Украинские батраки в Финляндии, или Чумацкий шлях одной там європейської країни

Говорил вам, что всегда просматриваю газеты сопредельных стран? Говорил. Вот сейчас финские газеты полны такой социальной рекламой. Зовут финнов на поля. Раз уж с Украины не приехали батраки в привычных для здешней аграрной индустрии количествах.

В разгар уборки финского урожая тема украинского батрачества так или иначе всплывает в местной прессе. Украинские батраки ценятся финскими фермерами; в здешней прессе часто можно прочитать, что финны не хотят и не умеют работать на селе, а вот украинцы и умеют, и хотят.

Я категорически против бросания камней куда-либо. На самом деле, работать никто не хочет, и мало, кто умеет. Дай человеку волю — и он бы пожизненно не работал. Ибо сказано:

«...проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; ...и будешь питаться полевою травою; ...в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:17-19)

И, так или иначе, бегут от этого проклятия все. Независимо от национальной принадлежности. Так что, видно, не совсем там дело в рукожопости городских финнов.

Итак, официальная почасовая оплата сельхозрабочего в Финляндии — 8,71 евро. Ну, и все местные эксперты и обозреватели-аграрники сошлись, что для финна это мало. За такие деньги финн на поле не выйдет. Одновременно фермеры-финны (см. выше) дружно заговорили об отсутствии у гипотетических финских сезонников необходимых трудовых навыков, об отсутствии времени на обучение персонала (украинцы, мол, добывают за тот же отрезок времени вдвое больше клубники, чем финны). Отчего внимательные люди стали задавать вопросы: это что ж за такие уникальные навыки у батраков-сезонников? В общем, финская общественность неожиданно узнала много нового про местное сельское хозяйство.

Фермеры, конечно, давно забили тревогу из-за нехватки персонала. Границы Финляндии закрыты из-за карантина. И фермеры через своих лоббистов пробили кое-какие дырки/лазейки. Например, в пограничной инструкции предусмотрена возможность беспрепятственного завоза рабсилы. На это случай там есть пункт,

“Работа, которая важна для функционирования общества или для обеспечения снабжения и должна выполняться незамедлительно”.

В Финляндии, в силу развитости общественных институтов, коль скоро существует проблема, она непременно привлечёт внимание журналистов, социологов. Отсутствие украинских гастарбаев дало повод поговорить об экономике финского фермерства, в частности о такой её составляющей, как рабсила.

Выяснилось, в частности, вот что. Хотя финны и в самом деле считают, что 8,71 евро в час это мало за батрацкий труд, на деле и этих денег украинским гастарбаям не платят. Реально речь идёт, как правило, о заработке от 5,57 до 6,50 евро в час. В среднем, украинский батрак зарабатывает на финских грядках 1000 евро в месяц. Чтобы вам понятно было, речь не идёт про исключительно сбор ягод. Батраки осуществляют полный уход за клубничными плантациями — прополку, очистку от травы, накрывание плёнкой и открывание, уход за саженцами, борьбу с вредителями. Тоже самое и с другими культурами.

Теперь про условия труда. Условия труда штука относительная. В принципе, с точки зрения батрака, ему нужен харч и крыша над головой. И это не противоречит позиции финских фермеров. Но мы-то с вами понимаем, что и харч, и крыша могут быть разными.

“Тебе, дружок, и горький хрен — малина,
А мне и бланманже — полынь”.

В общем, выяснилось, что, в то время как в трудовом договоре предполагается труд по 40 часов в неделю, на практике рабочее время вообще не регулируется. Обычно украинские батраки в Финляндии работают 10, 12 или 14 часов в день. Без дополнительной оплаты сверхурочных. По рассказу одного бывалого украинского батрака, выглядит это так:

“Отработал я 200 часов, по 6 евро в час, вышло 1200 евро. Потом финн-фермер делит эту сумму на 8,71 евро, и вот я по бумагам отработал менее 140 часов, и с жалобой не пойдёшь. А с Украины посмотришь — это же Клондайк! Эльдорадо! Ну и рвёмся сюда”.

Есть и ещё одна особенность, которая отражена в русской пословице “Летний день год кормит”. Когда идёт страда, хоть на клубнике, хоть на картошке, хоть на хлебах, рабочий день удлиняется на столько, на сколько нужно, чтобы ни один колосок, ни одна ягодка не пропала. А это значит, что самые важные две недели, пока не наступит Juhannus, украинские батраки вкалывают по 20 часов в сутки. Кстати, в это время года над Финляндией не заходит солнце. А вы думали, белые ночи — это вам в Питере тусить? Для финнов, по закону, положен перерыв 12 минут в час, но в том, что касается украинских батраков, это уж как получится.

Прав был дедушка Маркс, когда говорил, что “рабочий — это персонифицированное рабочее время”. В подтверждение этого можно добавить, что неофициально на рынке украинских батраков в Финляндии действует, фактически, фермерский картельный сговор, зарплату сезонников все финны-фермеры держат на одном уровне. Так что в переходе от одного фермера к другому финансового смысла нет. Заработки украинских батраков держатся на стабильном уровне, который остаётся неизменным уже лет 10. Никакого, то есть, роста.

Ну, и понятно, что батраки с Украины добираются за свой счёт. За свой счёт они несут и расходы по проживанию. В связи с нехваткой рабсилы, в этом году был случай, когда фермеры оплатили проезд для 200 украинских гастарбаев. Но нет никакой гарантии, что в конце срока эти деньги с трудящихся не вычтут. Однако бывалых украинских работников это не пугает, и они всё равно едут в Финляндию, преодолевая трудности. Я вам про это рассказывал.

Кстати, на Украине рекрутёрство батраков до сего дня было развитым бизнесом. Украинская фирма заключает договор с финскими фермами на поставку рабсилы, а потом продаёт эти вакансии будущим батракам. Если украинец вербуется на ферму к финну на месяц, надо рекрутёру уплатить 300 евро. За вакансию на финской ферме на 3 месяца иногда требуют до 1500 евро. Поскольку все рекрутёрские сделки оформляются по предоплате, будущий украинский батрак берёт кредит и/или залезает в частные долги, чтобы иметь возможность попасть в Финляндию, где выйдет на поле за реальные 6 евро в час и без оплаты сверхурочных.

Справочно:

11% ВВП Украины дают переводы украинских батраков и гастарбаев.

Такова их дислокация.