Почему мое сознание здесь, а ваше – у вас? Почему вселенная разделена на две части для каждого из нас, на субъект и бесконечность объектов? Почему каждый из нас — личный центр опыта, получающий информацию об остальном мире? Почему некоторые существа обладают сознанием, а другие, по-видимому, нет? Крыса обладает сознанием? Комната? Бактерия?
Все эти вопросы являются аспектами древней «проблемы разума и тела», которая, по сути, задается весьма сложным вопросом: какова связь между разумом и материей? И ответа на него нет уже тысячелетия.
За последние два десятка лет эта проблематика пережила серьезный ребрендинг. Теперь её называют «трудной проблемой» сознания после того, как философ Дэвид Чалмерс придумал этот термин в уже ставшей классической статье и более подробно исследовал его в своей книге «Сознание: в поисках фундаментальной теории» 1996 года.
Чалмерс считал, что проблему разума и тела следует считать «трудной», по сравнению с «легким» вопросом нейробиологии: как нейроны и мозг работают на физическом уровне? Конечно, на самом деле этот вопрос также весьма сложен. Но, по мнению Чалмерса, он относительно ничтожен по сравнению с действительно сложной проблемой объяснения того, как сознание связано с материей.
За последнее десятилетие мой коллега из Калифорнийского университета, профессор психологии Санта-Барбары Джонатан Шулер и я разработали то, что мы называем «резонансной теорией сознания». Мы предполагаем, что резонанс – термин для обозначения синхронизированных вибраций — лежит в основе не только человеческого сознания, но и сознания животных и физической реальности в целом. Звучит как выражение хиппи — это все вибрации, чувак! — но погодите ударяться в скепсис.
Вибрации и всё что с ними связано
Все вещи в нашей вселенной постоянно находятся в движении, вибрируют. Даже объекты, которые кажутся неподвижными, на самом деле вибрируют, колеблются, резонируют на разных частотах. Резонанс — тип движения, характеризующийся колебаниями между двумя состояниями. И в конечном итоге вся материя — вибрации различных базовых полей. Таким образом, в любом масштабе вся природа это резонанс, вибрации.
Когда разные вибрирующие вещи собираются вместе, начинается интересное: через некоторое время они часто начинают вибрировать на одной частоте. Они «синхронизируются» иногда так, что это может показаться загадочным. Это описывается как феномен спонтанной самоорганизации.
Математик Стивен Строгатц приводит различные примеры из физики, биологии, химии и нейробиологии, чтобы проиллюстрировать эту «синхронизацию» — его термин для резонанса — в своей книге 2003 года «Синхронизация: как порядок возникает из хаоса во вселенной, природе и повседневной жизни»:
- Когда светлячки некоторых видов собираются в большие скопления, они начинают мигать синхронно, что может показаться немного загадочным.
- Когда фотоны одинаковой мощности и частоты синхронизируются возникает лазерный луч.
- Вращение Луны точно синхронизировано с ее орбитой вокруг Земли, так что мы всегда видим одну и ту же сторону.
Изучение резонанса приводит к потенциально глубокому пониманию природы сознания и вселенной в целом.
Синхронизация вибраций в вашей голове
Нейробиологи также дали своё определение синхронизации в своих исследованиях. Крупномасштабное срабатывание нейронов происходит в человеческом мозге с измеримыми частотами, и считается, что сознание млекопитающих обычно связано с различными видами нейрональной синхронизации.
Например, немецкий нейрофизиолог Паскаль Фрис исследовал способы синхронизации различных электрических паттернов в мозге для изучения различных типов человеческого сознания.
Фрис фокусировался на гамма, бета и тета-волнах. Эти метки относятся к скорости электрических колебаний в головном мозге, измеряемой электродами, расположенными снаружи черепа. Группы нейронов производят эти колебания, поскольку они используют электрохимические импульсы, чтобы общаться друг с другом. Именно скорость и напряжение этих сигналов при усреднении генерируют волны ЭЭГ, которые можно измерять с сигнатурными циклами в секунду.
