1 апреля или вскорости после этого Саудовская Аравия, скорее всего, обгонит Россию и станет вторым крупнейшим производителем в мире. Но эта ценовая война не закончится до тех пор, пока Саудовская Аравия не отберет глобальное первенство у Соединенных Штатов, что должно произойти в течение ближайших двух лет.
Саудовская Аравия, де-факто лидер и наиболее влиятельный участник ОПЕК, на последней встрече решила разорвать действовавшее до того момента стратегическое нефтяное партнерство с Россией и принять новую политику по максимизации уровня производства. Нефтяные цены рухнули, продемонстрировав самое большое падение со времени войны в Заливе 1991 года.
Но еще важнее то обстоятельство, что новый курс трансформировал глобальные нефтяные рынки, обеспечив Саудовской Аравии долгосрочное преимущество. Этот шаг знаменует существенную перемену в поведении самого крупного производителя нефти в мире. В последние годы Эр-Рияд пытался управлять глобальными нефтяными рынками за счет варьирования уровня производства посредством трудной кооперации с Россией. В конце концов наследный принц Мохаммед бен Салман решил перейти к долгосрочной политике, которая не только сохраняет и существенно повышает долю рынка для Королевства, но и может означать конец ОПЕК как организации, функционирующей по единым правилам.
Это решение крайне непопулярно среди большинства государств-экспортеров нефти, международных энергетических компаний и сланцевых производителей в США, поскольку обрушивающиеся цены радикально сокращают их доходы, а в ряде случаев просто ведут их к банкротству. Есть несколько причин, по которым Королевство выбрало такой агрессивный подход.
Во-первых, все сменявшие друг друга саудовские монархи признавали, что сохранение производительных мощностей имеет стратегическое значение. Ведь оно является живым индикатором способности мировых нефтяных рынков отвечать на внезапные кризисы, которые могут поставить под сомнение свободный поток нефтяных поставок. Saudi Aramco, государственный нефтегазовый гигант, потратил с 2012 г. более 35 миллиардов долларов на то, чтобы сохранить способность устойчиво производить 12 миллионов баррелей в день, а также обладать возможностью в кратчайший срок еще нарастить добычу на 1,5-2 миллиона баррелей. И именно это саудовцы будут делать в ближайшие несколько недель. Предполагается, что Saudi Aramco будет выкачивать ошеломляющие 12 миллионов баррелей ежедневно с 1 апреля 2020 г., экспорт достигнет объема 9,5-10 миллионов баррелей в день.
1 апреля или вскорости после этого Саудовская Аравия, скорее всего, обгонит Россию и станет вторым крупнейшим производителем в мире. Но эта ценовая война не закончится до тех пор, пока Саудовская Аравия не отберет глобальное первенство у Соединенных Штатов, что должно произойти в течение ближайших двух лет.
Ни одна страна, кроме Саудовской Аравии (Россия – не исключение) не имеет политической и финансовой воли так обильно инвестировать в производственные мощности. Благодаря этому саудовцы могут позволить себе действовать в одиночку и создавать непреодолимый хаос для огромного большинства их конкурентов в производстве традиционной и сланцевой нефти по всему миру. Чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, министр энергетики Королевства принц Абдулазиз бен Салман выпустил на прошлой неделе директиву, согласной которой мощности устойчивого производства Saudi Aramco должны быть в течение 24 месяцев доведены до 13 миллионов баррелей в день.
С точки зрения внутреннего положения Саудовской Аравии, более низкие цены на нефть допустимы на протяжении десятилетия. Согласно исполнительному директору Aramco Амину Нассеру, «если коротко, Saudi Aramco может пережить очень низкие цены и переживать их долгое время». С точки зрения производства (налоговая нагрузка, вложения в инфраструктуру, производственные и транспортные затраты), саудовская нефть – самая дешёвая, 8,98 за баррель, согласно прошлогодним данным IPO. Для сравнения, себестоимость сланцевой нефти в США составляет 23,35 за баррель (20,99 доллара для несланцевой), а средняя себестоимость российской нефти составляет 19,21 за баррель, согласно американскому Управлению энергетической информации (EIA).
Во-вторых, золотовалютный запас Саудовской Аравии превышает 500 миллиардов долларов, таким образом ее государственный бюджет защищён на случай внезапного падения доходов от продажи нефти. Новый курс Саудовской Аравии предполагает, что длительный период низких цен поможет сохранить, а со временем увеличить долю рынка перед лицом сланцевого бума в США. Технология гидроразрыва уже обеспечила ежедневное поступление на глобальный рынок нескольких миллионов баррелей. Однако добыча сланцевой нефти – занятие дорогостоящее, и снижение цен до среднего уровня 20-25 долларов будет означать, что сразу нескольким важным американским производителям очень скоро придется признать свою бизнес-модель неэффективной, а в более длительной перспективе их ждет банкротство.
Саудовская Аравия обладает более чем 25% мировых нефтяных резервов, на нее приходится примерно 70% потенциала наращивания производственных мощностей, и страна является с большим запасом крупнейшим экспортером сырой нефти.
Основываясь на разных моделях доходов, которые исходят из различных уровней средних нефтяных цен и объёмов экспорта, министерство финансов Саудовской Аравии и Саудовское ведомство финансовой политики (SAMA) разрабатывают планы государственных расходов, которые соответствовали бы нефтяным ценам не выше 30 долларов за баррель в ближайшие пять лет с периодическими падениями до 15 долларов за баррель. Глава финансовой службы Aramco Халид аль Даббаг подчеркнул: «Мы [Aramco]вполне уверены в том, что оправдаем ожидания наших акционеров при цене 30 долларов и даже ниже».
Будет грубой ошибкой сомневаться в том, что нынешнее саудовское руководство не обладает политической решимостью воплотить в жизнь описанную политику. Саудовская Аравия создала новый нефтяной рынок на новых основаниях. Производители нефти, которые не поняли этого тектонического сдвига и не смогли приспособиться к новой реальности, пострадают и безвозвратно отстанут.