Передёргивание фактов и ложные аргументы являются неизбежными спутниками споров в соцсетях. Тем не менее, независимо от того, насколько тот или иной оппонент в интернет-споре кажется вам некорректным, вы навряд ли заставите его передумать. Почти полтора века назад британский философ Джон Стюарт Милль чётко объяснил, почему некоторые аргументы будут использоваться всегда. Как отмечает историк Роберт Сондерс, анализ Милля прекрасно применим в том числе к интернет-дискуссиям.
Милль особое внимание уделяет тому часто упускаемому из виду обстоятельству, что многие мнения основаны не на фактах, а на чувствах. Таким образом, контраргументы абсолютно бессмысленны против эмоций, а лишь заставляют людей глубже погрузиться в них и укрепиться в своих убеждениях.
Интуитивно, большинство людей признают, что эмоции влияют на их мнение. Мы используем риторические приемы и невербальные знаки, чтобы убедить других в наших взглядах. И мы знаем, что гневные реакции на, например, утверждения, что дети однополых родителей развиваются так же, как и дети, воспитанные гетеросексуалами, основаны на эмоциональных предрассудках, а не на стремлении установить факты.
Исследования подтверждают важность эмоций. Например, пациенты с повреждениями головного мозга в областях, ответственных за обработку эмоций, сталкиваются со сложностями в принятии решений, что доказывает значение эмоций для выбора. А дипломированный психолог Роб Йенг, чья книга «Как выделяться» подчеркивает эффективность эмоций, а не логики в убеждении других, указывает на исследования, доказывающие, что использование метафор мотивирует людей принимать решения.
В Интернете, когда мы не можем видеть лица других людей или считывать их настроение, легко забыть об эмоциях. Вместо того, чтобы взаимодействовать с чувствами других и уважать их, мы склонны «бомбить» тех, кто придерживается иного мнения «фактами». Но даже на первый взгляд твердые доказательства, такие как периодическая таблица Менделеева, часто проигрывают субъективизму; широкая философская теория под названием «социальный конструктивизм» утверждает, что факты всегда являются отражением социально сконструированных ценностей. Часто существует несколько способов интерпретации одной и той же информации, и поэтому, хотя некоторые люди предпочитают думать, что они правы во всем, есть удивительно мало вопросов, по которым существует однозначно верное мнение.
Поэтому вместо того, чтобы пытаться переубедить других, мы должны быть готовы изменить свое мнение и находить информацию, которая ставит под сомнение нашу точку зрения. Возможно, в результате окажется, что те, кто не согласен с вами, действительно хорошо понимают факты. Есть вероятность, что, в конце концов, именно вы — тот, кто не прав.
Оригинал: Quartz