Гамма-волны связаны с крупномасштабными скоординированными действиями, такими как восприятие, медитация или сфокусированное сознание; бета — с максимальной активностью мозга или возбуждением; тета — с расслаблением, снами или фантазиями. По словам Фриса, эти три волновых типа работают вместе, чтобы произвести или, по крайней мере, обеспечить работу различных типов человеческого сознания. Но точная связь между электрическими мозговыми волнами и сознанием все еще остается предметом споров.
Фрис называет свою концепцию «общение через связность». Для него всё сводится к нейронной синхронизации. Синхронизация с точки зрения общих скоростей электрических колебаний обеспечивает плавную связь между нейронами и группами нейронов. Без этого вида синхронизированной когерентности входные сигналы поступают в случайные фазы цикла возбудимости нейронов и являются неэффективными или, по меньшей мере, намного менее эффективными при обмене данными.
Резонансная теория сознания
Наша теория резонанса основана на работе Фриса и многих других, с более широким подходом, который может помочь объяснить не только сознание человека и млекопитающих, но и сознание в более широком смысле.
Основываясь на наблюдаемом поведении сущностей, которые нас окружают, от электронов до атомов, молекул, бактерий, мышей, летучих мышей, крыс и т. д., мы предполагаем, что все вещи можно рассматривать как хотя бы немного сознательные. На первый взгляд это звучит странно, но «панпсихизм» — представление о том, что вся материя имеет какое-то связанное сознание — является все более общепринятой позицией в отношении природы сознания.
Панпсихизм утверждает, что сознание не возникло в какой-то момент эволюции. Скорее, оно всегда связано с материей и наоборот — это две стороны одной медали. Но подавляющее большинство сознания, связанного с различными типами материи в нашей вселенной, чрезвычайно элементарно. Например, электрон или атом обладают лишь небольшим его количеством. Но поскольку материя становится более взаимосвязанной и сложной, то, согласно теории, усложняется и сознание.
Биологические организмы могут быстро обмениваться информацией по различным биофизическим путям — как электрическим, так и электрохимическим. Небиологические структуры могут обмениваться информацией только используя тепловые /температурные пути — гораздо медленнее и гораздо менее эффективно. Живые существа используют свои более быстрые информационные потоки по сравнению с тем, что происходит, например, в вещах вроде валунов или груды песка. В биологических структурах намного больше внутренней связи и, следовательно, гораздо больше всего «происходит», чем в валуне или куче песка.
В соответствии с нашим подходом валуны и груды песка являются «простыми агрегатами», просто коллекциями очень элементарных сознательных сущностей на атомном или молекулярном уровне. Это противоречит тому, что происходит в биологических формах жизни, где комбинации этих микросознательных сущностей вместе создают макросознательную сущность более высокого уровня. Для нас этот процесс объединения является отличительной чертой биологической жизни.
Главный тезис нашего подхода заключается в следующем: особые связи, которые обеспечивают крупномасштабное сознание являются результатом общего резонанса между многими меньшими составляющими. Скорость присутствующих резонансных волн является ограничивающим фактором, который определяет размер каждой сознательной сущности в каждый момент.
По мере того, как особый общий резонанс распространяется на все больше и больше составляющих, новая сознательная сущность, которая возникает в результате этого резонанса и комбинации, становится все больше и сложнее. Так, например, общий резонанс в человеческом мозге, который достигает гамма-синхронизации, включает в себя гораздо большее количество нейронов и нейронных связей, чем в случае только бета или тета-ритмов.
Как насчет большего резонанса между организмами, такого как облако светлячков с их маленькими мигающими огнями? Исследователи считают, что их биолюминесцентный резонанс возникает из-за внутренних биологических осцилляторов, которые автоматически приводят к синхронизации каждого светлячка со своими соседями.
Но неужели эта группа светлячков имеет более высокий уровень группового сознания? Вероятно, нет, так как мы можем объяснить это явление, не прибегая к терминам изучения сознания. Но в биологических структурах с правильным видом информационных путей и вычислительной скоростью эти тенденции к самоорганизации могут и часто приводят к появлению более крупных сознательных сущностей.
Наша резонансная теория сознания пытается создать единую структуру, которая учитывает нейробиологию, а также более фундаментальные вопросы нейробиологии и биофизики, природу разума.
Оригинал: The Conversation
Неужели сознание – это резонанс?