоты находятся там временно, но в целом — постоянно. Потому что такой он, принцип ротации подразделений и экипажей. А базы нет. Зачем нам база?
Что до реакции белорусской общественности, то сейчас тамошняя общественность, конечно, будет рукоплескать. Как многие слышали, коллективный Запад собрался убить руководителя белорусской республики, но не преуспел, ЧК не дремлет, как говорится. В итоге сегодня белорусское общество ещё больше сплотилось вокруг своего лидера. И если 18 российских истребителей могут спасти президента (в рамках всего комплекса защитных мероприятий), то реакция белорусов на их прибытие в Белоруссию для несения боевого дежурства по охране воздушных рубежей республики ожидается исключительно позитивная.