Положения о том, как разные страны будут работать на поверхности нашего ближайшего естественного спутника
НАСА объявило о разработке соглашений Artemis Accords, нового набора стандартов, посвящённых исследованию Луны. Агентство надеется, что другие страны согласятся на условия, которые определяют, как человечество будет действовать на поверхности спутника, в том числе в сфере добычи ресурсов защиты наследия экспедиции Аполлон.
Соглашения Artemis Accords, о которых впервые сообщило агентство Reuters, являются отсылкой к программе НАСА Artemis, в рамках которой планируется отправить на Луну первую женщину к 2024 году. Руководитель агентства Джим Брайденстайн ясно дал понять, что он желает сотрудничества с международными партнёрами, дабы создать устойчивое присутствие на лунной поверхности и вокруг нее. Однако НАСА считает, что на спутнике всем следует действовать в одних рамках.
«Когда мы отправляемся на Луну, должна быть основа, с которой мы все согласны» — отметил Брайденстайн. «И если вы согласны с этой концепцией, мы бы очень хотели, чтобы вы были частью программы Artemis». НАСА совместно с Государственным департаментом и Национальным космическим советом США разработало эти руководящие принципы.
Международные рамки для исследования космоса уже существуют в форме Договора о космосе, который был подписан и вступил в силу в 1967 году. В рамках договора отражена серия принципов относительно того, как страны должны исследовать это пространство. С одной стороны, исследование космоса должно быть мирным делом, никто не должен размещать там оружие массового уничтожения. Договор также предъявление кем-либо суверенных прав на космическое тело и гарантирует, что мы должны воздерживаться от намеренных загрязнений.
Тем не менее, Договор о космосе преднамеренно был составлен расплывчато, и Artemis Accords призваны лучше структурировать планы НАСА относительно Луны. «Старый договор очень расплывчат. Надо конкретизировать его в контексте лунной деятельности» — считает Кристофер Джонсон, советник по космическому праву в Фонде безопасного мира.
Идея заключается в том, чтобы заключить соглашение, не проходя стандартный процесс для подобных договоров, который иногда может растянуться на длительное время. Поскольку НАСА сосредоточено на том, чтобы к 2024 году добраться до Луны, потребность в ускорении процедур весьма реальна. «Мы не собираемся ждать переговоров по договору, который, по нашему мнению, отвечает нашим национальным интересам» — говорит Джонсон. «Мы верим, что можем долететь до Луны и использовать местные ресурсы. Но хотим действовать в партнёрстве с другими странами».
В рамках соглашения определяются в том числе «зоны безопасности», которые предоставляют потенциальным исследователям определённое пространство для работы на Луне без вмешательства других стран.
Соглашения также гарантируют, что страны могут добывать и использовать ресурсы, которые они находят на Луне. НАСА давно заявляет о своей заинтересованности в добыче водяного льда, который может находиться на поверхности небесного тела, и будет использоваться в качестве питьевой воды или для создания ракетного топлива. Однако ведутся споры о том, является ли это положение приемлемым, поскольку Договор о космосе гласит, что страны не могут претендовать или владеть имуществом в космическом пространстве.
«Если вы подписываете Artemis Accords, значит вы признаёте, что государства имеют право на доступ и использование космических ресурсов»
В начале апреля Трамп подписал распоряжение в поддержку возможности США добывать ресурсы на Луне и других небесных телах, утверждая, что это не противоречит Договору о космосе. Теперь, с этим соглашением, НАСА и администрация Трампа хотят сделать еще один шаг вперед и заставить несколько стран согласиться с тем, что такой способ использования космических ресурсов является приемлемым. «Если вы подписываете Artemis Accords, значит вы признаёте, что государства имеют право на доступ и использование космических ресурсов» — говорит Джонсон. «И они составлены таким образом, чтобы соответствовать Договору о космосе, но конкретизировать отдельные его положения. Поэтому, если вы отправитесь на Луну, подписав Artemis, вы можете использовать поверхность спутника для строительства мест обитания».
Соглашение также касается других более мелких вопросов материально-технического обеспечения, таких как регистрация посылаемых на спутник космических аппаратов. Страны, которые являются частью соглашения, также должны согласиться обмениваться данными открыто — так же, как это делает НАСА. Другие положения гарантируют, что наследие экспедиции Аполлон останется целым и невредимым, также предусматривается установка посадочных площадок на Луне, которые остановят распространение вредной лунной пыли, когда космический корабль коснется поверхности.
По словам Брайденстайна, такие страны как Япония и Канада заинтересованы в подобном подходе, а другие, возможно, не особо будут приветствовать инициативу. Представители России, например, раскритиковали Artemis Accords, когда о них впервые сообщалось; Дмитрий Рогозин, генеральный директор российской государственной космической корпорации Роскосмос, заявлял, что «Принцип вторжения (у США – прим.перев.) один и тот же, будь то Луна или Ирак».
«Я думаю, что люди будут интерпретировать это согласно своей идеологии и понимания вопроса» — говорит Джонсон.
Тем не менее, НАСА надеется, что другие страны согласятся участвовать в Artemis Accords. «Будет прозрачность, отчётность, учёт происходящего на поверхности Луны, поскольку разным странам придётся решать разные задачи на одной территории. Действуя открыто и чётко мы сможем достичь большего» — подчёркивает Браденстайн – «это наша главная цель».