Новый жанр, в некотором смысле. Интервью для анонимного телеграм-канала. Есть теперь и такой формат.
Алескандр Леонидович, почему именно сейчас появились заявления о «тотальном недоверии к власти»? Связано ли это с коронавирусом или есть другие причины?
— Коронавирус это триггер. Недоверие к власти существует всегда и везде. Хрестоматийное «авластискрывают» не вчера появилось. Как и известное предупреждение о бессмысленности участия в азартных играх с государством. Обыватель белорусский точно знает, что власть его кинет. Как с з/п в 1000 долларов к 2015 году и неконвенциональным ударом по пенсионному возрасту. Мне не нравится слово «тотальный», поэтому условимся считать рост недоверия населения к власти экспоненциальным. Недоверие дало такой всплеск, потому что, во-первых, речь идёт в буквальном смысле, о жизни и смерти. И во-вторых, власть расписалась в полном неумении убедительно, доверительно и внятно разговаривать с людьми.
Почему наиболее активные граждане стали больше доверять телеграм-каналам, а не официальным СМИ?
— Телеграм-каналы как раз и создают такую иллюзию доверительности. Разумеется, они «срывают покровы». Работают в жанре «а король-то голый» и/или «дубина стоеросовая, чижика съел». Активист, он ведь тоже обыватель, просто малоусидчивый, нервный обыватель. Активисту надо всё время убеждать себя что он прав, поскольку всякий активист живёт и работает в режиме эхо-камеры. Доверие активиста строится на том, что он сам себе сформировал ленту источников. И эта лента совпадает с его, активиста, мировосприятием. Пользователь телеграм-каналов читает то, что он (пользователь) сам искал и нашёл. Вовлечённость в процесс получения информации. Плюс обосранное бельишко большого начальства, перверсивное любопытство.
«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе». Кто сказал? Правильно, А.С.Пушкин.
Президент А. Лукашенко в последнее время часто ссылается на телеграм-каналы. Действительно ли они стали авторитетным источником информации для принятия решений?
— Президент А.Лукашенко читает, или ему на ночь читают телеграм-каналы с той же целью, что и активист-обыватель. Если он на основе прочитанного ещё и решения принимает, то мне вас всех просто жаль.
Можно ли сказать, что телеграм-каналы стали представлять какую-то угрозу для белорусской власти и корректировать работу президента?
— Сказать можно всё, что угодно. На самом деле никакой угрозы они не представляют, поскольку мне ничего не известно о политических белорусских телеграм-каналах. О тех, которые ставят перед собой целю свержение действующего главы государства и последующий захват и удержание власти в целях спасения Отечества. Или хотя бы личной наживы. Простите за трюизм, «нет такой партии».
Нужно ли белорусской власти бороться с телеграм-каналами?
— Это вопрос пастернаковской глубины и мощи! «Но кто ж он? На какой арене//Стяжал он поздний опыт свой?//С кем протекли его боренья?//С самим собой, с самим собой». Технологически вы предлагаете Верховному главнокомандующему Республики Беларусь бороться с владельцем палёной «симки», купленной в подземном переходе у трёх вокзалов? Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать. Если уж совсем допекли... Ну, я даже не знаю... Ну, пусть клерков своих на это дело поставит, за мелкий прайс. Всё меньше ущерба от них будет.